СтильЧто можно узнать
о стиле 90-х из фильма
Грегга Араки «Нигде»
Как носить набор культовых вещей: спортивные очки, смешные майки, латексные топы и дикие меха
Олеся Ива
Мы много внимания уделяем тенденциям и современной моде, но стоит понимать, что они лишь ориентиры, которые каждый интерпретирует по-своему. Стиль формируется в том числе под влиянием окружающей реальности и культуры, включая искусство, фильмы или видеоклипы. Мы запускаем рубрику, в которой будем разбирать произведения, из которых можно почерпнуть много знаний о моде эпохи и взять на вооружение ряд стилевых приемов. Сегодня речь пойдет о культовом фильме Грегга Араки 1997 года «Нигде», завершающем режиссерскую «апокалиптическую трилогию о подростках».
«Нигде» c Джеймсом Дювалем в главной роли рассказывает об одном дне из жизни лос-анджелесских тинейджеров, которые весь фильм веселятся, занимаются сексом и по очереди умирают, представляя собой «поколение, которому больше не против кого бунтовать, кроме самих себя». Саундтрек фильма составлен из любимой музыки режиссера — индастриала, шугейза и постпанка, от Massive Attack до Slowdive и Radiohead. Однако наибольшего внимания фильм заслуживает даже не за сюжет, а за свою бесстыжую яркую визуальность и стиль героев, представляющий собой концентрацию идей моды 90-х.
«Нигде» — тот тип фильмов, которые хочется разобрать на визуальные цитаты, словно созданный для скриншотов и тумблера: его хочется ставить на паузу снова и снова, детально рассматривая всех героев, включая тех, что мелькают на заднем плане. Неудивительно, что приемами из фильма, кажется, до сих пор пользуются стилисты i-D и Dazed & Confused. За костюмы всех героев в фильме отвечала Сара Слотник, чью работу можно также увидеть в «Ангелах Чарли» и «Альфа Дог». Прическами и макияжем героев занималась команда из шести человек во главе с Джейсоном Рэйлом, который делал волосы и мейк в другом культовом фильме Араки «Поколение игры „Doom“».
Фильм начинается с фантазий главного героя Дарка. В одной из них фигурируют опасные девицы Kozy и Kriss — как современные хэлс-готы, они носят черное и белое, предпочитают латекс и ошейники. Отдельно можно отметить стразики и косички, а также культовое каре, растиражированное поп-культурой в середине 90-х после выхода «Криминального чтива» и переосмысленное Араки на свой манер, причем еще до выхода «Нигде» — во втором фильме трилогии «Поколение игры „Doom“».
Пластиковые часы, чокеры на шее, сиреневые волосы, топ и белье неоновых цветов — всё то же самое мы видим сейчас в моде, ностальгирующей по концу 90-х. Разумеется.
Солнечные очки всех героев фильма — отдельный фетиш. Здесь их огромное количество, и каждую форму можно смело заносить в вишлист.
Герой по имени Монтгомери с глазами разного цвета выглядит как эталонная модель современных показов и съемок 2010-х годов.
Рейв-культура в течение всего фильма проявит себя во всём многообразии. Здесь нас цепляют не столько подтяжки и цепь на шее героя по имени Ковбой, сколько психоделические платья героинь.
Спортивные очки в стиле 90-х до сих пор будоражат воображение стилистов. Правда, про то, что их можно круто сочетать с секси-корсетом, многие почему-то позабыли.
Главное здесь — прически и макияж. Темная помада и тени, мушка, а также стрелки и контурный карандаш на губах на пару оттенков темнее помады. Теперь вы знаете, как нужно собираться на свидание.
Тонкие брови, дурацкие футболки с котятами, каре, перламутровая помада, растрепанный хвостик — элементов стиля 90-х на этих кадрах много. Главное, о чём напоминает нам стиль героев «Нигде», 90-е заигрывали с подростковостью. И еще: брекеты — это круто.
