СтильВспомнить всё:
Девушки о своих
выпускных платьях
Леопард, атлас и кружево, строгость и минимализм
В России началась самая долгожданная пора для школьников: сейчас в школах гремят «последние звонки», а официальные школьные выпускные вечера пройдут в середине июня. Кто-то впоследствии вспоминает свой выпускной как страшный сон, кто-то как первую серьезную вечеринку с дресс-кодом, кто-то не помнит ничего. На фотографии спустя годы смотришь с сочетанием ужаса и восторга: все-таки представления о парадном виде в 16-17 лет весьма специфичны. Мы попросили девушек достать скелеты из шкафа и рассказать, как они и их одноклассники наряжались на выпускные с середины 90-х по наши дни.
Анна Бичевская
соосновательница Stay Hungry и главный редактор iknow.travel
1995 год
Я ждала выпускной целый год, то есть еще 1 сентября мы с подружкой начали обсуждать, как нужно его провести. Он проходил в две части. Торжественная часть была в калининградском кукольном театре, в здании бывшей немецкой «кирхи»: каждый класс делал свой капустник и поздравлял учителей и одноклассников. Присутствовали все: учителя, родители, братья, сестры, друзья. Потом была вечерняя программа в школе, все девушки были в вечерних платьях, парни — в костюмах. Платья были и покупные, и шитые на заказ. Преобладали в большинстве своем, конечно, пастельные тона, рюши, оборки, люрекс, странные сложносочиненные прически, ногти с блестками. Короче, чем более блестящее, тем богаче и лучше. Действительно стоящие вещи, которые, наверное, было бы не стыдно и сегодня надеть, попадались, но редко.
Платье у меня было сшитое на заказ, как и большинство моих вещей того времени. У меня была своя клевая портниха и неограниченные возможности по выбору ткани (спасибо бабушкиным связям), и это давало простор для самовыражения. Помню, что иметь портниху тогда было обязательным условием, если хочешь выглядеть интересно и индивидуально: найти что-то крутое в магазинах было суперсложной задачей. Почему именно такое? Честно говоря, уже не вспомню, мне кажется, я что-то подглядела в журнале и доработала идею сама. Я пользовалась услугами портных где-то до 2006 года, эта же портниха шила мне потом еще свадебное платье в стиле Наташи Ростовой, далее был долгий перерыв и вот сейчас опять дозрела до индивидуального пошива. Оба платья, кстати, до сих пор живы, прекрасно себя чувствуют и мне впору.
В школе на торжественном ужине все чинно сидели за большими столами и первый раз в жизни выпивали открыто вместе со взрослыми. Многие с непривычки, конечно, хорошо наковырялись, я, например, после выпускного не могу больше пить красное шампанское. В общем, все выпивали, ели-танцевали, а потом все на больших автобусах поехали на море встречать рассвет. Это было самое ожидаемое событие в моей жизни, которое очень быстро пролетело. Это ощущение я помню до сих пор.
Ольга Страховская
главный редактор Wonderzine
1995 год
Мне казалось, что свой выпускной я помню вполне отчетливо и на нем не было ничего выдающегося — до тех пор, пока я не увидела свой школьный фотоальбом. В общем, понятно, почему мое сознание постаралось вытеснить эту информацию. Дискотека с парнями топлес (99 % из них я увидела на фотографиях, по ощущениям, впервые в жизни и понятия не имею, как их звали — у нас в классе было только четыре мальчика), очевидно подвыпившие родители и преподаватели, пьяная игра в «Ручеек» посреди актового зала и совсем уже страшное афтепати с порванными колготками у кого-то из одноклассниц дома, где я ни разу не была ни до этого, ни после.
