СтильФеномен Sunnei: История итальянской марки, которая создаёт сообщество
и моду вне времени
Самоучки, которых называют самыми интересными молодыми дизайнерами
История знает примеры, когда марка, изначально нацеленная на мужскую аудиторию, начинает выпускать женские вещи или целую линейку — и преуспевает. Знаменитые квадратноносые «папины туфли» Martine Rose сейчас можно купить в самом маленьком женском размере, а худи и кожаные куртки польской марки-хита MISBHV носит Рианна и огромное количество женщин-знаменитостей всех мастей. Примерно таким же путём пошли создатели бренда Sunnei, которому прочат большое будущее. Начиная с интереснейших самобытных мужских коллекций, дизайнеры-самоучки оказались у всех на слуху и во время пандемии закрыли сделку с модным фондом из Венгрии, оценённую в шесть миллионов евро, — теперь они станут частью нового фэшн-конгломерата. Рассказываем, почему потерять полную независимость в своём бренде — это нормально и как Sunnei стали такими крутыми.
Текст: Дарья Князева
До основания собственного лейбла Симон Риццо и Лорис Мессина занимались в моде примерно всем — кроме самого дизайна. Лорис изучал маркетинг, Симон — бизнес-менеджмент, а позже получил степень в менеджменте диджитал-медиа. Они честно называют себя «самоучками», которые почерпнули всё из жизненного опыта. Симон расплывчато упоминает в интервью, что работал байером в мужском миланском бутике, а Лорис — в отделе визуального мерчандайзинга в Gucci. Оба любят фотографию, но едва ли получали за это деньги. При этом они отмечают, что это сильно повлияло на визуальную презентацию их собственного бренда Sunnei, название которого можно перевести как «Солнечный» (полоски с пляжных зонтиков, которые ассоциируются с летним отдыхом, фигурируют почти в каждой коллекции марки). Каким-то образом беззаботному видению Sunnei удалось вклиниться в современную итальянскую моду, которая остаётся довольно консервативной и состоит в основном из брендов старой формации. Причин для успеха Sunnei может быть несколько.
Первая — это уровень качества их вещей, продиктованный всё тем же местом рождения. Симон, родом из Калабрии, и Лорис, уроженец Гренобля, — обожают Италию и всё, что с ней связано: «Made in Italy — важнейшая составляющая Sunnei. Марка родилась и базируется в Италии, стране с самым высоким уровнем мастерства, вещи — результат комбинации ремёсел и свежей эстетики. Для нас было естественно начать выпускать одежду тут и работать с итальянскими фабриками», — говорят создатели. Неожиданно высокое качество вещей для молодой марки — то, что всегда отмечают журналисты, пишущие о Sunnei. Редко бывает так, что первые коллекции обходятся без оплошностей и промахов, а также без некомплиментарных сравнений со студенческими работами. Но Sunnei каким-то образом удалось очаровать всех — даже самых строгих критиков.
Вторая причина успеха может крыться в принципиально новом построении модного бренда, где ставка делается на сообщество единомышленников. Произрастая из миланского круга сотрудников модной индустрии (от которого они, правда, открещиваются), дизайнеры постарались создать пространство, которое смогло бы объединить комьюнити Sunnei — покупателей и людей, неравнодушных к бренду. Флагманский магазин марки появился в том же году, что и их первая коллекция. Совсем недавно бренд открыл Palazzino Sunnei, огромную штаб-квартиру невероятной красоты, переоборудованную из студии звукозаписи, которую они называют не иначе как «творческим хабом», в котором будут встречаться экспериментаторы, художники и музыканты. Офлайн-пространство, так же как и инстаграм, является для Sunnei важнейшим инструментом общения с собственной аудиторией. Одна из самых примечательных кампаний марки — коллекция весна-лето 2020 года — как раз и говорит о важности людей вокруг Sunnei. В ней снялись 45 творческих единомышленников бренда, включая сотрудников, артистов, музыкантов и журналистов.
