СтильКак дома: 8 отличных российских марок текстиля
Постельное бельё, шторы и скатерти
Интерьеры современных квартир меняются не только в зависимости от вкусов и потребностей их владельцев — они откликаются и на общественные тенденции. Сегодня, обустраивая дом, люди обращают всё больше внимания на традиционные техники, элементы ручного труда и оригинальные художественные решения, которые добавляют интерьеру индивидуальности. Мы выбрали российские бренды, выпускающие именно такие предметы домашнего уюта, объединив исторические фабрики и молодые дизайнерские марки.
Текст: Светлана Падерина,
автор телеграм-канала wannabeprada
Крестецкая строчка
Старинная новгородская фабрика переживает своё второе рождение благодаря бизнесмену Антону Георгиеву, инвестировавшему в предприятие, основанное более ста лет назад и пережившее не лучшие времена — в 2015 году на фабрике работало всего две вышивальщицы. Георгиеву удалось восстановить и модернизировать производство (в том числе и за счёт «патриотических» госзаказов), обеспечить работой мастериц, владеющих уникальной техникой крестецкой строчки, а также обучить новый персонал. Вышивку выполняют на льняных, хлопковых или шёлковых тканях следующим образом: из текстиля в определённом порядке выдёргиваются нити, а затем разреженное полотно вышивальщица превращает в ажурный орнамент.
Этот процесс происходит полностью вручную, иногда с применением швейной машины, которую, тем не менее, всё равно направляет человек. На волне интереса к ручной работе и народной традиции «Крестецкая строчка» становится всё более популярной и работает с известными дизайнерами (например, Ульяной Сергеенко и Ольгой Вильшенко) над коллекциями одежды. В линии домашнего текстиля советуем обратить особенное внимание на скатерти — каждую из них не стыдно подарить на большое семейное торжество или презентовать другу-иностранцу.
Embra
Марка Embra — это дуэт двух художниц, Яны и Ольги. «Идея заняться домашним текстилем у меня возникла лет шесть назад, — рассказывает Яна. — Выбор постельного белья был ограничен: с одной стороны, высокой ценой, низким качеством некрасивых тканей — с другой. Пришло понимание, что на нашем рынке мало красивых, тактильно приятных и экологичных изделий». «У нас нет культуры домашнего текстиля, переданной из поколения в поколение, не ценится качество ткани, её влияние на создание уютного и интересного интерьера, — вторит подруге Ольга. — Когда я несколько лет назад гуглила „постельное бельё“, все первые страницы поисковика были завалены цветастыми тиграми и лилиями».
Постельное бельё Embra производится из двух видов ткани: белый мако-сатин и умягчённый лён. Девушки рассказывают, что на тестирование текстиля ушло много времени: его выбирали у разных производителей, умягчали в разных лабораториях в Москве и в других городах России. Остановились на Республике Беларусь. Оршанский лён очень качественный, выпускается в широкой цветовой гамме, его обработка происходит с помощью растительных энзимов и варки при высокой температуре. В итоге получается комфортное, экологичное и функциональное бельё. Помимо постельного белья марка производит пледы из итальянских тканей, в их составе — шерсть мериноса, кашемир, хлопок; изготавливает лёгкие льняные шторы. Любимцами покупателей стали покрывала и бархатные подушки с авторской вышивкой — Ольга сама создаёт орнаменты и аппликации с мистическими животными. Все изделия Embra производятся в Москве мастерами высокой квалификации, что обеспечивает не только высокое качество, но и возможность сшить комплекты по индивидуальным размерам.