Мое платье мы с мамой покупали в магазине на Старом Арбате, название которого моя память тоже не сохранила. Есть подозрение, что это тот же, где свое платье покупала и Аня Красильщик. Платье было, на мой взгляд, очень классное — маленькое, черное, гофрированными шифоновыми ярусами, под «ревущие 20-е». Благодаря этому оно не несло каких-то ярких примет времени и если сохранилось у мамы (а мамы, как известно, такие вещи не выкидывают), то я его обязательно найду и буду снова носить. На выпускном к нему прилагались черные лаковые босоножки, конечно же, надетые на блестящие полупрозрачные черные колготки, а также укладка «соплями», на которую я потратила увесистую горсть польского геля с эффектом мокрых волос. До сих пор помню, что он был ярко-голубого цвета и слеплял волосы насмерть. Вообще, разглядывая фотоальбом, я поняла, что большинство нарядов моих одноклассниц отлично смотрелись бы и сейчас — все выглядели как из лучших клипов 90-х.
Анна Красильщик
директор редакторского бюро TXT
1998 год
На Старом Арбате был магазин Nature, который мой молодой человек называл «Натуяе». Вот туда мы с мамой пошли за платьем: в 1998 году там всё казалось очень модным. Платье было длинное, в каких-то бежевых тонах и поделенное пополам коричневой полоской. Потом, когда напечатали фотографии с выпускного, оказалось, что оно прозрачное и на мне просвечивают огромные белые трусы. Правда, это было не очень важно: у нас был крайне грустный выпускной, ни одного симпатичного мальчика и ощущение вселенской тоски. Самым страшным испытанием оказался кораблик: с него нельзя было выйти и все несколько бесконечных часов наблюдали, как целуется единственная образовавшаяся в ту ночь пара. От отчаяния кто-то швырял стулья. В шесть утра корабль причалил к речному вокзалу и одна из самых тоскливых ночей в моей жизни закончилась.
Екатерина Кронгауз
основательница школы бебиситтеров Kidsout
2000 год
Платье я купила в магазине в ТЦ в вестибюле метро «Тверская», не помню, что там было, меня туда отправила мама. Сказала, что платье очень красивое, с кринолином. Я тогда в платьях вообще не ходила, а мама еще купила туфли на каблуках — жуткие, прямоугольные какие-то. Всё это выглядело так чудовищно и я во всём этом выглядела так безнадежно, что было даже глупо пытаться что-то поправить. Поэтому я просто накануне пыталась научиться передвигаться на каблуках. У меня не слишком вышло. Я положила в рюкзак штаны, тельняшку и кеды на смену и отправилась получать аттестат. Каким-то образом умудрилась напиться до вручения.
У меня был план, что когда директор 57-й школы назовет мою фамилию, то в зале выключится свет, загорится прожектор и заиграет музыка из фильма «Профессионал» — когда он идет к вертолету и его держит на мушке снайпер, и не понятно, дойдет ли. Это была, так сказать, метафора моих отношений со школой, с директором, со всем в общем. Всё было готово. Но я испугалась в последний момент, что мне просто не дадут аттестат, в школе боишься все-таки странных вещей. В общем, в последний момент я всё отменила. Вручая мне документ, директор сказал: «Теперь я буду жить долго». И я рада, что пока так и выходит. Сразу после этого я переоделась и на капустнике почему-то танцевала с баскетбольным мячом под Бритни Спирс «упс, ай дид ит эген». Всё это, кажется, было ровно так ужасно и безвкусно, как я сейчас об этом вспоминаю. Да, и в таком же платье была еще девочка из параллельного класса!
