Стиль«Мне всё равно»:
В чём проблема с униформой первых леди
И почему их образы всегда — заявление
ТЕКСТ: Анна Елисеева
НА ДНЯХ МЕЛАНИЯ ТРАМП СНОВА ПОСЕТИЛА центр содержания детей мигрантов в Техасе, её первый визит 21 июня закончился скандалом. Тогда интернет облетела куртка первой леди с надписью «I really don’t care. Do U?» («Мне реально плевать. А тебе?»), что возмутило общественность. СМИ и пользователи Сети предположили, что таким образом Мелания пыталась продемонстрировать настоящее отношение к проблеме. Но директор Мелании Трамп по связям с общественностью опровергла подобную версию, дав понять, что первая леди и её стилисты сели в лужу случайно, ведь имиджу Белого дома был нанесён существенный урон.
Вопрос гардероба первых леди и женщин-политиков давно выходит за рамки стиля. Любая деталь наряда может стать знаком или даже полноценным политическим заявлением, а при двусмысленном прочтении — сыграть против представителей власти. Примечательно, что более сдержанный образ, который Мелания показала в новой поездке — чёрный лонгслив и белые брюки, — тоже бурно обсуждали в прессе.
Модный выбор Мелании Трамп вызывает гнев общественности не впервые. Прицелом для критики вообще служит стиль сафари, которого она время от времени придерживается, посещая места катастроф. Прошлой осенью Мелания надела лодочки Manolo Blahnik на высоких шпильках, обтягивающие чёрные брюки, зелёный бомбер и большие очки-«авиаторы» в пострадавшем от урагана Хьюстоне. СМИ немедленно обвинили первую леди в бесчувственности: такой образ легко представить на героине приключенческого фильма, она больше заботится о своём имидже, чем о жертвах катастрофы.
Следующий выход в Техасе оказался более строгим, правда, Трамп появилась на публике в кепке с надписью «FLOTUS» («First Lady of the United States» — «первая леди Соединённых Штатов»). Пользователи Сети возмущались: неужели пострадавший от стихии город — подходящее место для мерча Белого дома и промоушена собственного статуса? Слава богу, не дошло до красной надписи «Make American Great Again», иронизировали журналисты.
Недопустимым в Сети сочли и выступление с речью о защите детей в пышном розовом платье за несколько тысяч долларов. И хотя многие первые леди выбирают дорогие наряды люксовых брендов, а Мелания и до Белого дома была женой миллионера, СМИ регулярно обращают внимание на то, что любовь Мелании к европейским модным домам делает заботу Трампа о рабочем населении США популизмом.
Пользователи Сети возмущались: неужели пострадавший от стихии город — подходящее место для мерча Белого дома и промоушена собственного статуса
Меланию поначалу вообще можно было видеть в основном в нарядах Delpozo, Dolce & Gabbana, Emilio Pucci, Dior и Altuzarra. Правда, во многом это было вынужденной мерой. Многие американские дизайнеры — среди них Марк Джейкобс, Дерек Лэм, Том Форд и Филлип Лим — просто отказались одевать первую леди США. А бывший креативный директор Carolina Herrera, а ныне стилист миссис Трамп Эрве Пьер признаётся, что закупает для неё одежду в универмагах Bergdorf Goodman и Saks тайно, не говоря, какому клиенту она предназначается.
Любопытно, что сочетание «консерватизма» и «элегантности», которое вменяют в вину Мелании Трамп, всегда преобладало в стиле первых леди, пусть и с нюансами. Например, Хиллари Клинтон, подчёркивая свою важную роль в политической жизни страны, предпочитала брючные костюмы. Менялись украшения и фасоны, но двойка из брюк и жакета оставалась в её гардеробе вплоть до собственной президентской кампании.
