ТенденцияПовязки для лица
и медицинские маски: Тренд на анонимность
Как эти непривычные аксессуары скоро станут обыденностью
Текст: Анна Елисеева
Представлять, что в массовую моду войдут сложные и неординарные наряды, поначалу всегда сложно. Кто бы ещё пять лет назад предсказал повальное увлечение массивными кроссовками или узкими солнцезащитными очками? Многослойные образы с гигантскими вещами Vetements тоже раньше выглядели неудобными, а балаклавы и огромные капюшоны — слишком заметными и непрактичными. Казалось, что всё это останется лишь на подиуме.
Как бы не так: вещи, обыгрывающие идею анонимности, постепенно приживаются. Модники из Японии, например, уже много лет используют медицинские маски не только как средство профилактики, но и полноценный аксессуар. Разбираемся, как повязки на лицо стали актуальны и стоит ли ждать их появления в магазинах.
С чего всё началось
В Японии, Корее, Китае и других странах Азии медицинские маски давно стали частью обыденности. Многие японцы, например, носят их из уважения к окружающим: при недомогании не положено подвергать риску всех вокруг. При этом девушки могут надеть маску, когда не хотят краситься, но не желают показываться без мейкапа на людях, а модники из Харадзюку — для завершения экспрессивного образа: в ход идут детские маски, варианты с яркими или мрачными изображениями, а также обильно украшенные декором вроде клёпок, булавок и колец. В Китае же речь идёт не о моде, а о банальной безопасности: многие города страны входят в рейтинги самых загрязнённых точек мира, где из-за токсичного смога находиться на улице иногда опасно. Сегодня там принято проверять не только прогноз погоды, но и уровень загрязнённости воздуха: в некоторых случаях детям и пожилым людям не рекомендуют выходить из дома. Теми же соображениями руководствуются и люди в Корее, куда регулярно долетают пыль и смог из Китая.
Маски так плотно вписались в городскую униформу, что уже давно не привлекают внимания в Азии — и тем, кто выбирает их из соображений анонимности, это только на руку. В 2011 году японские аналитики пришли к выводу, что подростки, которые устают от постоянного общения через социальные сети и мессенджеры, зачастую надевают маски, чтобы скрыть эмоции. Звёзды кей-попа в Южной Корее, или идолы, тоже надевают маски, чтобы остаться неузнанными: за чёрной тканью легко спрятаться от невероятно навязчивых поклонников (в комплекте с солнцезащитными очками получается так вообще пуленепробиваемое комбо). Больше всего такие маски напоминают те, которые носят уличные художники, спасающиеся от паров краски и полиции.
Почему вернулись в моду
Стоит ли говорить, что многие узнаваемые маски нашли себе место в поп-культуре благодаря кино и комиксам. Зачастую полностью скрывают лицо отрицательные персонажи — вспомните Джейсона Вурхиза, Ганнибала Лектера, убийц из серии фильмов «Крик», а также триллера «Под маской: Восхождение Лесли Вернона» и многих других. Пожалуй, cамая известная маска, которую прославил комикс, а потом и фильм, — та, что носил Гай Фокс из «V — значит Вендетта». Именно она стала международным символом анонимности.
Но дело, конечно, не только в антагонистах или противоречивых героях — что, как не маска, напоминает о праве на приватность и неприкосновенность личной жизни. Кажется, что Шайа Лабаф, придя на премьеру «Нимфоманки» в бумажном пакете с надписью «Я больше не знаменит», пытался, помимо прочего, сместить фокус со своей личной жизни и сплетен на творчество и карьеру. Показателен и ход Канье Уэста, надевавшего маски Maison Martin Margiela на концерты
в 2012-2013 годах. Тогда как раз не утихало обсуждение отношений музыканта с Ким Кардашьян и его высказываний по их поводу. Правда, скрыв лицо, Канье только подогрел интерес к себе.
Что ждёт маски
Если оглянуться на тенденцию с балаклавами и массивными капюшонами, появление на подиумах масок кажется закономерным. Пока, правда, дизайнеры только начали осмыслять такой аксессуар.
Например, ещё в 2012 году Рик Оуэнс показал вязаные маски в сочетании с закрытыми серо-коричневыми вещами — получившиеся наряды выглядели как «коконы». Модели с показа коллекции Comme des Garçons Homme Plus — 2018 выглядели бесполо, а основной идеей было продемонстрировать изменчивость мира и стирание границ во всём. На презентации осенней коллекции Julien David модели были одеты в маски собак: сам дизайнер объяснил, что хотел таким образом исследовать человеческое поведение, подобно тому, как мы изучаем разные породы животных. Показ Palm Angels осень-зима — 2018 отсылал к культуре панков: чёрные маски и балаклавы с шипами выглядели нарочито устрашающе и отталкивающе. Основной посыл всех коллекций дизайнера Франческо Рагацци так и звучит: «Быть непокорным». В коллаборации Nike и MMW также встречается повязка на лицо: интересно, что в рекламной кампании этот аксессуар «повязали» на кибермодель — на манер того, как футбольные фанаты скрывают лица за шарфами.
В эпоху соцсетей, когда за твоей жизнью наблюдают сотни, тысячи, а иногда и миллионы, желание спрятаться более чем понятно. Однако пока на Запад не пришла массовая мода на такой аксессуар, он, парадоксальным образом, не скроет человека, а наоборот — выделит его из топы и сделает уязвимым.
Фотографии: Matthew Adams Dolan, Flickr, Nike, Adidas Yeezy, Tobias Birk Nielsen