Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine
Жан Шарль де Кастельбажак о лего-кепках и корейском попе — Интервью на Wonderzine

Интервью

Жан Шарль де Кастельбажак о лего-кепках и корейском попе

«People сказали: "Это самое уродское пальто в истории человечества". Я был так горд»

Look At Me запускает новую рубрику
«Что хотел сказать автор», в которой создатели тех или иных произведений искусства будут рассказывать истории
и анекдоты
о том, как создается и получается вся эта красота, а главное — зачем она нужна.

 

Во втором материале — дизайнер Жан Шарль де Кастельбажак, выставка рисунков которого открылась в Москве при поддержке Mercedes-Benz и Martell. Кастельбажак рассказал Look At Me о том, где он познакомился с маленьким Канье Уэстом,  как он сломал руку 7 раз и почему экстравагантность больше никому не нужна.

  Интервью: Маргарита Зубатова

 

SS 2001

 

 

 

 

О, это из моей коллекции Physical Graffiti, я сделал ее, наверное, в 2003 году.

В 2001-м.

И правда, в 2001-м. Это была коллекция о поп-культуре, на показе даже выступали разукрашенные парни из группы One Trip. Все происходило в большом помещении, напоминавшем космический корабль. А эта девушка в светящемся платье была похожа на пришельца. Я сделал его из ткани, которую используют итальянские полицейские для своей униформы — она светится в темноте.

В коллекции много принтов из комиксов. Вы сами их читаете?

На самом деле мне просто нравится графика старых комиксов. Читал я только «Тин-Тина». На этой майке с волосами (это первый раз, когда я использовал волосы на шоу) — Франсуаза Арди. А эта — другого художника, нарисовавшего Барбареллу. Посмотри сюда, на ремнях — взрывные звуки: «Дзинь!», «Бум!», «Бах!», «Уиз!», «Клинг!». Смешной элемент.

 

 

 

SS 2003

 

 

 

Когда я создавал эту коллекцию, то думал о моем друге Малькоме Макларене — продюсере Sex Pistols. Малькольм всю жизнь владел магазинчиком, названным Too fast to live too young to die, и однажды я спросил у него: «Почему ты назвал магазин так?» Он позвал меня в бар в East End — очень дешевый бар с музыкальным автоматом. Я оглянулся: «Зачем ты привел меня сюда?» Он ответил: «Присядь, пропустим по паре кружек пива». В углу была кучка парней, ты знаешь, такой тип «плохие парни». Они пили и очень громко разговаривали. Внезапно началась драка, а один из них подошел к джукбоксу и поставил песню Summertime Blues. Остальные вдруг остановились, повернулись к автомату и высыпали на него целую горсть фунтов. В этот момент первый вскочил на свой байк и умчался — на самом деле он кружил вокруг бара до тех пор, пока песня не кончилась, после чего резко заехал внутрь и сгреб все деньги. Так вот — этого парня звали Too fast to live too young to die.

А вам такое близко? Я не о грабеже друзей, разумеется.

О да. У меня нет водительских прав — я езжу на мотоцикле с восемнадцати лет. Сейчас я вожу Triumph, а тогда — Harley Davidson. За все это время я ломал руку семь раз, видимо, потому, что руководствовался теми же принципами, что и этот парень. Я чувствовал себя героем, а герой всегда означает опасность. И вот результат.
Глупый юнец.

 

 

 

FW 2004

 

 

 

 
Я несколько раз видела лыжные костюмы на ваших шоу. Честно говоря, не самая привычная вещь на модных показах.

Ты знаешь, я так часто показывал что-то непривычное на показах. Я положил жизнь на то, чтобы делать вещи, которые от меня не ожидают. Спортивная одежда на подиуме, пальто из мишек Тедди на подиуме, подиум был для меня сценой, где  я мог бесконечно выражать себя. И, боже, я делаю это уже сорок лет.

И практически все сорок лет вы делаете майки со знаменитостями. Тут, например, Эди Слиман. Могу понять. 2003 год — время безумного хайпа вокруг него. А вы носили его костюмы?

