ИнтервьюРосси де Пальма
о сестринстве, ожившем Пикассо и «невидимых» женщинах
Муза Педро Альмодовара о любви и красоте
Интервью: Дарья Гаврилова
Росси де Пальма — одна из известнейших испанок в мире; она занимается не только игрой в кино, но и режиссёрской, модельной и благотворительной работой. Когда она дебютировала, мир изумлялся её внешности, далёкой от глянцевых канонов, и подкупающей прямолинейности. Несмотря на то что актриса работает в шоу-бизнесе уже три десятилетия, она не теряет своей приземлённости. Об этом говорит и творческий псевдоним: Росси де Пальма в переводе с испанского означает просто «Росси из Пальма-де-Майорки». Вместе с моделью Барби Феррейрой и телеведущей Таней Льясерой Росси де Пальма снялась для видео Violeta, бодипозивного подбренда компании Mango. Мы встретились с актрисой в Барселоне и поговорили о моде, стереотипах и освобождении.
О ярлыках
В английской «Википедии» первая строчка в моём описании — «оживший Пикассо». Сама себя определять как «Пикассо» я не могу, у меня нет на то авторских прав! Я не возражала бы, кстати, против частичного копирайта и отчислений в мою пользу от покупок картин художника. Но если серьёзно, то я действительно узнаю себя в асимметриях «Авиньонских девиц» и в других картинах с асимметричными женщинами. Я вижу себя в работах Модильяни, или даже Матисса. Матисс — художник, который вызывает у меня больше всего эмоций.
Что касается «ожившей картины Пикассо», то я не помню, откуда это пошло: мексиканский народ ли это придумал, или это Педро как-то сказал на конференции, в общем, источник неизвестен. Но в Мексике меня зовут «Ла Пикасса». Недавно я ездила в Нью-Йорк, и мне там все говорили: «О да, это правда, ты ожившая картина Пикассо, ожившее искусство!» Что я могу сказать: я — произведение искусства! Мы все — произведения искусства, из плоти и крови.
Об амплуа и силе любви
Я огромное количество раз играла в кино служанку, няню. И меня часто спрашивают: «Тебе не надоело ещё играть прислугу?» Знаете что: нет, не надоело. Наоборот, я обожаю это делать!
В своё время множество испанок и португалок эмигрировали во Францию. Я познакомилась с огромным количеством этих женщин, которые смогли добиться хорошего образования для своих детей, которые стали управляющими, достигли высоких постов и процветания в французском обществе. Мне кажется, что французы чуть менее тёплые и заботливые, чем испанцы, — и вот эти испанские и португальские женщины, которые работали там консьержками, служанками и нянями, дали французским детям такую любовь, такую заботу, что целое поколение французов выросло с испанскими нотками. Я бы сказала, произошло полноценное слияние культур.
Поэтому для меня играть прислугу, няню или служанку — это всегда честь, всегда дань уважения тем женщинам. Ну и потом я обожаю играть «неизвестных» женщин, из социальных классов, представление о которых не окутано гламуром. Я их играю с большой любовью и уважением.
О красоте
Красота — это не какие-то стереотипные каноны, красота есть абсолютно в каждой женщине. Все женщины прекрасны, когда они уверены в себе. Поэтому важно, как ведёт себя общество. Поэтому важны проекты марок одежды, которые помогают женщинам чувствовать себя красивыми — а не маргиналами на задворках жизни. Общество меняется, и благодаря этому процессу новое поколение женщин растёт в более открытой обстановке — они шире понимают красоту и готовы принимать себя. Всё меньше железные каноны привлекательности заставляют деушек страдать, сравнивая себя с «идеалом» и никогда ему не соответствуя.
О вдохновляющих женщинах
Я ставила спектакль под названием «Устойчивость любви» («Resiliencia de amor») — надеюсь, когда-нибудь я привезу его в Барселону — о том, как искусство помогает тебе жить. Там есть немного Дали и немного Лорки, но прежде всего это спектакль о женщинах. В основном он посвящён кубинской художнице Ане Мендьете, очень органичной и в своём творчестве — она занималась поиском женской идентичности; мой спектакль тоже об этом. Ещё одна женщина, которая упоминается там, — фотографиня Франческа Вудман (говоря по-испански, Росси де Пальма использует феминитивы. — Прим. ред.), талантливейшая женщина, она умерла совсем юной — покончила жизнь самоубийством. Также я вспоминаю Анну Маньяни, итальянскую актрису которая всегда вызывала у меня восторг: она совершенно дикая и бесконечно талантливая.
