ТенденцияБалаклавы, шлемы
и капюшоны: Остромодные аксессуары для непогоды
Как носить и с чем сочетать необычные головные уборы
Даша Князева
РАССКАЗЫВАЕМ О ТЕНДЕНЦИЯХ С ПОДИУМА, которые можно адаптировать для своего гардероба на ближайшие полгода. После прошедших недель моды стало очевидно, что балаклавы и съёмные капюшоны — очевидный хит следующих осени-зимы. Но никто не заставляет ждать так долго, тем более что российская погода во многих регионах не балует.
С чего всё началось
Многие предметы гардероба, попадающие в эту рубрику, придумали в военное время как часть экипировки. По легенде, британские солдаты смастерили шапку, защищающую от ветра и дождя, во время Крымской войны — в итоге балаклавы назвали в честь одноимённого города. Хотя вариации головного убора, полностью скрывающего голову, но оставляющего глаза открытыми, наверняка существовали и до этого: не зря одно из названий балаклавы — «шлем».
Широкое распространение балаклава получила позже — например, шапки из флиса и высокотехнологичных материалов стали использовать спортсмены. Многие поддевают их под плотный шлем во время мотогонок, катания на лыжах, сноуборде и занятий альпинизмом. Вообще, зачастую шапки-шлемы носят те, кто не хочет мёрзнуть — не зря их основной аудиторией до недавнего времени были дети. В других профессиях балаклавы помогают сохранить анонимность: их носят специальные подразделения и полиция (впрочем, как и грабители). Вместе с тем такой головной убор стал ассоциироваться с протестом: на митингах по всему миру легко заметить людей, скрывающих свою внешность под чёрными масками. А яркая балаклава стала символом политической борьбы благодаря группировке Pussy Riot.
Почему вернулись в моду
Российский дизайнер и стилист Артур Ломакин стал выпускать вязаные балаклавы и капюшоны из кожи ещё в 2010 году в рамках творческого объединения Forget Me Not. Его марка никогда не показывала больших коллекций и стала известна благодаря капсулам, в которые входило по три-пять вещей — в том числе головные уборы. Так дизайнер опередил своё время, ведь следующей осенью балаклавы будут везде.
После того как в Нью-Йорке прошёл показ Calvin Klein под шефством Рафа Симонса, у байеров не осталось сомнений: вязаные балаклавы и съёмные капюшоны станут главными аксессуарами будущего сезона. На подиуме их носили с самым разным набором вещей: от «рабочего» комбинезона до нежных прозрачных платьев. Последние два сезона давние поклонники и пресса постоянно критиковали Симонса: мол, визионер, который никогда не шёл на поводу у коммерции, превратился в машину по производству хитов. Действительно, от желающих купить те самые казаки и жёлтую шубу в полиэтилене не было отбоя, но, кажется, это только подчёркивает умение дизайнера смотреть в будущее — пусть и самое ближайшее. Гений дизайнера как раз в том, что он умеет делать вещи, которые актуальны здесь и сейчас, — а лучшего момента, чтобы вернуть балаклавы, и не представить. И дело совсем не в изменении климата.
Стремление к анонимности, поиск защиты и желание раствориться в толпе — предсказуемое поведение горожанина, озабоченного проблемами в духе «Чёрного зеркала». За последние несколько лет мы пережили уже несколько таких реакционных микротрендов — всё по тем же причинам худи и оверсайз-крой вновь стали популярны. Правда, в отличие от толстовки с капюшоном, балаклава пока кажется слишком заметным аксессуаром для того, чтобы его носили массово — но как оно будет на самом деле, покажет время.
Пока Китай готовит систему по социальной оценке граждан (регулярно нарушаете закон? Извините, путешествовать вам запрещено), жизнь людей из западных стран тоже становится всё прозрачнее для государства и окружающих. Системы слежения, соцсети и уличные камеры подсознательно вызывают желание спрятаться — пусть мы и понимаем, что толку в этом мало.
С чем носить
Calvin Klein был не единственным брендом, показавшим балаклавы и съёмные капюшоны в осенне-зимних коллекциях 2018-2019. Интереснее всего было то, как с таким аксессуаром работают классические марки. Salvatore Ferragamo использовали большие съёмные капюшоны в качестве главного стилистического приёма показа — их продемонстрировали и с платьями, и с кейпами. Этот выход — пример того, что капюшон и балаклаву можно носить как с верхней одеждой (что, пожалуй, более привычно), так и с обычными рубашками и платьями.
Капюшоны Lanvin и Marine Serre сильно обтягивали и напоминали хиджаб; похожие модели мы уже видели у российской марки J.Kim, которая вдохновлялась корейскими ныряльщицами. Такие головные уборы отлично выглядят с жакетами, джинсовыми куртками и свитерами. Они создают нескучный многослойный образ, а минус лишь один — тем, у кого длинные и густые волосы, носить обтягивающий аксессуар будет не очень удобно.
Не остались в стороне Christian Dior: у их капюшона сложная форма и он похож на гибрид кепки и балаклавы. Необычный съёмный головной убор показали и Martin Margiela — это нечто среднее между съёмным капюшоном и панамой с полями. Ещё один интересный пример у перезапущенного словацкого бренда Nehera. Их образ с капюшоном примечателен сочетанием разных фактур и цветовой гаммой, выдержанной в серых тонах. На двух самых обсуждаемых показах сезона балаклавы тоже были. Лаконичная трикотажная шапка Chanel сочеталась с увесистыми жемчужными бусами и золотыми сапогами, а головной убор Gucci, напоминающий маску мексиканских рестлеров лучадоров, — с заметной брошью и шейным платком.
Если вы до сих пор сомневаетесь и считаете балаклаву слишком ярким аксессуаром, не приспособленным к реальной жизни, присмотритесь к выпуску рубрики «Гардероб» c продюсером Лизой Колосовой. Девушка сочетает её с пуховиком и джинсами и выглядит при этом великолепно.
Фотографии: Kate Street Picture Company, J. Kim, Nehera, Nina Donis, Forget Me Not/Svetlana Tanakina