О, я никогда не был достаточно худым (в оригинале — slim., прим. ред.), чтобы носить Эди Слимана. Но он действительно талантливый человек, в каком-то роде архитектор, художник. Еще один дизайнер, который балансирует между модой и искусством, как я. А еще он обладает тонким чувством драматизма. Иногда он даже напоминает мне Боба Уилсона.

А каким молодым дизайнерам вы симпатизируете сейчас?

Мне очень нравится Кристофер Кейн, Бушра Жарар, Александр Вотье. Интересные вещи делает моя племянница. Это марка для пожилых леди — The Old Ladies' Rebellion.

Ради некоторых их вещей я готова постареть.

А вы знаете эту марку? Это же замечательно! И, да, я забыл о моем любимчике среди молодого поколения — Джонатане Андерсоне.

Ну вы совсем хотите меня подкупить.

О да. Обожаю его. Он мог бы быть моим сыном.

 

 

 

FW 2006

 

 

 

 
Тут у вас по подиуму бежит собака. Легко было с ней сработаться?

Это коллекция, которую я сделал после четырехлетнего застоя. Она называлась Honni soit qui mal y pense. Собака Юмми принадлежала девушке, с которой я тогда встречался. На показе она вела себя хорошо.

В том же шоу модель идет в платье-замке.

О, это очень смешное платье! Я начал говорить про название шоу. Honni soit qui mal y pense — это надпись на английском гербе, которая означает «Будь проклят тот, кто плохо об этом думает». Началось все с короля Генри IV. Однажды его королева Анна Болейн обронила жакет, и кто-то из приближенных начал смеяться. Тогда он сказал: Honni soit qui mal y pense — «Если вам это не нравится, убирайтесь». Вот такой вот девиз коллекции. А платье — это замок, мой замок!

Ваш замок?

Да, у меня за городом есть старинное здание вот с такой резной башней (показывает на айфоне). Так что пальто было метафорой замка, крепости, в которой я живу. На принте в верхушке даже виднеются солдатики. Это была попытка сказать о том, что я невинен. Что не имеет ко мне больше никакого отношения.

 

 

 

FW 2007

 

 

 

 
На этой модели кепка JC/DC. Это что-то вроде AC/DC?

О, это длинная история. Я был в Лондоне на своей выставке-ретроспективе в 2006 году. Ко мне подошел портье и сказал, что внизу у двери меня ждет свора черных парнишек: «Выглядят они фриковато, поэтому я не позволил им войти». Я спустился вниз и увидел десять ребят в худи. Как только я открыл дверь, они хором сказали: «Йоооу, JCDC!». Я такой: «А это еще что?» Они расстегнули свои худи и показали винтажные мультяшные свитшоты, которые я делал очень давно для Iceberg. Это было так круто! Я почти заплакал. Я никогда не думал о JCDC! Во Франции мы не произносим De, поэтому меня порой называли JCC, но на этом все.

Но начало этой истории лежит в 1990-х. Я все еще дружил с Мальком Маклареном и переживал не самый удачный период в своей карьере (Prada и Helmut Lang взлетали все выше, а я был лузером, выдающимся лузером). Тогда мы поехали в Бронкс на концерт Kraftwerk. Мне кажется, мы были единственными белыми на этом празднике жизни. И тут я увидел а в толпе двадцать пять — тридцать подростков в моих мультяшных свитерах для Iceberg. Их в то время никто не покупал, а они были счастливы оторвать их по суперцене на распродаже. И кто были эти подростки? Это были Jay-Z, LL Cool J и Kanye West — все они стали моими друзьями. На самом деле именно эти подростки из Нью-Йорка вдохновили тех из Лондона назвать меня JCDC.  

Сейчас я могу сказать, что моя жизнь была буквально спасена благодаря хип-хопу, я начал карьеру заново. Мультяшные свитшоты стали объектом желания каждого второго парня, который хотел походить на тех хип-хоп-икон из 90-х — и я вернулся в бизнес.