Иногда я нахожу волшебных женщин в каком-нибудь монологе, опубликованном на YouTube: например, ролик, в котором знаменитая оперная певица Мария Каллас рассказывает об одиночестве артиста, о том, как безразлична толпа к человеческой личности, о том, как при отмене концерта никто не интересовался её самочувствием. Бесчисленное количество женщин меня вдохновляет! Хореографини, художницы, поэтессы… Майя Анжелу! Философини! Этот список бесконечен. Женщины — неиссякаемый источник вдохновения. Женский мир так богат.
О сестринстве
Есть такое слово — «sororidad», сестринство. Оно означает солидарность и кооперацию женщин. Я всегда, всегда поддерживаю женщину, прежде чем кого бы то ни было ещё. Я всегда защищаю женщин. Я никогда не буду говорить плохо о женщине. Да, можно обсуждать, проводить анализ: где она поступила правильно, где неправильно, какие последствия имели её поступки. Но для меня, если ты женщина, ты автоматически победительница и достойна уважения и восхищения. Например, у меня есть подруга, которая на днях сказала, что не будет одевать Меланию Трамп. Но я никогда ничего плохого не скажу о Мелании Трамп, потому что даже она заслуживает моего уважения — просто потому, что она женщина.
Я подразумеваю под сестринством именно это. Нам необходимо воспитывать это чувство в подрастающих поколениях. Знаете, когда я слышу, как какая-нибудь женщина говорит: «Я легче нахожу общий язык с парнями», — то мысленно восклицаю: «Ой-ой-ой! Вот это ты заблуждаешься!» Между нами, женщинами, не должно быть соперничества, масок — мы такие, какие мы есть. У меня есть крепкая группа подруг, и мы всегда задаёмся вопросом: «Как бы мы жили, если бы нас не было друг у друга?» Мы, женщины, всегда помогаем и поддерживаем других женщин.
Но в то же время женщины могут быть чрезвычайно жестоки друг к другу. Иногда первыми обвинять и стыдить женщин бросаются не мужчины, а другие женщины, особенно пожилые. Показывают друг на друга пальцами, призывают к расправе, выражая огромное количество накопившейся неуверенности и фрустрации. Я считаю, что нам стоит учиться искусству сестринства, взаимному уважению и поддержке — это даст нам ещё больше сил и власти, а также освободит нас.
Об ограничениях в кино
Я не сильно переживаю из-за ограничений. У всех нас есть физические характеристики, это факт. Шарлиз Терон, к слову, дали «Оскар» за то, что она появилась на экране в образе, столь далёком от конвенциональных представлений. И все эти метаморфозы интересны! Да, конечно, есть роли, которые тебе было бы интересно сыграть, но ты не можешь это сделать. Но в то же время существует такое количество ролей, которые ты всё-таки можешь и хочешь сыграть! Я всегда стараюсь сосредотачиваться на вещах, которые я могу воплотить в жизнь, а не на тех, которые я втайне лелею. Всегда лучше быть благодарным за то, что у тебя есть, чем страдать по тому, чего у тебя нет. У каждой из нас всегда есть вещи, за которые можно поблагодарить жизнь.
Кроме того, я думаю, что кино как индустрия в меньшей степени зависит от стандартов, нежели мода. Потому что персонажи так же разнообразны, как и общество за пределами кино. Возьмите фильм «Precious»! Там главная героиня совсем не конвенциональной внешности. В этом и богатство кино: оно расширяет восприятие мира. В кино можно взять какого-нибудь человека, который в реальности был бы презираем всеми, и сделать его или её главной героиней. И внезапно весь мир в неё влюбляется, так как их увлекает волшебная сила искусства, история, которую рассказывает фильм.
