ТенденцияWanna be on top: Как обувь на платформе снова врывается в модный мейнстрим
И вопреки курсу на комфорт становится ещё выше
За последние несколько лет из 90-х и 2000-х вернулись десятки микротенденций, но, похоже, идеи даже из таких культовых эпох нельзя перерабатывать вечно. Теперь дизайнеры, судя по популярности брюк клёш и блёсток, вновь ищут вдохновение в эпохе диско, глэм-рока и Дэвида Боуи. Вот уже несколько сезонов с подиумов не уходит один из главных символов 70-х — обувь на платформе.
Текст: Екатерина Рыбалко
С чего всё началось
Платформа сегодня обычно ассоциируется либо с Марком Джейкобсом, коллекции обуви которого можно только позавидовать, либо с образами солисток группы Spice Girls, которые в своё время укрепили популярность силуэта. Однако история обуви на платформе тянется ещё с античной Греции. В древних театрах актёры носили котурны — кожаные сандалии на платформе, благодаря которым зрители могли разглядеть людей на сцене. В Средние века платформа тоже имела чисто функциональное назначение: среди дворян и крестьян были популярны чопины — ботинки на высокой подошве из дерева или пробки. Такая обувь защищала от грязи и всяческих инфекций, которые поджидали горожан на улицах.
В категорию «красивое и модное» платформу перевёл итальянский дизайнер Сальваторе Феррагамо. В 1938 году модельер представил сандалии на платформе The Rainbow, которые он разработал специально для актрисы и певицы Джуди Гарленд. На создание обуви Феррагамо вдохновило исполнение Джуди песни «Over The Rainbow». Бренд и сегодня чтит эту радужную модель, считая её важной вехой в собственной истории.
Настоящим хитом обувь на платформе стала в 1970-е годы. Танцоры диско и фанаты глэм-рока выбирали броскую обувь на платформе, чтобы выделяться из толпы. В Лондоне местом притяжения околомодного круга стал магазин Biba дизайнерки Барбары Хуланики, клиентами которого были Мик Джаггер, Дэвид Боуи и Брижит Бардо. Именно тут можно было найти стильные декадентские платформы, боа из перьев, бархатные брючные костюмы и мини-юбки.
Ботинки на платформе носили повсеместно — не только на дискотеках, но и на протестах. Например, в подобной обуви многие женщины вышли на марш за ратификацию поправки о равных правах, который организовала Национальная женская организация в 1976 году.
Второе дыхание платформа получила уже в 90-е. Здесь же начались и дискуссии по поводу комфорта и удобства такой обуви — в том числе после знаменитого падения Наоми Кэмпбелл на шоу Вивьен Вествуд: модель не устояла на туфлях с 23-сантиметровой платформой. Появляется и модный гибрид — ботинок на платформе и кроссовок. Амбассадорками такой обуви стали солистки британской поп-группы Spice Girls — все, кроме Виктории Бекхэм, которая почти никогда не изменяла классическим лодочкам. Образы девушек стали настолько культовыми, что сейчас на Etsy есть отдельный раздел, в котором можно найти винтажные модели, похожие на обувь Spice Girls.
В начале нулевых немалую роль в популяризации платформы сыграл Стефано Пилати, бывший креативный директор Yves Saint Laurent. Модельер выпустил босоножки Tribute, которые в разное время носили Бритни Спирс, Бейонсе и Дженнифер Лопес. А в 2010 году, незадолго до своей смерти, Александр Маккуин представил знаменитые туфли Armadillo (их затем Леди Гага выкупила на аукционе), которые навсегда остались в истории моды.
Как обувь на платформе снова вернулась в моду
В 2018 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке проходила выставка «Вещи: Современна ли мода?». Выставка была посвящена одежде и аксессуарам, которые оказали влияние на моду XX и XXI веков. «Обувь на платформе настолько популярна в разных регионах, эпохах и стилях, что просто невозможно было не включить её в нашу выставку», — рассказывает Паола Антонелли, старший куратор департамента архитектуры и дизайна MoMA. Экспонаты для выставки были отобраны и представлены в хронологическом порядке начиная с 1930-х годов: посетители музея могли вживую увидеть работы Дельмана, Вивьен Вествуд, Александра Маккуина и даже сценическую обувь Элтона Джона.