В патриархальном обществе завоевать уважение и утвердиться на политической арене женщине куда проще в деловых костюмах, чем в платьях, которые неминуемо ассоциируются в общественном сознании с «женственностью», а значит, с ролью второго плана, неспособностью к политике и управлению. После поражения на выборах Хиллари появилась в нежно-белом костюме Ralph Lauren — цвете, который принято связывать с борьбой суфражисток и всех тех, кто выступает за разрушение «стеклянного потолка». СМИ интерпретировали выход Клинтон как заявление: несмотря ни на что она выбирает демократию. И всё же это были брюки.
У Мишель Обамы никогда не было цели заявить о себе как о политике, она последовательно закрепляла за собой роль соратницы, помощницы и одновременно типичной американки. На инаугурацию супруга она надела платье тогда ещё молодого американского дизайнера Джейсона Ву — своей дальнейшей карьерой, как считают СМИ, он обязан именно этому случаю. Мишель заменила офисный костюм в своём гардеробе на платья с пышными юбками и открытыми плечами, повседневные кардиганы и цветные брюки — и не прогадала. Жена президента, которая не соперничает ни с кем в строгости нарядов, максимально близка к реальной жизни своих избирателей, похожа на них самих. Выглядит уверенной в себе, но всё же супругой блестящего мужа.
В патриархальном обществе утвердиться на политической арене женщине проще в деловых костюмах, чем в платьях, которые ассоциируются с «женственностью»
Пожалуй, больше других либеральная пресса благоволит первой леди Франции Брижит Макрон — из-за её любви к коротким юбкам и обтягивающим брюкам. Её появления на публике и так были бы отмечены в модных хрониках, но далеко не последнюю роль всё же играет возраст француженки. Ещё несколько лет назад, до больших дискуссий об эйджизме, появление первой леди в юбках выше колена, без колготок, в кожаных брюках с грубыми ботинками могло быть расценено как нечто «неправильное». Но сегодня Брижит как бы говорит нам, что оставляет выбор длины, фасона и чего угодно за собой. Её сила в том, что она идёт вопреки сложившимся правилам — и в обществе, и в браке.
Критикам Мелании Трамп всегда можно возразить: упрёки в адрес её традиционного образа так же нелиберальны, как запреты носить мини. В статусе первой леди она стала однозначно выглядеть более строго, чем прежде, неизменными остаются разве что очень высокие каблуки. Она часто выбирает однотонные платья или юбки-карандаши, закрытые пальто без принтов, широкополые шляпки и длинные сдержанные сарафаны.
Мелания не раз признавалась в любви к моде. И ещё в 1999 году, когда её спросили, каким был бы её стиль, окажись она первой леди США, ответила: таким же традиционным, как у Джеки Кеннеди. Её слова оказались почти пророческими: наряды миссис Трамп нередко отсылают к 60-м. Пыльно-голубое пальто Ralph Lauren, которое Мелания надела на инаугурацию мужа, похоже на наряд Жаклин, выбранный по аналогичному поводу в 1961 году. А чёрный лонгслив и прямые белые брюки из последнего визита Мелании в Техас тоже напомнили многим расслабленный образ Джеки Кеннеди.
Стереотипы и условности, связанные с высочайшим «женским статусом», вообще невероятно живучи. От первой леди, с одной стороны, ждут проявлений личности, а с другой — требуют, чтобы она не затмевала мужа, а оказывала ему посильную поддержку. Обычные джинсы, велосипедки или даже треники могут сыграть против супруги президента. И пока неясно, когда мир будет готов отменить униформу первой леди, превратив её в архаизм.
Аккуратность миссис Трамп, к слову, уже породила конспирологическую теорию о том, что даже её промахи — хитроумный план: будто бы она и не хочет никому нравиться. Быть может, ей и вовсе надоела или никогда не нужна была навязанная роль первой леди? И всё же скандалы вокруг её нарядов не случайны. Похоже, каким бы ни был выбор Мелании в отношении стиля, он почти всегда будет подвергнут критике. И дело не только в вещах с надписями, которые можно прочитать как провокацию или оскорбление. А в том, что взгляды семьи Трамп (о разночтениях с мужем Мелания ни разу не заявляла) для многих избирателей по всему миру продолжают оставаться слишком серьёзным раздражителем.
Обложка: Getty Images