Своими клиентами Симон и Лорис также называют тех, кому помимо качества важны вневременные вещи, которые будут актуальны и сейчас, и через пять лет. Про Sunnei почти невозможно рассуждать категориями «трендов» — более того, в своих интервью они тоже говорят о том, что не нужно делать коллекции в зависимости от сезонности. А вот про деление одежды на мужскую и женскую — разговор отдельный. Впервые женские вещи они представили в весенне-летней коллекции 2019 года, перед показом которой признались, что хотели начать выпускать одежду для женщин с самого начала, но не были довольны результатом. «Мы не хотели делать то же самое, только в маленьких размерах, нам было важно разработать полноценную линию», — говорил Риццо в интервью WWD, отмечая, что окончательно их к этому привели финансовые отчёты — оказалось, что 30 % их одежды на тот момент покупали женщины.
Несмотря на явное игнорирование самого термина «тенденция», именно Sunnei хорошо разбираются в том, что касается общих веяний. Ироничные коллекции, полностью отрабатывающие название марки, — несложные для понимания, при этом не бездумные и безыдейные, —важное свойство Sunnei. А ещё — всегда интересная актуальная стилизация, благодаря которой вновь возникает большой вопрос о том, кто такие молодые успешные создатели брендов — дизайнеры или всё же стилисты?
Sunnei успели обаять и партнёров. В связи с пандемией до недель моды и шоурумов мировых брендов не доехали не только журналисты, но и те, благодаря кому эта индустрия существует, — байеры. Именно им больше всех необходимо личное общение с дизайнерами и сотрудниками брендов, а также возможность воочию проверить — подойдёт ли тот или иной продукт для магазина, в каких тканях, цветах и количестве стоит закупить его для клиентов. Выкручиваются бренды как могут. Но большинство, по признанию нескольких московских байеров, не предложили ничего, кроме обрывочных фотографий, видео и в редких случаях отосланных кусочков ткани. Sunnei же создали целую платформу Canvas c 3D-аватарами — моделями, демонстрирующими новую коллекцию. Доступ к платформе по паролю имеют лишь байеры, а вещи представлены так, что их можно рассмотреть детально, а также увидеть возможности всех конфигураций. В качестве наглядной демонстрации марка также представила видео, в котором их аватары танцуют «макарену», — что сказать, это надо видеть.
Мода переживает тяжёлые времена — и очевидно, что это сильно отразится на странах, чья экономика сильно зависит от производства и продажи одежды и аксессуаров. Что будет с целым пулом марок — вопрос открытый, скорее всего, нас ещё ждёт волна потрясений, связанная с банкротствами и закрытиями, — не только в очевидных сферах вроде тейлоринга и офисной одежды, но и молодых перспективных марок, чьи финансовые модели не были рассчитаны на форс-мажоры. Но кажется, именно бренду Sunnei в ближайшее время ничего не угрожает: буквально за день до последнего показа марки было объявлено о том, что мажоритарную долю бренда купил инвестиционный фонд Питера Бальдасти, сооснователя другой успешной молодой марки — венгерской Nanushka.
Человек, ответственный за рост в Nanushka с 700 тысяч до 22 миллионов евро, и новый совладелец Sunnei имеет далеко идущие и амбициозные планы — создать фэшн-конгломерат нового образца с классными молодыми марками. При этом Питер сам отмечает, что Sunnei — особенные, ориентированные на клиента, а не на тренды и прекрасно чувствуют себя в диджитале.
Проблема с покупкой молодых брендов, тоже существует: история знает немало примеров, когда через какое-то время создателям марок, названных их же именем, люди в костюмах указывали на дверь. Но дело в том, что без риска и инвестиций молодой бренд в любом случае не сможет развиваться (да что там — существовать), а дизайнеры — жить без страха, что сотрудникам и фабрикам будет нечем платить в следующем месяце.
Вот и сами создатели Sunnei как будто вздохнули свободно. Симон Риццо прокомментировал сделку The Business of Fashion так: «Несмотря на то, что компания растёт быстро, мы всё ещё плохо структурированы и больше похожи на коллектив художников». Отмечается, что Симон Риццо и Лорис Мессина продолжат оставаться креативными директорами марки и делать то, что они делали. Это также значит, что в отличие от других молодых марок, люди, делающие Sunnei, не встанут на биржу труда и будут дальше зарабатывать деньги для себя и своей семьи. В наше удивительное время это оказывается чуть ли не важнее самого дизайна.
ФОТОГРАФИИ: Sunnei