«Мы попытались показать, что обувь на платформе практически никогда не выходила из моды, но при этом часто менялась внешне. Это очень похоже на маленькое чёрное платье, которое за десятилетия изменило свой силуэт, но сохранило цвет», — добавляет куратор.
Переоценить значение обуви на платформе в истории моды трудно, поэтому неудивительно что дизайнеры вот уже несколько лет экспериментируют с силуэтом. Один из ярких примеров — бренд Nodaleto, основанный дизайнеркой Джулией Толедано, дочерью одного из важнейших людей в модной индустрии и CEO LVMH Fashion Group Сидни Толедано. Появившись только в 2019 году, туфли Nodaleto на трапециевидном каблуке и платформе сразу замелькали в инстаграме инфлюэнсеров. Оценили их не только сёстры Хадид и Дуа Липа, но и художники по костюмам. Так, Патриция Филд, работавшая над образами героев сериала «Эмили в Париже», выбрала для Камилль, подруги Эмили, туфли молодого бренда.
Одним из главных акцентов платформа стала в коллекциях нынешнего осенне-зимнего сезона 2021–2022. Versace выпустили сразу два хита на платформе — атласные туфли и кожаные ботильоны, которые завирусились в TikTok. Миууча Прада и Раф Симонс показали облегающие сапоги-чулки с психоделическими принтами, которые уже становятся «героями» стритстайла и модных съёмок. Марк Джейкобс, вот уже несколько лет не изменяющий обуви на платформе в реальной жизни, сделал её главной героиней и для своей коллекции: широкие брюки, платья с пайетками, длинные пуховики сочетались с ботинками и туфлями на платформе.
На прошедшей неделе моды тенденцию поддержали многие другие дизайнеры, так что платформа останется с нами ещё как минимум на один сезон. Силуэт родом из 70-х появился в коллекциях Coperni, Ports 1961 и Peter Do. А ещё выше платформа стала у Sunnei, Sportmax, GCDS, Acne Studios, Dsquared2 и Del Core.
Как носить и где купить
В этом сезоне обувь на платформе будет везде — и не только в качестве арт-объекта или стилистического элемента на съёмках и показах, как было до сих пор. В том, что такая обувь становится очень популярной и в реальной жизни, можно убедиться, посмотрев социальные сети модных инфлюэнсеров или зайдя на первую страницу сайта любого масс-маркета. Объяснений этому как минимум два: поиск новых силуэтов (и переработка подзабытых старых) и желание немного поступиться комфортом в угоду «нарядности» — это большая посткарантинная тенденция, которая была особенно заметна на прошедших неделях моды. Но тем и хороша современная мода — даже если вы не терпите и крошечного «возвышения», а предпочитаете слиперы или кроссовки, вы всё равно окажетесь в центре, а не на обочине.
Так что мы бы дали обуви на платформе шанс: во-первых, она обезопасит вашу верхнюю одежду и низ от грязи, а во-вторых, сочетать такую обувь можно практически с любой вещью. Например, к мини-юбке отлично подойдут высокие сапоги на платформе, а для длины макси — сабо. Широкие брюки и ботинки на платформе, как уже доказал Марк Джейкобс, тоже прекрасный осенний дуэт.
Сочетание прямиком из 70-х — платформа и брюки клёш. А если вы хотите чуть больше экспериментов со стилем, обратите внимание на образ блогера и дизайнера Zara Лауры Тённер — платье с необычным принтом (под которое, кстати, можно надеть брюки или легинсы) и обувь на платформе.
ФОТОГРАФИИ: Sunnei, Sportmax, Dsquared, Nodaleto