ТенденцияБольшая игра: Как теннис влияет на моду и наоборот
Короткие юбки и неоновые велосипедки
В прошлом году теннисистка Серена Уильямс удивила общественность, выйдя на корт в балетных пачках, созданных совместно с маркой Off-White. Официальные лица чемпионатов часто критикуют модные поиски Уильямс, ссылаясь на историю, традиции и правила теннисного спорта. Поклонники же, наоборот, высоко ценят её смелый выбор. Эта ситуация в очередной раз подняла вопрос, имеют ли спортсмены право на модные эксперименты в рамках корта, и как получилось, что теннисная одежда стала частью нашего повседневного гардероба. Разбираемся в связях моды и тенниса.
Текст: Анна Елисеева
С чего всё началось
Большой теннис был популярен еще в Викторианскую эпоху: первый Уимблдонский турнир провели в 1877 году. Но привычная нам форма появилась далеко не сразу — игроки разного пола долго выступали в повседневной одежде, отвечавшей актуальной моде. Мужчины носили простые рубашки с длинными рукавами и брюки. Женщинам же приходилось сложнее: обычный теннисный костюм XIX и начала XX веков — это длинное платье с корсетом и турнюром (специальной накладкой под юбку для придания пышности) и шляпка.
Неудобство такой одежды для спорта, казалось бы, очевидно. В 1881 году в Лондоне появилась организация Rational Dress Society, которая высказывалась против одежды, сковывающей движения и наносящей вред здоровью (в том числе против корсетов и высоких каблуков). Для теннисисток активисты предложили ввести костюмы в стиле блумер — это короткие юбки и пышные панталоны. Но общественное мнение сыграло свою роль: женские бриджи считались «непривлекательными». Так, в учебном пособии по теннису от 1903 года женщинам советовали выглядеть на корте как можно лучше. Тогда белый цвет уже был общепринятым для теннисной одежды и служил не только практическим целям, но и эстетическим — считалось, что в нём менее жарко и не видно пятен пота.
Конечно, в подобных нарядах нельзя было играть вечно. В 1919 году на корте произошел первый модный скандал: двадцатилетняя французская теннисистка Сюзанн Ленглен появилась на Уимблдонском матче в шокирующем для того времени наряде: простой футболке с короткими рукавами, плиссированной юбке ниже колен и панамке. Никакого корсета и даже и нижней юбки. Пресса окрестила образ Ленглен «непристойным», но это не сказалось на её игре — француженка не раз выигрывала Уимблдонский чемпионат, а также Открытый турнир Франции и завоевала три олимпийские медали.
После того случая теннисистка носила и футболки без рукавов, околоспортивную обувь на резиновой подошве, а вместо шляпки — обычную повязку. Вектор теннисной моды наконец повернул в сторону упрощения и практичности. В 30-х спортсмен Банни Остин первым стал выступать на корте в шортах. Тогда же легендарный теннисист Рене Лакост основал собственный бренд, чтобы создавать удобные и дышащие поло для игроков в теннис. Он использовал плотную хлопковую ткань пике, которая отличается воздухопроницаемостью и необычной текстурированной фактурой. Сегодня этот материал считается традиционным для поло.
С каждым десятилетием одежда спортсменов становилась всё более функциональной. Поэтому неудивительным стало появление пула брендов, которые производили исключительно поло. Так, в 50-х свои рубашки с коротким рукавом решил выпускать другой легендарный теннисист — Фред Перри, запустивший одноименную марку. Интересно, что Лакост и Перри создавали поначалу только белые поло, которые предназначались для носки на корте. Но с ростом популярности стиля преппи в США и движения модов в Великобритании рубашки с коротким рукавом плавно перетекли в повседневный гардероб, и компании расширили цветовую палитру — теперь их можно было купить в самых разных оттенках.
Спортивная форма, уже более привычная нам, стала появляться только с 1970-х годов. Но даже в 90-х повседневная мода всё ещё главенствовала на теннисном корте: посмотрите хотя бы на игрока Андре Агасси, который сочетал джинсовые шорты, неоновые велосипедки, яркую футболку и громоздкие спортивные очки — все нынешние модные атрибуты.
Как теннис проник в повседневный гардероб
Теннисная и обычная мода всегда влияли друга на друга, поэтому неудивительно видеть в наших гардеробах поло, хлопковые кеды на резиновой подошве, ультракороткие шорты, напоминающие велосипедки, и козырьки.
Примечательно, что несмотря на популярность Fred Perry среди поклонников элегантной одежды, марку еще в 60-х заметили представители альтернативных субкультур, в том числе, скинхеды и панки. Они сочетали классические однотонные поло с грубыми ботинками Dr. Martens и другими атрибутами субкультурного стиля. Причем Fred Perry настолько вписался в ДНК различных альтернативных движений, что их представили выбирают одежду бренда в качестве характерной отличительной черты до сих пор (подробнее об этом можно прочитать здесь).
В классических поло сильно позже можно было видеть и исполнителей брит-попа: Blur, Oasis и Ocean Colour Scene. А среди почитателей Fred Perry были все те, кто построил карьеру в 90-х и начале нулевых: актер Эван Макгрегор, певица Гвен Стефани, музыканты Пит Доэрти и Эмми Уайнхаус и многие другие.