О феминизации мира
Я уверена, что феминизация необходима. Не только кино, но и всего общества: все сферы искусства и человеческой деятельности должны стать более женскими. Женщины вдохновляют меня намного больше, чем мужчины. Мужчины и патриархат давно доминируют и уже рассказали свои истории, их невозможно больше слушать. Столько артисток не получили заслуженной славы, и такой огромный пласт женской истории ещё только предстоит освободить. В нём спрятано множество героинь, моделей для подражания: дерзких, храбрых, революционерок своего времени — если начать раскапывать глубины прошлого, им не будет числа.
О стиле
У меня нет стиля! Я как швейцарский нож: сегодня режу здесь, а завтра там, в зависимости от настроения, погоды, того, кем я хочу сегодня быть. Одежда — это такой же способ коммуникации, как речь или жесты, с её помощью мы передаём свою идентичность. Я многолика: сегодня чувствую себя одним образом и надеваю тотал-блэк, завтра ощущаю иначе — надеваю алое платье, потому что во мне кипит страсть. Цвета, фасоны, аксессуары — это всё язык. Я обожаю все стили, и мне не нравится себя ограничивать. Порой чувствую себя более русской, порой — более испанской, в стиле фламенко. Я не верю в границы, за исключением гастрономических, так что мои наряды вдохновляет фольклор всего мира.
О женщинах и власти
Сейчас очень популярно добиваться того, что есть у мужчин, подражать им. Но мужчины — не наши зеркала, у них нет многих наших проблем. Нам надо разобраться в том, кто мы такие, не оглядываясь на них, не сравнивая себя с ними и не противопоставляя себя им, — а ведь именно это происходило на протяжении многих лет. Взять Меркель и Лагард — их женская сила не близка мне. Эти женщины, для того чтобы продемонстрировать свою мощь, вылепили себя в кого-то ничем не лучше мужчин. Мне кажется, что это не те женщины, которые руководствуются эмпатией, желанием защитить, желанием воспитать — теми качествами, которыми, в моём представлении, обладало бы женское общество.
Об эволюции в моде
Раньше мода была закрытой территорией, куда пускали только людей определённой внешности. Ко всем, кто выходил за установленные рамки, относились с долей презрения. Бизнес при этом был готов к моделям крупнее, так как для них существовал рынок и никто не хотел упускать возможность заработать. Даже несмотря на это все «немодельные» модели по умолчанию были «второго сорта» — эдакое «да, но нет». На них делали деньги, но они не получали ни славы, ни восхищения, ни статуса эстетического идеала.
Сегодня всё ровно наоборот: мир моды стал более открытым, плюс-сайз-модели работают очень много, у них нет проблем с заказами от крупных марок. Мне кажется, происходит восхитительное освобождение: индустрии, женщин, идеалов красоты. Мир будет становиться только лучше, только свободнее. Я дружу с одной «нестандартной» моделью, и она всегда говорит: «Это лишь вопрос времени». Так оно и есть — это лишь вопрос времени. Полное освобождение красоты обязательно произойдет, sí o sí.
О размерах
Вчера со мной случилась история: я хотела зайти в магазин, а сеньора на входе мне говорит: «Нет-нет, вы не можете зайти, ваших размеров у нас нет!» В таких ситуациях хочется сказать: «Но послушайте, вы должны думать о клиентах разной конституции, люди же бывают самые разные!» Это не только с плюс-сайз происходит — такие же проблемы есть и у миниатюрных людей. Всё, что они могут найти в масс-маркете, им то велико, то слишком длинно. Нельзя забывать о таких вещах: мы все разные, но каждая из нас должна иметь возможность без проблем найти в магазине что-то красивое своего размера. По крайней мере, до тех пор, пока не изобретут волшебную ткань, которая моментально будет садиться по фигуре.
О любви к России
Обожаю русский язык. Очи чёрные-е-е, очи страстные-е-е! Такой красивый, мелодичный звук! У меня много поклонников в России: есть одна девушка, она ведёт инстаграм Iloverossydepalma. Она выкладывает мои фотографии, которые я сама ни разу в жизни не видела. Каждый раз задаюсь вопросом: как она находит это всё? Она прекрасная, большой ей привет. Посылаю любовь всем моим поклонникам в России!
ФОТОГРАФИИ: Violeta by Mango, Deseo, K.G. Productions, Fidélité Films, ADR Productions