Екатерина Фёдорова
журналист
2000 год
Платье с выпускного в этом году отмечает свой 15-летний юбилей, и оно до сих пор самое-самое любимое. Куплено было за полгода до самого торжества в дико модной тогда «Галерее Актер» на «Пушкинской». Увидела и поняла, что жить без него больше не смогу. На этикетке написано «Roberto Cavalli», но я сильно сомневаюсь в его подлинности. Это был 2000 год, минимализм только-только начинал уступать логотипам, стразам и прочим радостям из клипов Дженнифер Лопес — и моя шелковая «ночнушка» с принтом в виде гигантского бриллианта как раз объединяла оба направления. Я до сих пор надеваю его хотя бы раз в год, последнее время, правда, после того как в квитанции из химчистки его описали как «платье бирюзовое, детское», делаю это только на морских курортах, но никому никогда не отдам. На самом выпускном я была звездой, но недолго. Мой тогдашний бойфренд как-то молниеносно наклюкался, и мне пришлось везти его в гостиницу и сидеть в номере в красивом платье, пока он спал, а все остальные веселились. Зато во времена студенчества оно отработало еще очень много загульных ночей и рассветов. Я бы и сегодня его выбрала, только уже точно не стала бы красить глаза блестящими бирюзовыми тенями, а ведь тогда все магазины обегала, чтобы подходящий оттенок найти.
Ксения Туманова
совладелица парикмахерской Ptichka
2002 год
Я оканчивала школу в 2002 году, в конце эпохи поездок на вещевые рынки. И тогда всё, что касалось вечерней моды, было довольно шокирующего вида и при этом в ограниченном ассортименте. Если хотелось однотонный наряд простого силуэта, то их по старинке шили в ателье за полгода. Как и мои одноклассницы, я тогда долго металась между чем-то эффектным и чем-то, что потом надеть еще можно будет. Но за два месяца до выпускного в ателье уже не брали заказы и мне оставалось выбирать менее шокирующий вариант из всех представленных в моем родном подмосковном городе. Тогда у нас было всего три магазина одежды уровня «модная одежда из Италии», где всё было дорого, зато в одном экземпляре.
Платье, которое я выбрала, стоило 5000 рублей, что в то время было очень приличными деньгами — на них можно было купить брючный костюм и сумку к нему. И целый месяц я убеждала родителей, что это именно то, что мне нужно, даже врала, что буду его потом на свадьбы подруг носить. К платью мне сшили накидку из тюля и купили туфли на 10-сантиметровом каблуке, которых я раньше никогда не носила. В итоге на выпускном я, как и все, была похожа на блестящую Муху-Цокотуху, но хотя бы ни у кого не было точно такого же платья. Под утро я изодрала в танцах каблуками весь подол на 40 сантиметров от пола, остальное залила напитками и после выпускного гордо запаковала то, что осталось от платья, в полиэтиленовый кофр и никогда больше не доставала. Пару лет назад мама робко спросила, буду ли я его еще носить или можно выбросить.
Настя Хорева
директор по коммуникациям в Utopia Pictures
2002 год
Платье было куплено в магазине Sinequanone на площади трех вокзалов, в универмаге «Московский», кажется, под строгим надзором мамы. Она вроде мечтала окутать меня тюлями и воланами, но я пригрозила ей, что если так будет и дальше продолжаться, пойду в джинсах и футболке. Я, очевидно, очень серьезно это говорила, так что она сдалась и платье мы как-то с ней вдвоем одобрили. К нему полагались суперсандалии, ха-ха. Я долго вспоминала, что же это за фирма: это Shellys, в 2002-м эта обувь стояла в магазине «Обувь 21 века» на полках рядом с «мартинсами» и «гриндерсами», но в отличие от двух первых имела в своем ассортименте сандалии. Я тогда слушала «Нирвану» и решила, что так будет очень круто, типа протест такой.
Над прической сама поработала дома, еще и поработала над ногами с помощью автозагара. Никак не могла понять, как он работает, а когда уже шла с друзьями к школе, поняла, что я просто начинаю пятнами покрываться — то есть загар у меня пошел. Ну, провели с подругой лишних минут двадцать в туалете, как-то постарались затереть мне эти пятна на ногах, хорошо что лицо не намазала.
