ТенденцияТигры, зебры, леопарды: Почему животные принты регулярно возвращаются в моду
И как их носить сегодня
«Узоры, имитирующие те, что встречаются в природе, обязательно возникают каждый сезон, но сейчас наблюдается возрождение истинного модного максимализма», — писал британский Vogue ещё весной этого года. После показа коллекций сезона весна-лето — 2022 стало окончательно ясно, что мода соскучилась по фантазиям и гротеску, а минимализм и скромность уступили место ироничной «роскоши», вдохновлённой ранними 2000-ми. И потому интерес к «звериным» принтам снова выходит на первый план.
Бытует стереотип, что «хищный» принт «вульгарный» или по крайней мере агрессивно сексуальный, но такой его репутация была не всегда. Вероятно, «дурновкусием» он заразился в 1990-е, когда леопардовые и тигровые рисунки, культивируемые брендами Versace или Cavalli, сообщали «осторожно, горячо!», после чего секси-образы тиражировались поп-культурой, вещи — копировались ширпотребом, а принты обесценились и заработали сомнительный статус. Неоднозначность анималистичных рисунков также объясняется тем, что они якобы вырваны из контекста дикой природы, где пятна и полосы работают как оптический камуфляж, помогая хищникам «растворяться» в окружающей среде. Тот же рисунок, перенесённый в индустриальные пейзажи, выглядит инородно и даже «шокирующе».
ТЕКСТ: Светлана Падерина,
автор телеграм-канала wannabeprada
С чего всё началось
Можно предположить, что у стремления носить животные принты есть исторические корни: в древности звериные шкуры, обладавшие ценностью дорогого трофея и имевшие сакральное значение (якобы, надевая шкуру животного, вы приобретаете его силу) доставались людям, наделённым превосходством или властью. Носить одежду «под хищника» модники начали ещё в XVIII веке. К примеру, на картине Венцеслао Верлина 1768 года «Интерьер с элегантной компанией» щеголеватый джентльмен одет в бриджи с леопардовым принтом и соответствующий жилет.
Но широкую популярность такие рисунки получили в первой половине прошлого столетия по стечению двух обстоятельств. Во-первых, технический прогресс уже позволял выпускать набивные ткани массовым тиражом. Во-вторых, в 1932 году вышел звуковой фильм «Тарзан — человек-обезьяна», ставший частью многотомной кинофраншизы о загадочном дикаре, придуманном Эдгаром Райсом Берроузом. Именно эта картина послужила инспирацией для обилия текстильных имитаций звериных шкур в женской моде.
Элегантное платье с леопардовым принтом появилось в дебютной коллекции Кристиана Диора в 1947 году, став посвящением музе дизайнера, светской диве Митце Брикар. А к 1960-м сложилась парадоксальная ситуация: рост популярности звериных рисунков привёл к астрономическому спросу на настоящие шкуры хищников, с помощью которых можно было демонстрировать высокий статус и подлинный шик. Из-за модных капризов гибли сотни ягуаров и леопардов, и защитники животных забили тревогу. Откликнувшись на протесты активистов, дизайнер-авангардист Руди Гернрайх создал серию образов, в которых натуралистичные рисунки под жирафа, тигра, ягуара покрывали женскую фигуру с головы до ног.
В 1970-х леопардовый принт присвоили панки, которые как никто умели рушить устоявшиеся стереотипы, а в 1980-х мода, вдохновлённая гремучей смесью из поп-культуры, электронной музыки и космических полётов, превратила классические узоры в психоделические — окрасив «зебр» и «леопардов» в неестественные, химические оттенки. К этому моменту стало понятно, что у анималистичных рисунков нет какого-то определённого значения, такого как «вульгарный» или «статусный» — всё зависит от контекста, в который они помещаются. Чем, собственно, и объясняется их огромная популярность.
Почему хищные принты снова с нами
Эстетика докризисных 2000-х, когда хищные принты были неотъемлемой частью гламура, вернулась в большую моду благодаря поколению Z: сегодняшние двадцатилетние радостно перетряхивают стиль молодости своих родителей и примеряют его на себя. В эту тенденцию хорошо вписались марки, переживающие процесс возрождения или обновления. В числе первых — бренд Alaïa, над которым сегодня трудится бывший помощник Рафа Симонса Питер Мюльер. Культовую коллекцию Аззедина Алайи 1991 года, в которой был целый блок леопардовых пальто и платьев, Мюльер вспоминает довольно скромно — одним-единственным выходом, однако на Net-A-Porter можно приобрести расширенную линейку леопардовых вещей, выпущенных под этим брендом.
Результаты реновации Roberto Cavalli представил новый креативный директор Фаусто Пульизи. Он продемонстрировал, что обновлять анималистичный принт нужно именно так — с изрядной долей смелости и здорового юмора. Леопардовые кэтсьюты, костюмы со звериными мордами, микромини с рисунком под зебру, платья с высоченными разрезами, демонстрирующие изнанку с другим, тоже хищным рисунком. И всё это «сафари» выглядит современно, легко и непринуждённо.
Другим новшеством сезона стала коллекция Christian Dior. Дизайнеру Марии Грации Кьюри впервые за много сезонов удалось удивить публику и вместо макси-платьев с этническим привкусом показать юную динамичную коллекцию, созданную по архивам работ преемника Кристиана Диора — Марка Боана. Здесь случился камбэк эстетики 1960-х — но уже не буржуазной, а демократичной, ориентированной на молодое поколение. На мини-платьях и компактных пальто поп-арт-граффити со стилизованными гепардами и зебрами смотрятся более чем уместно.
Где покупать и как носить
Самый простой способ подступиться к «хищникам» — выбрать вещь предельно лаконичного кроя, которую легко вписать в будничный гардероб. Кроме того, принты можно взять не яркие, а в приглушённой цветовой гамме — такие подойдут даже для офисного дресс-кода. Шёлковую рубашку с леопардовым принтом можно носить как с джинсами, так и набросив поверх однотонного минималистичного платья. Платье с тотальным «звериным» рисунком тоже подойдёт для ежедневных выходов: сегодня их носят с кроссовками или трекинговыми ботинками, воссоздавая стиль
1990-х. Но наиболее интересно смотрятся «леопарды» неклассических расцветок — например, в зеленоватой или сиреневой цветовой гамме. Пёстрая леопардовая водолазка или лонгслив будут идеальны с чёрными брюками.
Экспериментировать можно или с формой, или с сочетанием рисунков. «Хищные» принты хорошо сочетаются либо друг с другом (разные принты в одной цветовой гамме или одинаковые принты в разной цветовой гамме), либо — как в джунглях — с изображениями экзотических цветов и листьев. Вдохновение можно найти в архивных коллекциях Dries Van Noten и Roberto Cavalli. Кстати, обновить свой гардероб можно и без вреда для окружающей среды — воспользовавшись поиском на сайтах по перепродаже одежды, тем более что винтажные вещи с анималистичными рисунками часто выглядят куда эффектнее, чем современные. Наконец, для модного высказывания бывает вполне достаточно аксессуаров: стоит надеть к монохромному костюму пятнистые лоферы или к тёмному пальто — яркие перчатки, и образ готов.
ФОТОГРАФИИ: Roberto Cavalli, Alaïa, Dior, Valentino