Героиня по имени Яйцо носит фактурное платье А-силуэта и так называемые гелевые ботинки, которые не первый сезон можно найти в Topshop и American Apparel. На этом кадре Яйцо знакомится с кумиром молодежи, одетым по моде 50-х, и уходит с ним на свидание, которое для нее закончится плачевно.
Секс-символ начала 2000-х, Райан Филипп выглядит здесь как солист группы «Отпетые мошенники». Несмотря на это (или благодаря этому), его выход с подружкой, которая носит только ультракороткие платья в обтяг, вы запомните на всю жизнь. Главное, досмотрите до сцены с шоколадкой.
Образы на роликах — канонические для 90-х: всё смешное, почти детское. Образ героини Люцифер с сиреневыми волосами цитирует группа Aqua в клипе «Barbie Girl». Или наоборот — и клип шведской поп-группы, и фильм Араки вышли в мае 1997 года.
Этот кадр просто напоминает нам о том, что крутые солнечные очки — уже половина успеха.
А также о том, что если надеть мом-джинсы с корсетом, то вполне можно познакомиться с темнокожим Элвисом на мотоцикле. Который, правда, почему-то выглядит как стилист Александр Рогов. Или наоборот?
Хотя от Шеннен Доэрти и Роуз Макгоуэн в этом эпизоде останутся только челюсти, Араки напоминает: скобы и брекеты — не повод комплексовать. Кроме того, это трио олицетворяет искусственную красоту, наступающую на пятки героям эпохи начала 2000-х, со свойственной ей эксплуатацией сексуального барби-стиля.
Герой по имени Ковбой похож на молодого Бандераса, но главное в его образе — прическа, которая не дает покоя современным стилистам показов Louis Vuitton и Рафу Симонсу. Не говоря о том, что для русского человека челка и стрижка «Иван» особенно дороги сердцу.
Грубые ботинки, гольфы и короткое платье — куда более сексуальный образ, чем короткое платье плюс каблуки.
Бондаж тоже секси. У вас скотча нет?
Герою по имени Ноль и его подружке в исполнении Мины Сувари в фильме от силы 13 лет. Из этой сцены стоит взять на вооружение прически героев, а также вспомнить, что маленькое белое платье порой куда важнее, чем черное.
Главные герои переодеваются — теперь, чтобы сыграть в игру «Пни банку». Монтгомери — на нормкоре в белой майке и шортах. Девочки в коротких юбках и кроп-топах. Отдельного внимания заслуживает макияж синеволосой Кэтлин Робертсон (и не только).
Участники группировки Atari — не самые приятные персонажи фильма. Однако синяя помада и ошейник даже их делают примерами для подражания.
Просто снова напоминаем о важности крутых очков.
С этой минуты герои попадают на главную вечеринку фильма. Тут стоит внимательно следить за всеми деталями, даже на заднем плане, где мелькают любопытные эпизодические персонажи. Итак, начинаем отсчет «Ста нарядов для дикого тусежа». Вот первая порция.
«Кровь — это прикольно», — восклицает Райан Филипп и вырезает себе звездочку-анархию на руке. На такие декоративные меры идти не стоит.
Жан-Поль Готье всю жизнь работал над концепцией нижнего белья как верхней одежды. Что ж, здесь она в действии.
Уродливый мех и леопардовые шубы гарантированно сделают из вас безумного уличного проповедника Крутого Стиля.
Джеймс Дюваль в «Нигде» — адепт стилевого приема, который теперь называют нормкором. Простые джинсы и футболки, не хватает только белоснежных кроссовок Nike.
Вот яркий маскулинный образ, который часто брала на вооружение гей-культура. Напоминает Джорджа Майкла из ада.
Стилисты новой обложки i-D с Рианной явно пересмотрели Араки. Да, всё хорошее уже было придумано и перепридумано не раз. К примеру, популярная в 2015-м хэлс-готика.