На фотографиях отчетливо видно моих соседей. Прокомментировать я это никак не могу, но, кажется, я была одной из самых приличных. Надо, кстати, учитывать, что это 2002 год и супермаленький город под Брянском, где я оканчивала школу. После официальной части мы пошли куда-то, то ли в лес, то ли в парк, каким-то огромным количеством людей, классов пять, а то и больше, из разных школ. И вот там в своем прекрасном платье я посидела и на бревнах, и, кажется, на полу тоже сидела не стесняясь. Наутро увидела дома, что всё платье в мелких-мелких волосках — это были резиночки, которые из него вылезли после всех этих лесных манипуляций. Платье было спрятано, маме было решено не докладывать об этом.
Наташа Гуляева
PR-консультант
2003 год
У меня было платье Louis Vuitton — первая дорогая вещь в моем гардеробе. Наткнулась на него в глянцевом журнале, которые покупала мама. В таком платье была Наташа Водянова в начале свой карьеры. Платье в бельевом стиле (похоже на пеньюар) нежно-лимонного цвета, в меру открытое и по фигуре. Под утро платье было забрызгано шампанским и красным вином — классика. Сейчас мне кажется выбор «девичьего» наряда странным: я была поклонницей группы Distemper, ходила в драных джинсах, худи и кедах Vans.
Надо сказать, что все одноклассницы были нарядные и с прическами. Мы странно выглядели со стороны: такие юные, а накрашены как взрослые и с вавилонскими башнями на голове. Сейчас я это понимаю, а тогда всё казалось органичным. Несмотря на то, что я избежала залаченных и блестящих кудрей, у меня была слишком нарядная прическа. Сейчас я бы сделала растрепанный пучок. Забавно и то, что я попросила папу подвезти меня в школу на мерседесе, чтобы всё напоминало светский выход по полной программе.
Мария Борзилова
креативный директор агентства «Ценципер»
2004 год
Мои родители ученые, и с деньгами у нас в то время было еще хуже, чем у всех. Поэтому о платье я старалась не думать. А вот у моей мамы появилась неожиданная идея. Она где-то нашла адрес Натальи Ветлицкой (почему именно ее, для меня до сих пор остается загадкой) и отправила ей письмо, в котором просила прислать для меня одно из ее красивых платьев. Ветлицкая не ответила, но буквально через пару дней я нашла на улице приличную сумму денег. На них-то и было куплено мое платье.
Мне категорически не хотелось большого и пышного платья, а найти альтернативу в подмосковном Серпухове было очень непросто. Но нам удалось отыскать какой-то маленький бутик на местном рынке, где штучно продавались итальянские платья. Туфли мы купили там же, а вот украшения собирали по знакомым. Это было нежно-розовое, сотканное из тонких нитей платье до колен с кружевами по подолу. Мне оно безумно нравилось, потому что его простой верх напоминал мне платье Наташи Ростовой (очень классическое девчачье сравнение). В нем я чувствовала себя очень элегантно и по-девичьи невинно. Местная парикмахерша не совсем справилась с задачей «естественные локоны» и все-таки сделала мне начес, вылив на голову литр лака. Но исправлять ситуацию уже не было времени, так и пошла.
Практически все девчонки накрутили себе «вавилоны» на голове и нарядились в свадебные платья. Никого в секси-прозрачном или облегающем не было, так как мы жили в маленьком научном поселке в девять домов и все друг друга немного стеснялись. Выпускной проходил в школьной столовой. В тот день в нашем поселке неожиданно для всех запретили продавать алкоголь и нам пришлось выкручиваться, умоляя друзей съездить в соседний город и привезти хоть что-нибудь спиртное. В итоге сильно пьяных в тот вечер не было, поэтому мы дружно гуляли до самого утра и по традиции на рассвете купались в местном пруду.
