ТенденцияТриумфальное возвращение брюк клёш: Главная вещь 70-х и этой осени
С чем их носить и сочетать сегодня
С нулевыми по количеству возвращающихся тенденций может состязаться только одна декада — 70-е. Тай-дай, кроше, сумки-корзины, сабо — эти символы эпохи сегодня мы видим везде. А в последнее время дизайнеры обратили внимание на расклёшенные брюки и джинсы — и сегодня силуэт, напоминающий о свободном и бунтарском духе семидесятых, актуален как никогда.
Екатерина Рыбалко
С чего всё началось
Когда речь заходит о расклёшенных джинсах, в памяти сразу всплывают культовые образы 60-х и 70-х годов прошлого века. Но на самом деле этот силуэт появился намного раньше: первыми клёш начали носить моряки ещё в XIX веке. Из-за широких штанин, которые легко можно было подвернуть (например, во время мытья палубы), брюки были очень функциональны. Кроме того, считалось, что если моряк падал за борт, клёши можно было приспустить: из-за широких штанин, в которые попадал воздух, человек не мог утонуть.
До 60-х годов XX века мода была недоступна большинству: в этот период дизайнерская одежда была предназначена для очень ограниченного круга людей, а дизайнеры чаще задумывались о зрелищности образа, чем о его универсальности и практичности. Но на смену постоянным клиентам модных домов пришла молодёжь 60-х — поколение, вдохновлённое бунтом предыдущего десятилетия и желающее (буквально) всем своим видом продемонстрировать отказ от устаревших ценностей.
Период с конца 60-х до середины 70-х годов сегодня ассоциируется со свободой и новаторством — не только в обществе, но и в дизайне. Дизайнеры начали использовать новые материалы — люрекс, металл, резину, — правили бал ретрофутуризм и новые формы Андре Куррежа, Пако Рабана и Пьера Кардена. Именно в это время появилось множество привычных нам вещей: кофты на молнии, мини-юбки, комбинезоны, трапециевидные платья. И ближе к началу 70-х годов в моду входит самая узнаваемая вещь эпохи — расклёшенные брюки.
Не обошла стороной тенденция даже Советский Союз. Как вспоминают героини нашего материала, в середине 70-х о брюках клёш и мини-юбках мечтали все: «Это был атрибут взрослости. Тебе четырнадцать лет, и ты убеждаешь маму выделить 10–15 рублей из семейного бюджета на пошив первых и крайне необходимых в твоей жизни клёшей. В магазине ничего такого купить было нельзя, поэтому всё шили сами. Идеальная модель клёш расширялась от бедра и скрывала туфли на 10-сантиметровой платформе, а юбка была тридцать сантиметров длиной». До того, как расклёшенные брюки и джинсы стали доступны всем, их действительно чаще шили сами, но отдельные счастливчики могли похвастаться джинсами Montana, Lee и, конечно, Levi’s. «В начале 1970-х у каждой модной девушки имелся плащ из кожзама и расклёшенные брюки», — вспоминает одна из героинь. И на ум сразу приходит каноничный образ Шер в кожаном бордовом жакете и полосатых брюках клёш.
Редко о какой вещи можно смело сказать — её носили все. Но о клёшах можно. Модель Твигги, дизайнер Мэри Куант (которая сама, между прочим, прославилась благодаря популяризации мини-юбок), певец Дэвид Боуи, актриса Фэрра Фосетт, солистки группы ABBA, певица Сильви Вартан и футбольные фанаты — трудно поверить, что одна вещь могла покорить так много людей, при этом даже не попав в рекомендации TikTok.
По наличию расклёшенных брюк или джинсов в кадре сегодня можно легко понять, в какое время разворачиваются события в фильме. Так, в фильме «Под кайфом и в смятении» даже без подсказки создателей в описании («На дворе убойные 70-е») зритель считывает главные синонимы эпохи: брюки клёш (с радугой — наши фавориты), обувь на платформе и характерные блузы. Почти как по энциклопедии можно изучать моду 70-х, смотря фильмы «Лихорадка субботнего вечера», «Клют», «Крамер против Крамера», «Грязный Гарри», «Три дня кондора», герои которых тоже носят расклёшенные джинсы и брюки.
