СтильХ**, война и DHL:
Каким мы запомним Vetements
при Демне Гвасалии
Главное уйти вовремя?
На днях самый известный грузинский дизайнер в мире Демна Гвасалия объявил, что покидает созданный им же в 2014 году бренд Vetements. По словам его брата и партнёра по бизнесу Гурама Гвасалии, дизайнер хочет сосредоточиться «на поиске новых идей», но в интернете обсуждают слухи, будто за его уходом могут стоять и другие причины. В 2018 году издание Highsnobiety опубликовало статью с анонимными источниками, из которой следовало, что продажи Vetements в разных странах падают и, более того, вещи бренда просто «никто не покупает». В интервью журналистам британского Vogue Гурам Гвасалия резко раскритиковал статью и опроверг эту информацию, заявив, что ситуация ровно противоположная. Авторы также опросили байеров из разных стран (в том числе США, Кореи и Японии), которые подтвердили, что дела идут хорошо.
Как бы то ни было, Демна действительно мог исчерпать свои силы в рамках собственного модного дома, тем более что дизайнер работает ещё и креативным директором Balenciaga. Он признаёт, что бренд навсегда изменил мир моды, открыв дорогу новым смелым именам, — и кажется, отрицать этот факт нет смысла. Каким бы ни было будущее марки, есть несколько веских причин, благодаря которым мы запомним Vetements времён Демны Гвасалии.
Анна Елисеева
Нестандартные
модели
Vetements стал одним из первых приглашать к участию в своих показах и съёмках лукбуков нестандартных моделей, что впоследствии вылилось в общемировую тенденцию. Можно сколько угодно спорить с тем, попали они в нужное время или сами создали большой тренд (всё же необычные лица так или иначе появлялись в независимых модных журналах формата
i-D и Face ещё почти тридцать лет назад) — факт остаётся фактом. Именно сейчас мы видим самое большое разнообразие моделей у самых разных марок и в самых разных съёмках.
С брендом изначально работали подопечные российского модельного агентства Lumpen, а консультированием какое-то время занималась стилистка Лотта Волкова, которая и сейчас предпочитает работать с новыми лицами. При этом друзья и коллеги братьев Гвасалия также выступали в качестве моделей марки — например, сама Лотта (не раз, не два и не три) и дизайнер Гоша Рубчинский.
С 2017 года контраст показов по сравнению с другими брендами оказался особенно явным. В шоу стали принимать участие обычные люди разного возраста, профессий, гендера и не только, не пытаясь изобразить модельную походку. И смотрелось это не только свежо, но ещё и естественно. В весенне-летнем лукбуке 2018 года Гвасалия решил иронично обыграть этот факт: обычные жители Цюриха, непрофессиональные модели (школьники, офисные работники, молодые семьи, пенсионеры) в одежде Vetements, напротив, пытались встать в вычурные позы. Снимки были развешаны, к примеру, рядом с вокзалом Сен-Лазар в Париже.
Примечателен был и кастинг на показе, посвящённом в том числе грузино-абхазскому конфликту 1992–1993 годов. Сорок грузинских моделей были специально отобраны для парижского шоу.
Показы, которые
все ждут
Vetements сделал революционный шаг и в том, что ещё в 2017 году отказался от модной гонки и решил больше не участвовать в неделях моды. Поначалу братья Гвасалия планировали и вовсе отказаться от формата показов, но передумали — и шоу бренда всегда одни из самых ожидаемых. Чтобы привлечь внимание, ему не нужно устраивать перформансы: достаточно выбрать необычные локации, пригласить нестандартных моделей, а коллекции расскажут всё сами за себя. Так, осеннее-зимний показ 2017 года прошёл в холле парижского Центра Помпиду, весенне-летнее шоу — 2019 — под одним из мостов в индустриальном районе французской столицы, показ коллекций весна-лето 2020 года — в McDonald’s на Елисейских Полях.