Юлия Космынина
продюсер агентства Louder
2006 год
Я с самого начала четко знала, что никаких пышных платьев и высоких причесок на мне точно не появится. Платье выбирала с мамой, у которой прекрасный вкус и довольно прогрессивные взгляды. Магазин Morgan оказался чуть ли не первым, в который мы зашли, и сразу увидели красное платье с глубоким декольте из качественной ткани, на нем и остановились. Стоило оно 3000 рублей. Так что мук выбора наряда на выпускной у меня не было вообще. А вот с прической всё обстояло гораздо хуже: проведя больше трех часов в парикмахерской, я увидела на своей голове что-то совсем невнятное и сложносочиненное. В итоге по дороге я всё это расплела сквозь слезы, помыла быстро дома голову и, даже не успев ее толком высушить, помчала на вручение. Платье произвело необычайный фурор и даже поспособствовало кардинальным изменениям в моей личной жизни (надеюсь, не только благодаря глубокому декольте). Я потом пару раз надевала его на вечеринки в «Солянку» и «Симачев» — эффект был неизменным. Потом сгорела моя квартира, а вместе с ней и мое платье, о чём я с огорчением думаю до сих пор. Классное было платье. В целом у меня были достаточно модные одноклассники, большинство выглядело стильно и элегантно, но без девушки, которая не смогла войти в дверь автобуса из-за пышности своего платья, тоже не обошлось, конечно.
Анастасия Подурец
ассистент отдела маркетинга
2007 год
Все парни на выпускном были в костюмах, а девушки — в разных по стилям платьях: кто-то в милом романтичном, кто-то выглядел взросло и сексуально. Я была в платье из натурального шелка насыщенного голубого цвета. Его сшила мама. Ткань мы выбирали специально под серебряные босоножки, чтобы цвет платья хотя бы не конфликтовал с ними. Шелк был очень приятный на ощупь, но оказался сложным в обработке. Впрочем, мама справилась, за что я ей очень благодарна.
Мне только исполнилось семнадцать лет и хотелось в этот важный день выглядеть взрослой, стильной, сексуальной — одним словом такой, какой меня не видели одноклассники. Думаю, все выпускницы думают так же и делают одинаковую ошибку. Теперь я понимаю, юность скоротечна и не нужно торопиться взрослеть. Семнадцать бывает лишь один раз. Сейчас думаю, что стоило выбрать более девичий скромный фасон. Кстати, моя мама тогда возражала против глубокого декольте, но пошла мне навстречу.
Оля Фурсова
ассистент главного редактора журнала ELLE Decoration
2007 год
В 2007 году все одевались в скейтерских магазинах, носили большие кроссовки DC с разноцветными шнурками, толстовки не по размеру и сползающие с зада джинсы. Слушали, разумеется, поп-панк и эмо-музыку. Волосы я тогда красила в чернильный черный, а образ на выпускной выбрала панково-роковый. Платье нашла в Karen Millen, жакет — в Mango, туфли, моя первая обувь на каблуке, были найдены в каком-то неизвестном магазине в ТЦ рядом с домом. Из макияжа (если это можно так назвать) были только накладные ресницы, приклеенные самостоятельно, а вот ради начеса в стиле Эми Уайнхаус пришлось пойти к парикмахеру. Чувствовала я себя в таком образе прекрасно. Выбор нарядов одноклассниц был разным: от платьев-тортов и платьев феи (когда спереди коротко, а сзади шлейф) до скромных вечерних платьев. Многие шили платья на заказ.
Лиза Смирнова
координатор лагеря «Камчатка»
2009 ГОД
На выпускном я была в аккуратном маджентовом платье и ярких босоножках, из аксессуаров — серьги-перья цвета морской волны и такой же палантин. Где-то за час до выпускного я подумала, что стоило бы сделать маникюр, подруга наугад привезла мне насыщенно-синий лак — он отлично вписался. Всё, как ни странно, смотрелось гармонично. Будь у меня выпускной сейчас, есть шанс, что я оделась бы так же.
Помню, что очень не хотелось сильно заморачиваться с нарядом. Еще совсем не хотелось тратить много денег. Я догадывалась, что ничего из того, что выберу для выпускного, больше ни разу в жизни не надену и испытывать нежные чувства к этим вещам тоже не буду. Так что это всё был слабо узнаваемый масс-маркет. Ещё хотелось выглядеть сдержанно — чтобы чувствовать себя комфортно и чтобы не стыдно было смотреть фотографии спустя несколько лет. В общем, кажется, я справилась.
