Тенденция80-е на подиуме и в кино: Cамая модная эпоха возвращается
Как носить сегодня огромные плечи, блестящие платья и яркие аксессуары
Текст: Вера Рейнер
Небольшие тенденции вроде характерных в грядущем сезоне цветочных принтов или жёлтого цвета мало что говорят об окружающем мире, другое дело — масштабные камбэки стилей разных десятилетий. После 70-х, 90-х и отчасти нулевых на повестку дня возвращаются 80-е: аналитики трендов уже назвали золотое десятилетие Майкла Джексона, Мадонны, принцессы Дианы и Джона Хьюза «декадой года». Причём приходит оно не только на подиумы — рассказываем, как и почему это происходит.
На телевидении
Одним из главных поп-культурных событий прошлого лета стал выход «Stranger Things» — фантастического сериала Netflix с Вайноной Райдер и целой бригадой новых детей-звёзд, идеально выдержанного в стиле фантастики 80-х. Осенью показали третий сезон «Чёрного зеркала» — и хотя азартно обсуждались все новые серии, приз зрительских симпатий достался «San Junipero»: истории о любви двух девушек, встретившихся в виртуальном пространстве, где царят вечные идиллические 80-е. Осенью объявили о начале съёмок ремейка «Династии» — знакового американского шоу, шедшего с 1981 по 1989 год, то есть захватившего десятилетие целиком.
Те, кто был тинейджерами в 80-х, давно выросли и готовы погрузиться в нежную ностальгию. Но не их внимание сделало «Stranger Things» популярным и заставило тысячи людей на репите слушать «Heaven Is a Place on Earth» Белинды Джо Карлайл из саундтрека «Чёрного зеркала». «Ностальгическая терапия», разработанная в недалёком будущем во вселенной обычно мрачного сериала, оказалась идеальным лекарством от политических волнений для всех людей 2016 года. Даже заголовки статей говорили об этом напрямую: «Волшебная серия, которая поможет вам выкинуть из головы Трампа», наверное, самый показательный из всех. Что-то по нынешним меркам слегка наивное, трогательное и смутно знакомое — именно в этом люди нуждались, и именно это им предложили отсылки к эпохе 80-х, которые можно было заметить в прошлом году.
В 2017-м тенденция обещает развиваться так же бодро: второй сезон «Stranger Things», действие которого придётся на 1984-й, стартует в июле. Модная индустрия на интерес к 80-м отреагировала так же оперативно — например, звезду сериала Милли Бобби Браун Раф Симонс пригласил в рекламную кампанию Calvin Klein. Тенденция воцарится на улицах этой весной: трендинговые агентства дружно объявили 80-е одним из главных направлений сезона. В прессе широко цитируют отчёт аналитической компании Edited, которая в своём убеждении отнюдь не одинока.
В моде
На протяжении нескольких сезонов в моде царили 70-е: потребители уже от них устали, но дизайнеры никак не хотели ослаблять хватку. Добавились к ним и
90-е, которые тоже, вернувшись в моду, с тех пор из неё и не ушли: одни и те же отсылки, темы и вещи по-прежнему курсируют по коллекциям разных марок.
80-е же всплывали лишь иногда — их вспоминали, например, Джонатан Андерсон и Оливье Рустен.
Новая же восьмидесятническая волна наметилась в прошлом сезоне: к осени 2016 года на сторону этого десятилетия встали не только Андерсон и Рустен, но и Эди Слиман, Изабель Маран, Джереми Скотт. Летом всё, что лишь наметили другие дизайнеры, довёл до абсолюта в своей межсезонной коллекции Марк Джейкобс. Это, пожалуй, было неожиданностью: с момента ухода из Louis Vuitton казалось, что американец существует особняком, не реагируя на общие тенденции. Но именно он, опередив остальных, смог поймать намечавшуюся волну интереса к 80-м — причём совершенно бессовестно собрал сразу все приметы десятилетия, практически ничего не оставив последователям. К весне 2017-го тренд стал по-настоящему массовым, захватив и Louis Vuitton, и Chanel, и Balenciaga, и Gucci, и десятки модных домов масштабом поменьше.
Признаком возвращения эпохи стали, конечно, широкие, подчёркнуто массивные плечи. У кого-то, как, например, у Демны Гвасалии, 80-е смешались с постсоветскими 90-ми — что объясняется ещё и тем, что именно в это время в страны бывшего Советского Союза мощным потоком хлынула западная культура: и фильмы, и музыка, и модные журналы. Поэтому, например, недавняя коллекция Bevza, на днях показанная на Неделе моды в Киеве, западному зрителю покажется явным приветом 80-м — а российскому или украинскому напомнит скорее о следующем десятилетии.