Сейчас элементы традиционного тенниса появляются и на подиуме, и на улицах. Теннисные кеды марок вроде Tretorn и спортивные кроссовки Wilson, предназначенные в том числе для профессиональных спортсменов, то и дело можно увидеть в отчетах с недель моды.
Любопытна и эволюция брендов, которые когда-то ассоциировались исключительно с теннисом. Например, Lacoste стала ультрасовременной маркой (в марте 2019 года в качестве креативного директора марки была назначена бывший главный дизайнер Joseph Луиз Троттер), но не растеряла своих традиций — в их лукбуках до сих пор можно встретить белые поло и козырьки, пусть и в неожиданной стилизации.
Вдохновляются теннисом даже марки, далекие от темы спорта. Еще в 2017 году Алессандро Микеле из Gucci показал моделей в повязках, напоминающих спортивный теннисный аксессуар. Сейчас похожий можно встретить и у Marine Serre, и у Dior.
В то же время и теннисные наряды нередко представляют собой модные эксперименты — вспомните платье Nike с элементами традиционно «мужского» смокинга, в котором выступила Мария Шарапова в 2008 году, или спортивный сарафан из кружева, в котором появилась в 2010 году Винус Уильямс.
Какие требования предъявляют к форме сегодня
В 1985 году американская теннисистка Энн Уайт решилась надеть на Уимблдон блестящий сплошной комбинезон в духе ретрофутуризма, дополнив его обычно банданой. Организаторы попросили спортсменку подобрать на следующий день более традиционный наряд. К слову, комбинезоны до сих пор считаются не только нежелательными, но и «неприемлемыми» на некоторых турнирах. В 2018 году Серена Уильямс выбрала для Открытого чемпионата Франции черное компрессионное боди Nike, которое должно было предотвратить образование тромбов. Позже турнир ввел новый дресс-код для игроков, запрещающий подобные комбинезоны. «Нужно уважать игру и место», — прокомментировал тогда президент чемпионата Бернар Джудичелли.
«Если не считать Уимблдон, женщины могут играть на турнирах в шортах, юбках и платьях разных цветов. Из аксессуаров можно надевать всё, что угодно, лишь бы самому игроку было комфортно. Например, Мария Шарапова любила выступать в больших серьгах, а Светлана Кузнецова — в бандане. Серена Уильямс — любительница экспериментов с формой, но даже за её самые смелые наряды штрафов не было», — рассказывает тренер по теннису Дарья Панфёрова.
Действительно, Уимблдонский турнир отличается особо строгими правилами. С 60-х спортсменов просили одеваться в «преимущественно белую» форму, в 90-х — «почти полностью белую», а сегодня — в исключительно белую. Более того, этому цвету должны соответствовать все детали наряда, вплоть до нижнего белья. Так, в 2013 году организаторы турнира попросили теннисиста Роджера Федерера сменить кроссовки, у которых была ярко-оранжевая подошва. «На Уимблдоне возможен штраф или даже недопуск до соревнований за несоблюдение цвета формы. Порой жёсткие правила доходили до абсурда. Например, игроков могли заставить переодеться во время тренировки, если те занимались в черных вещах», — говорит Дарья. Такая дотошность во внимании к деталям связана с консервативностью турнира — поклонники тенниса хотят сохранить традиции и элегантность этого вида спорта.
Но не всё так однозначно и с женской теннисной формой в целом. Автор издания The New York Times заметила, что, хотя женщин сегодня не обязывают надевать на корт юбки, всё же в большинстве случаев форма представляет собой платья или их имитации. Она приводит в пример наряд спортсменки Симоны Халеп, которая сочетала обтягивающие шорты и тунику с разрезами, напоминающую крохотный сарафан. В теннисе женщин почти всегда хотели видеть в «феминной» одежде, и сегодняшние представления о форме всё ещё цепляются за устаревшие традиции. Вспомните легенду тенниса Билли Джин Кинг, которой в одиннадцать лет запретили сниматься для групповой фотографии на одном из турниров, потому что вместо юбки она надела шорты.
За сохранение традиционной формы выступают многие поклонники тенниса, поэтому любые модные эксперименты Серены Уильямс до сих пор вызывают столько обсуждений. После критики её комбинезона со стороны официальных лиц теннисистка решила надеть на Открытом чемпионате США традиционно женственный наряд: балетную пачку, исполненную Верджилом Абло в современном духе из спортивных материалов, в сочетании с белыми кроссовками Nike. Этим выходом спортсменка как бы отвечала не только на многолетний лукизм со стороны зрителей и даже коллег (сестер Уильямс не раз критиковали за их спортивное и неженственное телосложение), но и адептам традиционных правил в теннисном спорте, показав, насколько неактуальны их требования: «Хотите видеть женственность на корте? Вот, пожалуйста». «Мне нравится, когда мода становится средством для передачи послания», — говорила Серена в кампании Nike. И её посыл был довольно ясен: индивидуальность спортсмена состоит не только в игре, модный выбор — личное дело.
Не менее остроумным ответом VIP-трибунам становится любое появление теннисной формы в повседневном гардеробе: каждый из нас, как бы сообщает она, способен носить белоснежное поло или сливочные кеды, не испачкавшись.