Мои одноклассники были одеты как одноклассники каждого из нас. Эксперименты с женственными образами у девочек — объемные локоны, вечерние или, наоборот, яркие воздушные платья, всё нарядно — и простые костюмы у ребят. В целом мы все выглядели симпатично.
Ксюша Обуховская
журналист
2012 год
11-й класс я окончила экстерном за полгода до официального выпуска и всё свое время проводила за подготовкой к поступлению. Поэтому выпускной я никогда особо не ждала — для меня это, скорее, было чем-то вроде формальности, которую необходимо было пройти ради мамы, а потом забыть об этом навсегда. Плюс ко всему я уже знала, что наша школа поедет на выпускной в Кремль, то есть двухчасовой концерт российской эстрады — это не то, чего хочется ждать.
О необходимости приобрести платье я вспомнила где-то за месяц до праздника. У меня были красивые (как мне тогда казалось, по крайней мере) красные туфли с атласными лентами из коллаборации Lanvin х H&M, которые были куплены импульсивно и которые я никогда не носила. Ну, думаю, зачем добру пропадать и решила найти себе на выпускной красное платье. Так у меня и появилось это платье с атласным лифом и юбкой из органзы. Не отрицаю, красное платье — рискованное решение, достойное роковых женщин, но в принципе оно красиво сочеталось с цветом кожи человека, который последние полгода не выходил из дома.
Перед выпускным я предприняла несколько попыток поискать себе что-то подходящее в интернет-магазинах и в свадебных бутиках, но всё, что я нашла, было либо слишком похоже на торт, либо слишком дорого для того, чтобы после повесить и показывать внукам. Поэтому оптимальным решением стало сшить платье — можно самому выбрать ткань, фасон и при этом обойтись без центнера страз. Платье сшила моя мама — так как эта женщина сшила почти все мои детские платья, я подумала, что ей можно доверять.
Большинство моих одноклассниц выглядели как все классические одноклассницы из шуток в интернете. Хотя, пересматривая фотографии, понимаю, что не имею права их судить. Знаю некоторых девушек из моей школы, которые подошли к задаче крайне ответственно и даже съездили за своими платьями в условный Париж, чтобы найти себе что-то из ряда вон выходящее. Думаю, что в этом году я бы выбрала себе что-то похожее на коллекцию Valentino Pre-Fall 2015, такое вот сказочное полупрозрачное платье диснеевской принцессы. Ну или, наоборот, что-то черное и минималистичное. И взяла бы собой кроссовки, конечно.
Лера Никольская
солистка группы kaigerda
2014 год
Изначально я хотела другое платье: светлое из струящегося шелка. Его я решила шить у портного. Подобрала ткань жемчужного цвета, портной снял мерки и вроде бы начал шить. Он занимается этим всю жизнь, к тому же друг нашей семьи, и я была спокойна за результат. Сдала ЕГЭ, отдала ткань портному и уехала отдыхать. За два дня до выпускного звонит мама и дрожащим голосом сообщает, что платье загублено: неправильно обработали ткань и, что самое прекрасное, наш портной-друг перешивать его отказывается.
Я не расстроилась. Мы поехали с мамой по московским магазинам и нашли в ЦУМе это черное асимметричное платье, оголяющее одно плечо. В нем я напоминаю себе Алиссу Милано из сериала «Зачарованные», поэтому оно мне сразу понравилось. К тому же цена была доступнее других вариантов.
Выпускной моя школа отмечала на 28-м этаже отеля «Красные Холмы». Платье там пришлось кстати. Чувствовала я себя кем-то между пассией Тимати (очень уж много его треков было отобрано диджеем) и девушкой Джеймса Бонда (классика жанра). Одноклассники выглядели намного наряднее: огромное количество аксессуаров и пышные прически. Я же не люблю ни то ни другое.