Ка́домский вениз
Ещё одно предприятие с насыщенной историей: фабрика «Кадомский вениз» была открыта в Рязанской области в 1927 году. Здесь производились изделия с одноимённой вышивкой, истоки которой уходят к эпохе Петра I: чтобы деньги за роскошное итальянское кружево, которым декорировалась одежда знатных людей, не утекали за границу, царь привёз из Венеции несколько вышивальщиц, обучивших мастерству обитательниц Кадомского монастыря. Возникшая на основе венецианской техники вышивка сложная, ажурная, с обилием декоративных элементов, требующая большой тщательности в работе. Современная фабрика продолжает выпускать предметы домашнего убранства, ориентируясь на высокие стандарты, заложенные несколько веков назад: изготовление льняных скатертей со сквозной вышивкой может занимать более двух тысяч часов ручной работы. Каждый предмет, выпущенный фабрикой, уникален, поскольку создаётся по эскизам художника, разрабатывающего узоры и орнаменты, в соответствии с пожеланиями заказчика. Разумеется, цена таких изделий соответствующая, ведь каждая вещь не просто элемент интерьера, а произведение искусства, которое будут передавать из поколения в поколение.
Белое море
Елена Губина, автор текстильного проекта «Белое море», родилась в Республике Коми и рисовала с самого детства — собственно, любовь к рисунку и к Русскому Северу и стали основой её творчества. «Ещё до окончания учёбы в академии имени Штиглица я работала дизайнером ковров, а после — художником-дизайнером обоев, — говорит Елена. — Но, приходя домой после работы, вместо того, чтобы отдыхать, рисовала свои принты». Марка «Белое море» — это два человека: Елена и её муж, помогающий с организационными вопросами. Название было выбрано как олицетворение красоты и сдержанности природы Севера: тематика всех принтов связана с Белым морем, в них объединяются сказочные образы и морские мотивы.
Сейчас «Белое море» производит собственный интерьерный текстиль: шторы, подушки, настенные панно. Принты, разработанные Еленой, печатаются на плотном хлопке, а затем швеи изготавливают из этих тканей изделия. Марка выполняет и индивидуальные заказы: покупатели сообщают длину, способ крепления шторы на карниз и могут попросить немного изменить рисунок, например цветовую гамму или масштаб. Шторы «Белого моря» часто заказывают в детские комнаты или покупают сразу большой комплект для всей квартиры или дачи. Самая популярная модель — шторы с принтом «Метсола», где заяц скачет на лисе; художница замечает, что очень долго его рисовала, и радуется, что не зря.
Katshelomanov textile
«В школе, в свободное от уроков время, я училась двум вещам: рисовать и шить», — признаётся Катерина Шеломанова. Получив диплом дизайнера в Новгородском университете, она разрабатывала мужские костюмы для псковской фабрики и пыталась привнести в работу немного веселья, снабжая классические пиджаки разноцветными подкладками, а после уехала в Москву — учиться на иллюстратора. Любовь к тканям с весёлыми картинками дала о себе знать и в компании O’Stin, где Катерина рисовала принты для текстиля и футболок. Через три года художница вышла в декретный отпуск, в котором, кроме сына, на свет появился её собственный текстильный проект.
В коллекциях Katshelomanov используются натуральные ткани: лён и хлопок. Принты на них наносятся цифровым методом, позволяющим переносить рисунок без искажения цвета и качества. Вещи из таких тканей можно спокойно стирать в стиральной машине, они не линяют и не теряют цвет. Печатаются принты в российских компаниях, в Москве и Нижнем Новгороде, при этом текстиль для основы может быть разного происхождения: из России, Республики Беларусь, Италии. Сами изделия отшиваются в Пскове. Многие из покупателей марки поддерживают экологическую тенденцию и с удовольствием покупают текстиль местного производства себе и в подарок близким — тем более каждое изделие марки нарядно упаковано. Наибольшим спросом пользуются полотенца с принтом, сумки-авоськи и фартуки.
