Тенденция«Барбикор» — самая противоречивая тенденция этого лета
Всему ли виной новый фильм Греты Гервиг?
В самом начале пандемии мы писали про «коттеджкор» — умиротворяющую тенденцию на единение с природой, про новое поколение инфлюэнсеров и их видео с выращиванием роз в собственном идеальном саду «как с картинки» и собирание грибов. Чуть позже мир захлестнул «редженсикор» — с роскошными платьями и корсетами, в популярности которого стоит винить сериал «Бриджертоны». Сосчитать, сколько ещё микротенденций (в первую очередь очередь благодаря тиктоку) возникло с того момента, сложно: «грендперентскор», «woodland-готика», «клоункор» — всего не перечислить. Но, как ещё год назад справедливо отметили в статье The Atlantic, «это было только начало».
Наступившее лето модные медиа считают летом «барбикора». Если всё настолько ужасно в реальном мире, почему бы не отправиться в пластиковый? Рассказываем, что это за явление, почему новый фильм про Барби далеко не единственная причина его популярности и какие подводные камни оно в себе таит.
Барби и мода
Мир кукол Барби всегда неотрывно был связан с миром моды. Компания Mattel, выпускающая известную куклу, сотрудничала с огромным количеством дизайнеров — за 60-летнюю историю одежду для Барби и Кена придумывали и классики вроде Джорджо Армани, и условные авангардисты вроде Гарета Пью. Кукла служила своего рода вдохновением — некоторые дизайнеры, например Вика Газинская, признавались в интервью, что начали интересоваться одеждой и шить её для кукол Барби с самого детства.
Классические элементы и артефакты, сопровождавшие Барби, тоже не раз служили отправной точкой для дизайнерской мысли. Из относительно недавних примеров — аксессуары молодого итальянского дизайнера Джио Форбиче, который выпускает под своим провокативным лейблом ForBitches маленькие сумочки в виде бантов и бабочек, хорошо знакомые тем, кто ностальгирует по Барби из своего детства.
Эти фотографии пока что лишь подкрепляют наше представление о Барби как о фигуре гиперфеминной и конвенциональной, «девчонки из Малибу, у которой есть всё, что она захочет»
Причина популярности сегодня
Сейчас вовсю идут съёмки «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. Снимает фильм любимица Wonderzine, оскароносная режиссёрка и актриса Грета Гервиг. Случайные фотографии с бэкстейджа заполонили интернет, а первые официальные кадры породили гигантское количество мемов. И хотя Гервиг, казалось бы, не может сделать очевидных ошибок и проигнорировать фемоптику (кажется, для этого её и позвали), на снимках со съёмок фильма Марго Робби предстаёт перед нами в довольно типичном «Барби-облачении». Облегающий костюм цвета фуксии и ковбойская шляпа? Есть. Игривая повязка на голову и кабриолет? Тоже.
Эти фотографии пока что лишь подкрепляют наше представление о Барби как о фигуре гиперфеминной и конвенциональной, «девчонки из Малибу, у которой есть всё, что она захочет». Нельзя не отметить близость «барбикора» к другой эстетике — «бимбо», с её нарочитой сексуальностью и представлениями об «идеальной женщине». «Барбикор» тоже символизирует собой успех, американскую мечту, изобилие. В полуработающем в России тиктоке уже более 7 миллионов видео с хештегом #barbiecore. Правда, заслуга в этом не только у ещё не вышедшего голливудского блокбастера.
Желание добавить ярких красок, наивности и нарядности легко объяснимо в постпандемийном мире, который незаметно перешёл к тревожнейшему этапу военного времени. Не обошлось без эскапизма — как будто если делать вид, что проблемы не существует, она перестанет существовать. Но примерно так и происходит.
Популярность розовых, наивных, акцентных нарядов этим летом бьёт все рекорды. Едва ли дизайнер Valentiono Пьерпаоло Пиччоли, частично ответственный за этот ажиотаж, думал о Барби, выпуская на подиум в своей осенне-зимней коллекции огромное количество театрализованных луков цвета фуксии. Но всё сошлось настолько, что актрису Зендею в костюме Valentino умельцы прифотошопили в снимок со съёмок фильма «Барби», вызвав переполох и пересуды о «секретном кастинге» в среде фан-сообщества.
Тем временем активно «барбикор» (специально или нет) продвигают и инфлюэнсеры. Так, одна из самых известных поп-культурных пар нашего времени, актриса Меган Фокс и музыкант Machine Gun Kelly, промоутируют документальный фильм «Life In Pink» — и тоже делают это в лучших традициях «барбикора», создавая конкуренцию кукольной паре. Выходы Меган Фокс с цветными волосами, в босоножках на завязках, с микросумкой со стразами в платье Nensi Dojaka и обтягивающем металлизированном костюме The Andamane — теперь навсегда в истории. «Вайбы „барбикора“» медиа отмечают и в недавних снимках телеведущей Ким Кардашьян (розовый интерьер словно подчёркивает принадлежность к новой модной эстетике) и певицы Лиззо.
Если вам кажется, что всё это вам что-то напоминает, — вам не кажется. Ещё одна причина популярности «барбикора» — всё та же непреходящая ностальгия по нулевым. Именно на это время пришлась популярность загорелого тела и броских, откровенных нарядов цвета фуксии, леопардового принта, страз и разрезов. Выходы звёзд того времени вроде Пэрис Хилтон или Линдси Лохан — их вполне можно было бы назвать первопроходцами «барбикора» — легко спутать с сегодняшними выходами звёзд.
Критика «барбикора» лежит на поверхности. Сравнение женщин с куклой и желание в чём-то быть похожей на куклу — об этом ли мы мечтали в 2022-м?
Критика
Собственно, критика «барбикора» лежит на поверхности. Сравнение женщин с куклой и желание в чём-то быть похожей на куклу — об этом ли мы мечтали в 2022-м? Несмотря на то, что многие годы компания Mattel как будто пыталась идти в ногу со временем и даже делать реверансы в сторону эмпауэрмента, её самый популярный продукт — белозубая кукла-блондинка с нереалистичными конвенциональными формами. И за 60 лет эта кукла, которая есть в комнатах и детских садах маленьких девочек по всему миру, визуально не претерпела никаких радикальных изменений. Барби с инвалидностью, с разной фигурой, разнообразных профессий вроде президентки, пожарной, футболистки или в виде вдохновляющих персон вроде Авы Дюверней или Лаверн Кокс как будто нужны лишь для «приличия» (и заголовков).
Желание компании оставаться «модными», «на слуху», не быть вычеркнутыми из современной повестки понятны. Но почему-то даже безобидные модные коллаборации вроде Mattel и Zara вызывают вопросы: почему все модели в съёмке — только очень худые высокие девушки, а благодаря такому стилистическому приёму, как нереалистично пышная причёска, напоминают самую что ни на есть Барби классического образца, от которого компания якобы хочет немного дистанцироваться?
То же касается и эстетики нулевых — мы уже писали, что мода в это время по-тихому игнорировала женщин больших размеров. Фетишизация экстремальной худобы, как и нереалистичная фигура куклы Барби, не выдерживает сегодня никакой критики — и это явно не то, к чему стоит возвращаться.
Можно сколько угодно говорить о том, что к любому тренду из тиктока не стоит относиться серьёзно — разве популярность пышных розовых платьев и россыпь страз может сделать кому-то плохо? Но если всмотреться в современных Барби, вопросы всё же возникают, и все имеют право их задать.
ФОТОГРАФИИ: Mattel, Valentino, Megan Fox / соцсети, Kim Kardashian / соцсети, Zara