А вам вообще нравится хип-хоп?

Я больше люблю электронную музыку, но уважаю Канье. Он самый талантливый парень в этом деле, и я часто встречаю его сейчас. Он приходит ко мне в студию, рассматривает все по шесть часов, подходит, дергает: «Что ты делаешь здесь? А что здесь?» Он очень любит дизайн, очень.  

А вот еще о головных уборах. Тут шапка...

О, это шапка-монстр! Вы можете увидеть множество таких же на моей выставке. Я обожаю монстров. Собственно, это породнило меня с Леди Гагой. Мои представления о красоте вообще далеки от классических. К примеру, мне нравятся люди со сломанными носами. Я не люблю безупречность, я люблю странное, неожиданное. Погрешности трогают, и трогают глубоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Здесь еще была майка с Дебби Харри. Не только дизайнеров вы воспеваете в своих коллекциях.

О да. Дебби была девушкой моего лучшего друга, который скончался несколько лет назад. В детстве его звали Дэнис. В честь него она написала песню Denis-Denis. Дэнис-Дэнис... (напевает).

А вы планируете делать майки с сегодняшними поп-звездами?

Да, у меня намечается проект с K-pop-артистами...

Боже, вы любите все то же, что и мы? И это мы еще не перешли к вашей одержимости Микки-Маусом.

О, вы любите K-pop? Даже 2NE1 знаете? Я буду работать с ними. А CL?

Да, конечно.

Она очень крутая! Нас познакомил Канье. А Verbal знаете?

Вот его не знаю.

Вы должны его послушать! Verbal — японский продюсер, при этом дизайнер украшений, он активно работает на корейский рынок.

О, я посмотрю.

Запишите сейчас, звучит, как V-E-R-B-A-L.

Уже на моем диктофоне. У вас в этом шоу еще участвовал ребенок…

Да, здесь и еще во множестве шоу. Раньше я вообще следовал правилу — выпускать на подиум одного ребенка каждый сезон. Я потратил очень много времени на то, чтобы принять то, что я старею. И поэтому на моих показах всегда можно было увидеть какой-то символ детства — мишку Тедди, мультяшный принт, ребенка… Но сейчас я не думаю об этом вообще. Смирился.

 

 

 

SS 2007

 

 

 

 

Я делал эту коллекцию в тяжелые для себя времена. Доход дизайнера — это не рог изобилия. Ты то взлетаешь до небес, то ударяешься о землю. Ты постоянно должен быть начеку, в готовности бороться. На самом деле, отсутствие денег — это даже лучше, чем их изобилие. Оно стимулирует воображение, ты должен выкручиваться из ситуации минимальными средствами. Сейчас у дизайнеров много денег. Они делают огромные драматичные шоу, но думают меньше.

Здесь я должен был придумать что-то странное — то, что зацепит аудиторию. Какой-то дешевый трюк. Мне всегда нравилось странное, нескладное, неожиданное, абсурдное. И я придумал эти шляпы, пронзающие головы моделей.

 

 

 

FW 2009

 

 

 

Помню то время, когда никому не было дела до Леди Гаги, и я начал ее одевать. Я создал для нее куртку из десятков Гермитов, после чего нью-йорский таблоид People сказал, что это «самое уродское пальто в истории человечества». Я был так горд! Это было по-настоящему круто. Кому нужно самое красивое пальто в истории человечества? Мы сделали самое уродское!
…На самом деле Гага —  плохая девочка: она не хочет отдавать мне жакет обратно! Говорит: «Ой, а я его потеряла!» И тут я включаю телевизор, смотрю тур по ее гардеробу и вижу мой жакет! И сразу пишу sms Формикетти: «Хей, она не потеряла его, я его вижу!» (смеется).

А как вы вообще додумались его сделать?

О, это опять история про моего друга Малкольма Макларена. Он всегда называл нас, французов, лягушками. И я подумал — почему бы мне не сделать лягушачье пальто, французского мэскота. В то время я как раз делал вещи из самых странных и порой дешевых материалов, например из шторки от душа.

