ТенденцияНорвежские орнаменты: Главный узор зимы
Что такое lusekofte и где искать настоящие «уродливые» свитера
Текст: Анна Елисеева
РАССКАЗЫВАЕМ О ТЕНДЕНЦИЯХ С ПОДИУМА, которые можно адаптировать для своего гардероба на ближайшие полгода — как раз столько обычно стоят российские холода. Самое время запастись чем-то уютным до самой оттепели — хотя бы свитерами и варежками, которые украшены традиционными норвежским орнаментами: зигзагами, снежинками и оленями. Рассказываем, как их носить и с чем сочетать.
С чего всё началось
Историки до сих пор не могут сойтись во мнении, когда скандинавы придумали привычные нам орнаменты — бытует мнение, что их изображали ещё викинги. Другие исследователи пришли к выводу, что привыкшие к холодам жители как раз освоили вязание одними из последних в Европе, только в XVII веке. В Норвегии первые трикотажные кофты, служившие нижним бельём и выполненные из шёлка, носили привилегированные особы; затем прижились и тёплые модели, которые могли себе позволить обычные жители, — двести лет спустя вязание даже стало обязательным предметом начальной школы. Долгое время свитеры были двуцветными, поскольку шерсть брали с чёрных и белых овец и не красили.
У каждого скандинавского региона были свои специфические орнаменты. Например, норвежский Сетесдаль славился традиционным чёрным свитером lusekofte (буквально — «вшивая кофта») с жаккардовым узором в мелкую белую точку. Для нарядности его дополняли красно-зелёной вышивкой на горловине и манжетах, а также оловянными или серебряными застёжками. Некоторые орнаменты работали как обереги: зигзаги означали защиту, а «снежинки» (на самом деле остроконечные цветы) сулили удачу, символизируя солнце.
Норвежские компании построили свой бизнес именно на том, что выпускали традиционные свитеры из местной шерсти. Например, марку Norlender основала семья фермеров, начавших своё производство с одной прядильной машины. Сегодня бренд тоже чтит традиции: в ассортименте можно найти тёплые кардиганы, которые почти повторяют образцы столетней давности. Ткацкая фабрика Dale of Norway, открытая в селении Дале в 1879 году, работает на том же самом месте до сих пор. Как утверждают в самой компании, визитной карточкой Dale of Norway с самого основания стало использование первоклассной шерсти. Сегодня это говорит не только о хорошем качестве, но и цене: за простой свитер с традиционным орнаментом можно отдать больше двадцати тысяч рублей.
И, конечно, история о норвежских орнаментах была бы неполной без упоминания дизайнера Унн Сейланд Дале, получившей королевскую награду за вклад в местную культуру в 2002 году. Считается, что именно она поспособствовала распространению норвежских орнаментов по всему миру, придумала новые модели и первая использовала яркие цвета, что было необычно для середины XX века. В изделиях её компании Marius, основанной в 1953 году, появились актёры норвежского фильма «Troll i ord», а в 80-х и 90-х она помогала в разработках нескольких моделей для Christian Dior и Givenchy.
Орнаменты стали всемирно известны лишь в 50-х, когда Норвегия впервые приняла зимние Олимпийские игры. А через двадцать лет традиционные узоры стали переживать серьёзные изменения: известная писательница и автор нескольких книг по теме Кирстен Хофстэттер призвала использовать яркие цвета и экспериментировать с рисунком, после чего рукодельницы по всей стране подхватили идею. Сегодня орнаменты уже не отличаются по регионам так строго, как раньше.
Как орнаменты вернулись в моду
Сегодня свитера с контрастными рисунками выглядят немного старомодно: возьмите любой рождественский фильм — там обязательно найдётся герой, которого заставили надеть толстый красный джемпер с оленями. Так, дизайнеры пытаются играть на контрастах. Ещё в 2010 году Доменико Дольче и Стефано Габбана посвятили целый показ норвежским орнаментам в рамках ещё существовавшей тогда марки D&G: на боди и трикотажных топах были вышиты огромные снежинки, оленей поместили на летящие полупрозрачные блузки и массивные кардиганы, а чёрно-белая крапинка украшала толстые шерстяные платья и обувь. В 2015 году орнамент можно было увидеть на платье Christian Dior, вышитом пайетками; образ дополняли футуристичный макияж, тонкие косы и облегающие, почти латексные сапоги.
Для этой зимы дизайнеры снизили градус инфантильности и нашли, кажется, золотую середину — для лука достаточно жилетки или платья со спокойным орнаментом. Пример того, как сделать монохромный наряд интересным, у A.P.C. А вот Burberry сделали ставку на многослойный свитер и юбку разной вязки, которые за счёт глубоких цветов могут стать альтернативой кричащим праздничным нарядам. В качестве необычной детали может выступить орнамент из пайеток и бусин — яркий пример у Sacai.
С чем носить
Возвращение орнаментов — ещё одно доказательство цикличности моды: «уродливые» свитера с характерными рисунками были на пике меньше десяти лет назад. Заметно, что если дизайнеры и экспериментируют с норвежскими мотивами, то отойти от них всё равно не получается — образы 2017-го нет-нет да перекликаются с тем, что было в конце 2000-х. Например, сочетания свитера с орнаментом и летящей юбки были и тогда, и появляются сейчас; подтверждение тому — у Loewe и Coach 1941. Стоит обратить внимание на правило, которого придерживаются обе марки: с осторожностью комбинировать в образе больше трёх цветов, поскольку пёстрые норвежские орнаменты и так притягивают внимание.
Контрастные свитеры будут хорошо смотреться с расклёшенными брюками. Первые можно найти в крапинку, а вторые из вельвета — получится наряд в стиле 70-х. Длинные кардиганы, украшенные оленями и снежинками, подойдут к джинсовым сарафанам и однотонным футболкам — вариант для тех, кто не может отказать себе в инфантильных деталях. Даже в такой, казалось бы, простой вещи, как свитер с оленями, можно выглядеть необычно, главное — выбрать неожиданные цвета и силуэт. И пусть что-то похожее на авангардный кроп-топ Fendi найти в масс-маркете сложно, ничто не мешает научиться вязать самому.
Фотографии: Wikimedia Commons, Zara, La Garconne