Последнее шоу было проведено в лучших традициях Vetements. Гости получили приглашения в виде упаковок с презервативами. Меню было нанесено на салфетки чёрным цветом — главные «блюда» назывались «Kapitalism» и «Global Mind Fuck». Показ открыли модели в полицейской форме (тяжёлые куртки, сапоги с щитками, голубые рубашки с галстуками и многое другое), а затем выходили в более привычной для бренда одежде вроде мотоциклетных комбинезонов и брюк, офисных костюмов, асимметричных платьев, ботфортов с зебровым принтом. Всё это дополняли наушники AirPods и коробочки с картошкой фри. Сам Гвасалия признался, что некоторые полицейские наряды были вдохновлены формой российских правоохранителей. Критик Vogue Сара Моуэр заметила, что дизайнер проводит слишком узкую параллель между «сатирической антиутопией» и реальностью.
Коллаборации
Vetements можно назвать рекордсменом по коллаборациям — ещё в 2016 году он обещал выпустить восемнадцать совместных коллекций с разными марками: от Carhartt WIP, Levi’s, Eastpak и Reebok до Comme des Garçons, Juicy Couture, Brioni и других. В их основе почти всегда лежала идея заимствования и переосмысления визитных карточек тех брендов, с которыми он сотрудничает.
Одними из самых заметных стали коллаборации с неочевидным DHL и легендарным Umbro. В них вошли футболки, носки, лонгсливы и другие вещи, напоминающие о форме работников фирмы и спортсменов. Гвасалия в очередной раз тонко поиграл на чувствах потребителей — и на всеобщей ностальгии по прошлому, и на стремлении быть «немодными». Дизайнер также вывел логоманию на новый уровень, показав, что футболка с логотипом DHL может быть равна футболке с логотипом дорогого бренда.
Вместе с тем Vetements в коллаборациях со сторонними марками выпустил вещи, которые, может, и не были раскуплены за пару часов, но точно остались в истории как предмет эпохи — в этом плане особенно показательны и ботфорты исполинских размеров, которые марка сделала с Manolo Blahnik, и «грязные» кроссовки — совместно с Reebok.
Эстетика
Из-за заимствований Vetements Демны Гвасалии часто осуждали — якобы бренд не предлагает ничего нового. В этом же утверждении и кроется главная ирония (или «пост-» и «метаирония») — бренд переосмысляет тенденции, которые годами не сходят с подиумов. Те же ботфорты, платья в цветок, песочные тренчи, пуховики и юбки плиссе в руках Гвасалии приобрели гиперболизированные формы, асимметричный крой, неожиданные детали вроде надписей, нашивок, рукавов-перчаток и не только. Не стоит искать скрытых смыслов в каблуке в виде маркера, которым дополнены некоторые из сапог Vetements, — эта ироничная деталь просто разнообразит классические модели ботильонов, которые мы видели и видим из сезона в сезон у огромного количества марок.
Кроме того, ставка Vetements делалась и на уличную одежду в стиле 90-х, вернее, постсоветских 90-х, которые благодаря своей самобытности заинтересовали весь модный мир. Отсюда — повседневные кроссовки в сеточку, предназначенные как будто для бегунов, мешковатые спортивные штаны и худи, оверсайз-джинсы, балаклавы, фланелевые рубашки в клетку и многое другое. Они дополнены фотопринтами с изображениями Виктора Цоя, надписями типа «Polizei» и «Securite», символами анархии — в общем, всем, что так знакомо выходцам с постсоветского пространства и привлекает западную аудиторию.
Смелость говорить на сложные темы
Но интерес бренда к постсоветскому периоду этим не ограничивается. Споры вызвала, например, его весенне-летняя коллекция — 2019, основной темой которой стал грузино-абхазский конфликт 1992–1993 годов. Дизайнер, родившийся в Сухуме, использовал характерные культурные коды: в вещах сочетались одновременно грузинские и русские надписи и флаги, рисунки в виде татуировок с церквями, принты с анимационными персонажами и хлёсткая фраза «Иди на х**». Были на показе и чокеры, и грубые солдатские ботинки, и огромные кожаные куртки, и юбки с павловопосадским мотивом. После показа было объявлено, что каждая вещь в коллекции будет иметь штрихкод, который отсылает на страницу Википедии, рассказывающую о войне. Критики спорили, гений ли Гвасалия, уместивший в одной коллекции сложный период истории народа, или просто умелый маркетолог. Но то, что марка такого уровня оказалась способной поднять настолько сложную тему, уже само по себе было достойно уважения.
Фотографии: Vetements