ТенденцияПлатья-торты возвращаются: Как пышные гигантские наряды берут реванш
О рюшах и кринолинах
В какой-то момент могло показаться, что рюши и кринолины превратились в нечто вроде guilty pleasure, место которым лишь на тематических вечеринках. Но, к счастью, пышность снова возвращается на подиумы — наряды в лучших традициях Марии Антуанетты можно было увидеть на показах Marc Jacobs, Molly Goddard, Viktor & Rolf, JW Anderson. Рассказываем, как появились кринолины и с чем их носить.
Текст: Анна Аристова
С чего всё началось
Конечно, когда мы думаем о пышных платьях, то сразу представляем себе принцесс, ведь от-кутюр берёт свои истоки в историческом костюме. Так, одной из первых кутюрье стала модистка Марии Антуанетты Роза Бертен, запомнившаяся историкам как «министр моды». Бертен встречалась с королевой Франции дважды в неделю: они были близкими подругами и могли часами обсуждать экстравагантные платья. Наряды Бертен пользовались большой популярностью — помимо Марии Антуанетты, в её платья-пирожные влюбились и другие члены высшей придворной знати и влиятельные клиенты по всему миру, включая российскую императрицу Марию Фёдоровну. Каркасы-панье нарядов Бертен могли достигать ширины в три метра — и не только затем, чтобы подчеркнуть стянутую корсетом талию, но и чтобы женщина «занимала в три раза больше места, чем мужчина».
Количество ткани, задействованной при создании фантазийных нарядов, отражало степень богатства их обладательниц, а также настроений эпохи. Так, в период Великой Французской революции женщины обратились к простым нарядам без корсетов и панье, напоминавшим платья богинь античности. Новый бум пышных платьев случился лишь к 1850-м — именно в эпоху Второй империи, согласно истории, появились знаменитые кринолины, сменившие панье и придававшие платьям не меньший объём и величественность его обладательнице. Тогда же в истории моды появилась ещё одна заметная фигура — французский дизайнер английского происхождения Чарльз Фредерик Уорт, известный как «отец кутюра». Уорт нёс ответственность за популяризацию объёмных нарядов — он одевал в кринолины императрицу Франции Евгению и других именитых клиенток, а также стал первым дизайнером, устроившим модный показ с участием живых моделей. Кринолины породили множество карикатур — например, шутки про то, что женщина в них напоминает колокол, а Проспер Мериме в письмах к графине Марии Монтижо с насмешкой сообщал, что «нет ничего забавнее кринолина в гондоле». «Она движется, скользит, танцует, вертится, влача за собою груз расшитых юбок, служащих ей одновременно пьедесталом и противовесом», — писал Шарль Бодлер в серии очерков «Поэт современной жизни». К тому же объёмные кринолины могли нести смертельную опасность — например, часто женщины не могли уследить за тем, чтобы подол платья случайно не попал в камин — из-за этого в Англии было задокументировано порядка трёх тысяч смертей по причине «кринолиновых пожаров». Со временем Уорт придумал облегчённую версию кринолина — турнюр, — а потом отказался от объёмных конструкций совсем.
Как пышные платья вернулись в моду
Сложно сказать, что пышные платья выходили из моды — кутюрные недели никто не отменял. Впрочем, из-за моды на «интеллектуальный» стиль объёмные наряды отошли на второй план и лишь сейчас вновь стали набирать популярность. Так, одним из самых запоминающихся показов последних сезонов стал дебют японца Томо Коидзуми на Нью-Йоркской неделе моды. На жизнерадостные наряды из миллионов слоёв органзы — которые дизайнер иронично называет «бронёй из оборок» (ruffle armor) — обратила внимание основательница журнала Love Кэти Гранд в инстаграме и предложила помочь ему с шоу.
Ещё одним запоминающимся моментом в истории пышных платьев стал весенне-летний кутюрный показ Viktor & Rolf, на котором марка представила разлетевшиеся по соцсетям наряды размером с комнату и украшенные лозунгами вроде «Я сама себе муза», «Оставьте меня в покое», «Простите, я опоздала, потому что не хотела приходить» и «НЕТ».
Альтернативную версию пышным платьям придумала марка Moncler в рамках коллаборации с креативным директором итальянской марки Пьерпаоло Пиччоли, представив платья-пуховики на стыке моды и искусства.
Ну и как можно забыть роскошное розовое платье Molly Goddard из сериала «Убивая Еву» с Джоди Комер в главной роли? На волне популярности шоу Годдард представила ещё более драматичную версию на недавнем осенне-зимнем показе.
С чем это носить
К пышным нарядам на первый взгляд подступиться непросто, но возможно. Так, в повседневном наряде они будут отлично смотреться с противоположными им аксессуарами — например, та же Джоди Комер в «Убивая Еву» носила их с массивными ботинками. На вечер тюль можно носить с высокими ботфортами или красочными колготками и каблуками в тон. А если вы всё же чувствуете себя некомфортно в образе современной Марии Антуанетты, можете выбрать что-то одно — например, юбку из тюля, которую можно смело сочетать со строгим блейзером ниже бедра и не выглядеть при этом как балерина. В общем, всё ограничивается вашей фантазией.
Фотографии: Wikipedia, Rochas, Roksanda, Moncler/Simone Rocha