Одними накладными плечами влияние, конечно, не ограничилось. 80-е возродили страсть наряжаться, диктуя обязательность праздника каждый день: «вечериночные» образы с начёсами, кудрями, яркими цветами, глубокими вырезами и принтами снова на сцене. Увлечение большими объёмами распространилось на все элементы одежды: более объёмные, словно с чужого плеча костюмы и широкие брюки возвращаются в мужскую моду. Как и полагается «настоящим» 80-м, наметилась и другая тенденция, словно противоречащая предыдущей: сочетание подчёркнуто объёмных блуз и топов со скинни-джинсами и даже легинсами.
Благодаря кампании Хиллари Клинтон все вновь заговорили о power suits — женских брючных костюмах. Сам термин пришёл из тех же 80-х, хотя его воплощение в то время выглядело иначе: они состояли из жакетов и юбок. Позже, в начале 1990-х, американские женщины-сенаторы (их к тому моменту в Вашингтоне было семь — так что 1992-й с гордостью объявили «годом женщин») под руководством Барбары Микульски и Кэрол Мозли Браун даже устроили Pantsuit Rebellion: рабочий дресс-код обязывал их ходить в офис в костюмах с юбками, а право на брюки пришлось отстаивать. В целом увлечение моды политикой и вынос политических слоганов на одежду — тоже открытие 80-х годов.
Тогда эту волну задала британка Кэтрин Хэмнетт, чьи футболки призывали запретить ядерное оружие (в майке с таким слоганом дизайнер однажды пришла на встречу с Маргарет Тэтчер), отказаться от войн и, например, не забывать о важности использования презервативов. Именно последний девиз знаком поклонникам Дебби Харри по знаменитой фотографии, с которой певица, одетая в топ «Debbie Says Use Condoms», строго смотрит в камеру.
Как носить сегодня
Стиль десятилетий, предшествовавших 80-м, легко использовать, не производя впечатления человека, сбежавшего с костюмированной вечеринки или минуту назад вышедшего из машины времени. Облегчённый new look 50-х, любовь к мини и геометрии 60-х, «бохо-шик» 70-х не гарантируют риска выглядеть излишне театрально. Однако 80-е, десятилетие насыщенное, принёсшее в моду привычку «выставляться» и любовь ко всему лучшему сразу, — другое дело.
Иконы эпохи были яркими и заметными: и на сцене, и на первых видеокассетах с аэробикой, и в клубах, и на улицах. От привычки наряжаться как в последний раз современный мир, привыкший к комфорту, отвык (недели моды не в счёт) — поэтому в концентрированном образе, прямо скопированном из 80-х, легко почувствовать себя пришельцем с другой планеты. Именно этого многие советуют избегать, используя лишь одну-две приметы десятилетия: плечистый жакет, принтованную блузку с пышными рукавами, огромные серьги, мом-джинсы или просторные брюки с защипами, «политическую» футболку и яркий макияж, сделанный блёстками и насыщенно-розовыми румянами. Тотал-луки обычно предлагают оставить для мероприятий, изначально заявленных как «вечеринка 80-х». Однако именно ощущение стилистической вседозволенности сделало это десятилетие особенным. Мы совершенно не обязаны отказываться от этой свободы в угоду правилу «лучше меньше, да лучше». Избыточности, карнавальности и пестроты не нужно бояться: «чересчур» не обязательно значит «плохо».
Даже преданного поклонника минимализма или спортивного стиля может поколебать в убеждениях марафон фильмов из золотой коллекции 80-х. Глядя на Молли Рингуолд (главную звезду лучших фильмов режиссёра Джона Хьюза и одно из лиц десятилетия — не зря, думается, именно на неё и её героинь так похожа Йорки из «San Junipero») в «Милашке в розовом» и «Шестнадцати свечах» или Линн в «Девочки хотят повеселиться», только самые стойкие не захотят примерить пиджаки в горох, платья в цветах и красочные легинсы.
В современной мужской моде, впрочем, стиля 80-х в самых радикальных проявлениях не найти. Пока дело ограничивается большей расслабленностью и объёмом силуэтов: куртки велики и плечисты, брюки широки. К слову, в главных ролях бьюти-кампаний — тоже вполне себе следствие 80-х. В вопросах стиля, если широких брюк уже мало, вновь придёт на помощь Джон Хьюз, в фильмах которого стильных мужских персонажей тоже достаточно. Самый пёстрый из них — Даки в той же «Милашке», который в искусстве смешивать принты и отыскивать самые неожиданные аксессуары не проигрывал главной героине. Самые повседневные и безопасные варианты — в «Клубе „Завтрак“». А идеальный во всех смыслах персонаж Хьюза 80-х — старшеклассник из «Феррис Бьюллер берёт выходной».
фотографии: Calvin Klein, Marc Jacobs, Nina Ricci, Acne Studios