 

 

 

FW 2010

 

 

 

 

О, коллекция FW 2010 была настоящим хитом. Это было время огромного хайпа на сайты вроде High Snobiety, Hype Beast, блог Канье Уэста. Вдруг все хип-хоп-звезды вспомнили, что я был «королем мультфильма» (Dazed & Confused назвали меня так), они ожидали именно такую коллекцию — максималистскую, экстравагантную, по-настоящему «кастельбажаковскую». И они ее получили. Правда, это было не все, чем запомнилось то шоу. Вдруг посреди действа на подиум выбежал этот сумасшедший парень из «Диктатора», как его?

Саша Барон Коэн?

Точно, Саша Барон Коэн. Так вот, стою я за кулисами и вижу бегущего ко мне прямо среди моделей Сашу Барона Коэна. Это было дико смешно. И тут он находит меня, начинает дергать за рукав и кричать: «О, это ты дизайнер? А что это у тебя тут происходит?» В этот момент к нам бегут охранники, начинают оттеснять его от меня, а он возьми и убеги обратно на подиум. Тут солист группы, которая там играла, вдруг поворачивается, снимает штаны и начинает светить своей задницей! Все менеджеры в шоке, не знают, что делать. Охрана бежит за Сашей Бароном Коэном, а я кричу: «Оставьте его, пусть делает, что хочет!» О боже, это было дикое шоу, столько эксцессов в одно и то же время.

 

Какое сумасшествие. Но все же о коллекции — кепку вы вручную собирали?

Мой ассистент был настоящим гением лего. В то время я делал коллаборацию с New Era и предложил ему соорудить лего-кепки. Он собрал их своими руками, да.

 

 

 

SS 2010

 

 

 

 

О, эта коллекция тоже была успехом. Видите лица на принте? Это фотография меня в образе морячка с помадой. Это был первый и последний раз, когда я накрасился помадой. С фотографии все и пошло. Получилась история про Таити, тут в пальто, например, можно увидеть открытки с пальмами. Это была очень классная коллекция, настоящий выстрел.

А тут у вас пальто с Дональдом Даком. В других коллекциях можно увидеть Микки, 101 далматинца и других героев Disney. Вы, видимо, очень их любите.

Да! Мне нравятся эти старые мультяшные иконы, отрисованные еще от руки. Ну и еще — эта моя любовь к детскому.

 

 

 

FW 2012, SS 2012, SS 2013

 

 

 

 
На самом деле коллекция SS 2011, наверное, последняя сумасшедшая коллекция, которую я у вас видела. Следующие выглядят более коммерческими, что ли. Мне это только кажется?

Я расскажу все, как есть. Ребята, которые помогают мне вести бизнес, дали мне совет: ты должен делать «настоящую» одежду, люди сейчас выглядят не так, как в 1980-е — тогда люди хотели одеваться экстравагантно, на улицах ходило восемьдесят Леди Гаг, а сейчас — одна. И я их понимаю, все, что я делал до этого, не было «настоящей» одеждой, это были упражнения, эксперименты, которые несовместимы с современным положением экономики. А я хочу дальше работать в своем доме. Я работал в нем сорок лет, хочу пробыть еще сорок и передать правление своему сыну. Так что, если я хочу продавать свою одежду, я должен перестать делать сумасшедшие вещи. И на самом деле это сработало — последние три коллекции (которые действительно менее экстравагантны) я наконец-то продал в Selfridges, последние три коллекции наконец-то появились на Style.com. Ну вы понимаете, все гениально дикое, что я делал для этого, не нужно современному потребителю.

О, это грустно.

Но подожди, решение у меня есть. Следующая коллекция будет во всех традициях дома JCDC. Во второй линии, которая появится совсем скоро — вы увидите вполне носибельные вещи. А вот на шоу — результат моего больного воображения. И, знаешь, я рад сказать — я официально возвращаюсь в мир этих диких штучек.

 

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться