ТенденцияСмеяться или плакать: Почему дизайнеры хотят нарядить нас в клоунов
Костюмы артистов цирка неожиданно стали трендом
Цирковое искусство нередко вдохновляло дизайнеров, художников и кинематографистов на художественные эксперименты. И это неудивительно, ведь захватывающее шоу под куполом шатра, где артисты парят над землёй, выполняют опасные трюки и заставляют зрителей то смеяться, то замирать в ожидании, — это настоящий кладезь интересных образов. И хотя сегодня доверие ко многим циркам пошатнулось из-за жестокого обращения с животными, дизайнеров цирковое искусство всё ещё не перестаёт интересовать: в осенне-зимнем сезоне 2021 года множество брендов обратилось к элементам цирковых костюмов. Мы решили разобраться, почему сегодня дизайнеры выпускают коллекции, вдохновлённые цирком, и как эту необычную тенденцию можно адаптировать к повседневной жизни.
Текст: Екатерина Рыбалко
С чего всё началось
Историю цирка принято отсчитывать с XVII века: сын краснодеревщика Филип Астлей провёл цирковое шоу в современном плане, когда в 1768 году выступил с конными трюками на арене. Это было время, когда ещё не существовало кино, осведомлённости о правах животных и массовых путешествий, и прибытие в город театра или цирка становилось настоящим событием для его жителей. Пустоши и огромные площади превращались в страну чудес, наполненную яркими шатрами. Жизнь цирковых артистов многим представлялась невероятным приключением, манила так сильно, что люди даже сбегали из дома, чтобы попасть в труппу. История клоунады началась примерно в это же время с изобретением итальянской комедии дель арте (commedia dell’arte). Её главными героями были Арлекин — добродушный и влюбчивый персонаж в ярком костюме с ромбами, постоянно попадающий в неловкие ситуации, — и меланхоличный Педролино (во французском варианте — Пьеро) с выбеленным лицом и в белоснежном костюме. С появлением в XVIII веке британской арлекинады к этим героям присоединился клоун, чей образ за несколько веков трансформировался от озорного шутника до наводящего ужас злодея.
Цирковые выступления были не только зрелищным шоу, но и отличным способом заработка. Когда шоумены поняли, сколько денег можно заработать с помощью циркового искусства, они тут же начали открывать цирки и соревноваться между собой. Так, к середине XIX века в Британии работала уже сотня цирков. И если театр и опера оставались привилегией богатых аристократов, то цирк был формой искусства, доступной всем.
Неудивительно, что цирк при всём его колорите и зрелищности со временем привлёк внимание художников и дизайнеров. Одной из первых продемонстрировала коллекцию, вдохновлённую цирковым искусством, модельер Эльза Скиапарелли. В 1938 году дизайнер шокировала общество, создав наряды с элементами сюрреализма, принтами карусельных лошадей, слонов, клоунов и пуговицами в виде акробатов. Другим знаковым шоу, в котором цирковое искусство сыграло не последнюю роль, стал показ дизайнера Тьерри Мюглера. Коллекция 1995 года была приурочена к 20-летнему юбилею бренда, шоу прошло в парижском зале Cirque d’Hiver, где часто выступали цирковые труппы. Одна из моделей, участвовавшая в этом шоу, вспоминала, что по зрелищности оно было «похоже на Вудсток, только в мире моды».
Венцом среди коллекций, посвящённых цирку, стал показ Джона Гальяно 1997 года. Дизайнер устроил шоу в шатре, а модели на время показа перевоплотились в цирковых артисток: дефилируя в костюмах, украшенных орнаментом, перьями и блёстками, они вели себя так, будто это действительно было цирковое представление, а не модное шоу. Именно после показа Гальяно дизайнеры один за другим стали черпать вдохновение в образах клоунов, воздушных гимнастов, канатоходцев и других артистов. Так, лица моделей на показе Alexander McQueen Fall 2001 украшал клоунский грим, в 2011-м на Неделе высокой моды дом Кристиана Диора показал коллекцию, финальный образ которой был явно вдохновлён костюмом Пьеро, а для коллекции Resort 2013 Марк Джейкобс взял за основу серию снимков клоунов фотографа Синди Шерман.
Как и зачем дизайнеры снова вернули цирк в город
Если в XX веке ещё можно было связать популярность цирковой эстетики с её зрелищностью, то сегодня, когда образ клоуна растиражирован в массовой культуре и скорее ассоциируется не со слезами Пьеро, а с улыбкой Джокера, цирк, с одной стороны, перестал быть чем-то шокирующим. Но с другой, как верно заметила редактор Vogue, раньше в цирк люди сбегали, а сейчас они хотят сбежать из него. Возможно, сегодня для модельеров использование цирковой эстетики и шутовских образов — это способ отреагировать на происходящие в мире события или возможность сбежать от хаотичной реальности в ещё более нелогичный и фантазийный мир.
За последние годы элементы цирковых костюмов в своих коллекциях использовали самые разные бренды: Schiaparelli, Undercover, Vivienne Westwood, Viktor & Rolf, Moschino. Одно из самых ярких шоу — показ Christian Dior Spring 2019 Haute Couture. Мария Грация Кьюри пригласила труппу акробаток Mimbre и установила шатёр, в котором презентовала коллекцию. «Фантастика, творчество, хаос. Цирк всегда служил источником вдохновения для многих художников, сложно даже представить для скольких», — рассказала Кьюри. В коллекции модельер оставила отсылки к фильмам Феллини, артистам цирка «Розового периода» Пикассо и танцорам балета Сергея Дягилева. Во время шоу на лицах моделей нарисовали слёзы Пьеро, а наряды девушек украшали рюши, аргайл, пышные воротники, банты и даже принт прыгающего через огненное кольцо тигра.
В том же году Джереми Скотт в коллекции Moschino Resort подарил нам сразу несколько запоминающихся образов: чего только стоят огромные галстуки, крупный горох на пальто, комбинезонах и даже зонтике, укороченные брюки в паре с подтяжками и украшенные перьями головные уборы. По сравнению с шоу Скотта, коллекция Marc Jacobs Spring 2019 получилась более нейтральной, но в рюшах, воротниках и жакетах с объёмными рукавами всё равно угадывалась цирковая эстетика. Узорные мотивы также появились в образах Givenchy, Valentino и Armani Privé.
В сезоне Fall 2021 года дизайнеров вновь захлестнула волна интереса к цирковым и шутовским образам. Так, бренды Undercover, Comme des Garçons, Armani Privé, Valentino использовали для своих нарядов объёмные рюши, которые ассоциируются с образом меланхоличного Пьеро. Одним из главных акцентов, отсылающих к костюмам клоунов, стал пышный воротник — Lanvin, Red Valentino, Tod’s, Giambattista Valli показали несколько его вариаций. Особенно часто дизайнеры использовали орнамент, характерный для костюмов Арлекино, — его можно было увидеть в коллекциях Nanushka, Christian Dior, Richard Quinn, Casablanca, Arthur Arbesser. А бренд Schiaparelli представил наряд матадора, который в то же время удивительно похож на образ клоуна Тото: необычная шляпа, жакет с объёмными рукавами и двухцветные легинсы со штрипками вполне могли бы стать современной униформой цирковых артистов.
Как носить и где купить
Какими бы впечатляющими ни были подиумные образы, вдохновлённые цирковой эстетикой, далеко не все из них можно приспособить для повседневной жизни. Но если вам все же захочется поэкспериментировать с тенденцией, то самый простой способ это сделать — взять один или два элемента из циркового костюма и сбалансировать их другими, более базовыми вещами.
Для начала можно обратить внимание на воротник с воланами или же с зубчатым краем, как у платья MSGM или рубашки La Redoute. Также почти в любой гардероб гармонично могут вписаться вещи с традиционными для клоунских костюмов элементами: горошком, полоской, ироничным принтом. Для осеннего сезона особенно актуален узор аргайл — можно обратить внимание на кардиганы и джемперы, как у ASOS или Kenzo.
Галстук и бант — популярные аксессуары цирковых артистов. Бант может быть частью, например, блузы или платья или самостоятельным элементом. Галстук же не обязательно должен быть громоздким и ярким, как в коллекции Moschino, для повседневной носки можно поискать более нейтральные варианты в масс-маркетах или в премиум-сегменте.
ФОТОГРАФИИ: Farfetch (1, 2), Paramount Pictures, Comme des Garçons, Nanushka, Casablanca