После середины 70-х годов популярность клёш пошла на спад, и вернулся в тренды силуэт лишь в 90-е. Хотя клёши не смогли затмить обтягивающие джинсы с низкой посадкой, силуэт всё же разнообразил моду конца прошлого века: особенно прижился на красных дорожках образ с расклёшенными джинсами и брюками, надетыми под платья, — ещё один оммаж 70-м.
Как расклёшенный силуэт вновь вернулся в моду
В 60-х произошли самые важные перемены касающиеся модного рынка. Молодым людям нужна была новая и доступная одежда, отражающая бунтарский дух времени и их реакцию на социальные и политические перемены. Удивительно, но почти все приметы этих двух десятилетий можно заметить и сегодня: показная роскошь уходит в прошлое. Желание современных молодых людей взять контроль над своей жизнью и без подсказок предыдущего поколения строить что-то новое очень синонимично настроению молодёжи шестидесятых.
Две декады прошлого века запомнились бумом идей, поэтому неудивительно, что сегодня — когда некоторые критики говорят о кризисе идей в модной индустрии — дизайнеры обращаются к ним в поисках вдохновения. В 2014 году креативный директор Louis Vuitton Николя Гескьер одним из первых обратился к идеям футуристов 60-х. В коллекциях бренда несколько сезонов подряд можно было увидеть водолазки, трапециевидные платья, мини-юбки и, конечно, клёши. Вслед за Гескьером десяток марок вдохновились ретросилуэтами прошлого века и показали свои версии расклёшенных брюк, кожаных пальто и обуви на платформе — среди них Miu Miu, MSGM, Versace и Acne Studios.
«Этот силуэт весёлый, оптимистичный, возвращает настроение эпохи диско и атмосферу, свойственную Шер», — говорит историк моды Тони Гленвилл, который считает, что клёш — это вечная классика, а не преходящая тенденция. Аврора Барди, старший преподаватель психологии Лондонского университета Метрополитен, думает, что сегодня клеш не стоит считать синонимом 1970-х. «Я бы сказала, что возвращение расклёшенных брюк не имеет ничего общего с 70-ми или ностальгией. Это ответ на потребность потребителей носить удобную одежду и при этом быть элегантными», — рассуждает она. Аврора думает, что в 70-х клёши были «новаторским способом носить обычный деним, который до этого ассоциировался только с рабочими, а сегодня клёш — это просто комфортная и модная одежда, не более того».
Как бы то ни было, за последние сезоны мы увидели на подиумах самые разные расклёшенные силуэты. Некоторые бренды вроде Celine и Gucci цитировали стиль 70-х годов чуть ли не буквально, выпуская моделей на подиум в расклёшенных джинсах, полосатых лонгсливах, кожаных жакетах, замшевых и джинсовых куртках. Современное прочтение культового силуэта также показали Stella McCartney, Blumarine, Daniel w. Fletcher, Y/Project, Ambush, Knwls, Victoria Beckham.
Где купить и как носить
Клёш не единственная вещь родом из 70-х, которая вернулась сегодня. Если вам по душе каноничные сочетания, то вдохновение для образов стоит искать в пабликах, посвящённых моде 60-х и 70-х годов, в кинематографе или архивных съёмках. Можно попробовать сочетать расклёшенные брюки с другими культовыми вещами эпохи: обувью на платформе, кожаными жакетами, шёлковыми рубашками и блузами.
Если характерный крой клёш для вас и так заявление, то можно сбалансировать образ с помощью бомбера, оверсайз-жакета или тренча, как это делают героини стритстайла.
ФОТОГРАФИИ: Blumarine, Laura Tønder / Instagram, ambush, charlotte knowles