ТенденцияНаряды из пластика: Прозрачные вещи,
от которых стоит отказаться
Меха нет, а пластик есть
Текст: Анна Елисеева
Главный парадокс модной индустрии на 2018 год таков: дизайнеры поголовно отказываются от натурального меха (буквально позавчера об этом объявили Furla и Versace) и при этом стали больше использовать один из самых загрязняющих среду материалов — пластик. Противоречие налицо, но, кажется, даже модные медиа не против. Рассказываем, как это произошло.
С чего всё началось
На прошедших неделях моды сезона-2018 окончательно утвердилась тенденция на пластик: яркие дождевики, полиэтиленовые платья и юбки, целлофановые пакеты и даже «упаковка» для обуви теперь в почёте. Эти искусственные материалы показали все: любители роскоши и блеска Balmain, женственные Toga, консервативные Lanvin, передовые Off-White и многие другие.
Сегодня выбор пластика в качестве материала для одежды выглядит странно, однако делать так придумали не сегодня. Полиэтиленовые вещи на стыке моды и искусства появились почти сто лет назад: так, коллекционер и галеристка Пегги Гуггенхайм ещё в 30-х снялась в пластиковом платье своей подруги, дизайнера Эльзы Скиапарелли — такой наряд даже сейчас выглядит новаторским. Известен и её полупрозрачный кейп с большим капюшоном — он почти ничем не отличается от современных моделей; по легенде одно из творений Скиапарелли такого рода расплавилось сразу после первой чистки. Но это не остановило следующее поколение дизайнеров — они пророчили, что именно пластик станет главным подспорьем в реализации их самых рисковых идей.
Пако Рабан, например, заявлял, что вдохновляется обстановкой 60-х — борьбой за права и свободу женщин, — поэтому и платья в его дебютной коллекции напоминают броню. Футуристичные наряды одноимённой марки состояли из пластиковых, резиновых и картонных пластин, переплетённых цепочками, и были похожи на костюмы для гостий с другой планеты. Позже дизайнер и вправду сшил костюм для сай-фай-героини — Барбареллы: куртку-боди из пластика и полупрозрачный топ. Фантазийные «платья будущего» создавал и другой визионер моды Андре Курреж, тоже используя водонепроницаемый материал: его наряды были придуманы будто для альтернативных 60-х, где люди уже живут на Луне и летают на космических кораблях.
С тех пор пластик неизменно ассоциируется с высокотехнологичным будущим. В рекламе Nokia 2000 года, например, телефон лежал в заднем кармане прозрачных брюк — последние должны были подчёркивать приближение высокотехнологичной эры, которую знаменует новый гаджет. В кинематографе же пластик часто намекает на искусственность: например, в первой части «Бегущего по лезвию» прозрачный дождевик носила репликант — героиня Джоанны Кэссиди, а в недавнем продолжении — проекция девушки по имени Джой, которую сыграла Ана де Армас. В сериале «Видоизменённый углерод» тела хранятся в прозрачных мешках, а в одном из эпизодов «Чёрного зеркала» оживающая кукла упакована в вакуумную обёртку.
Почему пластик возвращается
Казалось бы, мы живём в далёком от 30-х и даже 60-х будущем, но пластик сегодня по-прежнему воспринимается как футуристичный материал. Он не заменил ни одну ткань — разве что для дождевиков подходит лучше других. Некоторые учёные пытаются это исправить: по данным исследований, пластик обладает охлаждающим эффектом, что в эпоху глобального потепления станет особенно актуально. Возможно, когда-нибудь из него создадут плотные костюмы, защищающие и от различных травм — например, порезов и ушибов, — что возможно уже сейчас. Тем не менее несмотря на это назвать его материалом будущего точно нельзя.
Уровень загрязнения планеты именно пластиком колоссален: согласно прогнозам, к 2050 году в океанах его станет больше, чем рыбы. Каждый год в реках и морях оказываются десятки миллиардов пластиковых частиц. Дизайнеры, которые всё чаще экспериментируют с проблемным материалом, похоже, это игнорируют — неважно, осознанно или нет.
2017-й с уверенностью можно назвать годом уличной моды. Именно уличные марки известны использованием высокотехнологичных (или маскирующихся под них) материалов, и в этот раз бренды-консерваторы решили позаимствовать подход — отсюда все эти туфли «в упаковке» и прозрачные вставки. Самый большой вопрос — что делать с микротенденцией на пластиковые пакеты: их показали Balenciaga, Burberry и Céline. Смеяться над ироничным выпадом в эпоху метамодернизма будут недолго, ведь реальная цена таких вещей высока. Однако страшно представить, что начнётся летом, когда масс-маркет попробует повторить знаковые вещи в небывалых масштабах.
Тем временем вещи из пластика продолжают попадать в списки «мастхэвов сезона». После осеннего показа 2017 года Calvin Klein в интернете сработала очередная бомба: все обсуждали жёлтую шубу, буквально упакованную в прозрачный материал. Даже приверженцы классики в конце концов адаптируют футуристичный материал под себя: пример тому — платье Valentino из коллекции весна-лето — 2016.
Почему важно сказать пластику нет
Бывает, сложно отказать себе в покупке самой актуальной моменту вещи: например, яркого дождевика, разрисованных пакетов с логотипом любимого бренда и даже пластиковых кошельков. Ещё сложнее перестать использовать токсичные материалы, когда они попросту повсюду. Однако стоит сделать усилие, чтобы в будущем не утонуть в океане мусора. Пока, к сожалению, пластик не начали эффективно перерабатывать в промышленных масштабах — например, в ту же одежду. Так что если он не приживётся в моде, поводов производить неразлагающийся материал будет меньше — а это уже большая победа для экологии. Пока же прогнозы неутешительные.
Фотографии: Wikimedia Commons, Jil Sander, Back, Totokaelo, Simmi