The Dot Home
The Dot Home — уникальный проект, объединяющий традиционное ремесло и актуальные арт-техники, которым руководит художница Александра Фалиштынская. Компания специализируется на авторских коллекциях предметов домашнего обихода с использованием льняных тканей. Все ткани изготавливаются на фабриках в Ивановской области, в том числе на мануфактуре Балина, предприятии со 150-летней историей, где сейчас ведутся активные работы по восстановлению и модернизации. Команда проекта гордится полным циклом производства текстиля: от посева и выращивания культуры до непосредственно пошива изделий. Особенное внимание акцентируют на достоинствах льняных тканей: они предельно износостойкие, хорошо пропускают воздух, не электризуются, обладают бактерицидными свойствами и гипоаллергенны.
Коллекции текстиля и интерьерных объектов создаются в соавторстве с художницами — так, в активе The Dot Home имеется линия жаккардовых тканей Анастасии Алиевой, чьи рисунки вдохновлены природными фактурами, винтажные стулья, обновлённые мастером современной вышивки Татьяной Подуфаловой, а также капсульная коллекция подушек, разработанная вместе с талантливыми студентками текстильных вузов. Все изделия можно увидеть и купить в интернет-магазине марки.
DOM forherforhim
Автор марки — Лада Арзуманова, выпускница МГТУ имени Косыгина. Лада больше пятнадцати лет работает в сфере дизайна, возглавляла фэшн-отдел одного из ведущих глянцевых журналов, стилизовала съёмки для крупных брендов. «Я долго вынашивала идею создания авторской линейки, — говорит она. — Особый трепет у меня вызывает обустройство дома, поэтому решила работать в этом направлении. Я начала с линии постельного белья, а в перспективе хочу перейти и на другие элементы домашнего уюта».
В коллекции DOM forherforhim, состоящей из белого и чёрного постельного белья, главную роль играют наволочки с принтами, напоминающими графику, выполненную чёрной тушью. Именно они стали бестселлерами марки. Первые экземпляры изделий создатели опробовали сами — спали на них, стирали в машинке и смотрели, как держатся принты, не деформируется ли бельё после стирки. Отдельное внимание было уделено упаковке каждого изделия, которая выглядит современно и иронично. Основная концепция марки сводится к слогану «собери свой уникальный комплект»: покупатели могут выбрать изделия однотонные или с рисунком, с контрастной окантовкой и без неё, и таким образом собрать, как конструктор, собственную версию комплекта постельных принадлежностей.
Perinne
Perinne на карельском и финском языке означает «традиция». «Идея создания марки возникла из желания объединить две противоположные сферы, дизайн и прикладное искусство, — рассказывают Света Катаргина и Таня Бабкова, которые вместе учились в Московском художественном училище прикладных искусств и Высшей академической школе графического дизайна. — Так сложилось, что в нашей стране они всё время находятся в конфронтации и нежелании понять друг друга». Льняные скатерти, салфетки и дорожки на стол стали основным ассортиментом первой коллекции марки. Принты для них разработаны на основе карельской вышивки с её архаичными узорами и характерной красно-белой цветовой гаммой. «Большое значение мы придаём работе с традиционными орнаментами, там в простых знаках и символах закодирован огромный объём информации, — продолжают художницы. — Мы пытаемся его расшифровать и перевести на современный язык. Работая над проектом, мы занимаемся изучением контекста, обычаев и традиций среды, где создавались произведения народного искусства, которые так гармонично существовали в быту и украшали повседневную жизнь людей».
Для авторов марки важны натуральные материалы — в коллекции солирует фактурная льняная ткань, имитирующая домотканую. Принты печатаются в Москве цифровым методом с использованием красителей на водной основе — в результате цвет прочно закрепляется и не линяет при стирке. Такая технология позволяет оперативно выпускать продукцию в относительно небольших количествах, в том числе на заказ, и даёт возможности для экспериментов. Опытные образцы девушки изготавливают сами, а производство небольших партий размещают у подрядчиков. Авторы марки планируют расширить коллекцию другими интерьерными предметами в соавторстве с разными производителями — например, в рамках конкурса «Дизайн и ремесло» была создана серия ламп с хохломской росписью.
ФОТОГРАФИИ: krstrochka