СъемкиЭкомарки, секонд-хенд и свопы: Девушки
об осознанном потреблении
Как одеваться красиво и беречь планету
Даша Князева
В мире сложилась двоякая ситуация: с одной стороны, всё больше людей стали внимательнее относиться к приобретению одежды, отказываясь от бесконечной вереницы ненужных вещей, с другой — масс-маркет продолжает выпускать коллекции два раза в месяц и люди всё ещё готовы их покупать.
И хотя выражение «осознанное потребление» кого-то до сих пор заставляет закатывать глаза, есть люди, чей пример доказывает, что это совсем не страшно. Мы поговорили с пятью героинями, воплощающими «теорию малых дел». Они не поддерживают индустрию, сопряжённую с загрязнением окружающей среды и тяжёлыми условиями труда, а находят винтажные модели, шьют вещи сами или выменивают их у подруг.
Марина Чуйкина
28 лет, создательница Strogo Vintage
Покупает одежду только в секондах и винтажных магазинах
Я начала интересоваться винтажными вещами поздно: многие мои коллеги рассказывают, что они ходят по секонд-хендам с детства, но у меня такой истории не было. Наоборот, я очень радовалась, когда появился масс-маркет. Benetton, Sasch вызывали у меня восторг. У нас была в меру обеспеченная семья, но мне даже в голову не могло прийти, что в секонде можно найти что-то круче, чем в магазине.
Первый раз я столкнулась с миром винтажной одежды в Барселоне, и он меня по-настоящему зацепил. Начался этап, который проходят почти все, когда ты обращаешь внимание только на очень необычные, эксцентричные вещи. Ты думаешь: «Зачем мне базовая хлопковая рубашка, если я могу купить такую же в Zara?» А в винтажном магазине находишь старый жакет Ralph Lauren с эполетами и звёздами или расшитое бисером платье. К примеру, моей первой покупкой стали штаны дикого кроя из Мексики и платье с сумасшедшим принтом в духе Матисса. Тогда у меня был переломный момент в жизни: я оставила работу в редакции и ушла в искусство, начала носить очень странные вещи и грабить гардероб бабушки и мамы. Мне было двадцать три, и я искала свой стиль.
После я уехала пожить в Европу и там уже прониклась секондами по-настоящему. Я поняла, что покупать в них можно абсолютно всё: от неношеных купальников до хлопковых лифчиков с ретросилуэтом. В Берлине меня озарило, и я решила, что хочу сделать это cвоим делом. Я привезла оттуда небольшой чемодан с очень классными вещами: мне повезло встретить коллекционера, который собирал их по всей Германии. К тому же курс евро был такой, что можно было накупить гору всего.
Strogo для меня — это прежде всего возможность предлагать людям одеваться в крутые вещи отменного качества и кроя по цене масс-маркета
Сейчас Strogo для меня — это прежде всего возможность предлагать людям одеваться в крутые вещи отменного качества и кроя по цене масс-маркета. Для проекта я закупаю в основном в Cтокгольме и Азии. Себе же нахожу вообще везде. Когда я вижу все эти классные модели из Стокгольма, мне уже жалко оставлять их себе. Я продолжаю забирать винтаж у мамы и бабушки. Могу сходить на «блошку» в путешествии или в секонд напротив дома. Это вещи, которые я не могу повесить в шоу-рум: мои требования немного ниже, чем у большинства людей. Меня не смущает маленькая дырочка на кашемировом свитере, но большинство, по моему опыту, всё равно хотят, чтобы одежда была в идеальном состоянии — даже в секондах.
Самое дорогое, что я себе покупала, — пышная юбка Kenzo за 80 евро из очень тонкого хлопка, как раз у того немецкого коллекционера. Таких денег я, конечно, обычно не трачу. Cейчас я захожу в COS, в котором раньше сметала всё, вижу рубашку за шесть тысяч рублей и думаю: «Я недавно нашла тренч Burberry за эту цену, как я могу её купить?» А самая дешёвая и удачная покупка — кожаная куртка Versace за 100 рублей, найденная на «блошке» в России.
Когда я только начинала, у нас был поток девушек из мира искусства: дизайнеры, художницы, фотографы. Сейчас я вижу самых разных людей из совершенно разных сфер. Бывают и те, кто не понимает ценности вещей, грубит, и у меня, честно говоря, не всегда хватает терпения что-то объяснить. При этом ребята из нового поколения «ВКонтакте» почти все в теме. Возможно, у них не всегда есть деньги, но зато им всё это интересно: для них уже купить вещь в секонде гораздо круче, чем в масс-маркете.
Юля Рэй
36 лет, писатель, блогер, продвигающий идею этичного образа жизни и вегетарианство
Отказалась от изделий из кожи и старается покупать только у экомарок
По профессии я издатель, но хобби для меня не менее важно. Я веду блог, пишу колонки и книги, в которых рассказываю об этичном образе жизни и опыте вегетарианства. Я не проснулась однажды с мыслью: «О, буду носить веганские туфли, это необычно». Переход на этичную косметику и веганскую моду был постепенным: свою роль сыграли и деньги, и поэтапное изучение темы. Шаги были такими: вегетарианство, экологичные средства для дома, этичная косметика. После этого возник закономерный вопрос, какова цена нашей красоты.
Я больше не могу радоваться обладанию вещами, из-за которых кто-то в мире страдал, тем более что этого легко избежать. Я достаточно знаю о загрязнении окружающей среды и об использовании детского труда при производстве копеечных футболок, которые мы сгребаем десятками в одинаковых цветах. Станем ли мы от этого красивее? Не думаю. Нужно ли нам всё, что мы покупаем? Точно нет.
Своим примером я бы хотела показать, что в XXI веке человечество может пользоваться новыми технологиями
Я люблю небанальные вещи, и мне нравится люкс за яркие решения и качество, но всё же я решила перейти на веганскую, произведённую без жестокости и вреда для окружающей среды одежду и обувь. Я выставила на продажу с десяток сумок Chanel, Dior, Louis Vuitton, кожаные плащи Burberry и меховые жилеты Michael Kors, а на вырученные деньги поддержала этичные марки. Мой путь к этичному образу жизни продолжается: за последний год я не купила ни одной кожаной вещи, но что-то из имеющегося иногда донашиваю. В основном это касается дорогой обуви, которую не так просто взять и заменить.
Своим примером я бы хотела показать, что в XXI веке человечество может пользоваться новыми технологиями. Уже не нужно бегать с копьём и шить одежду из шкур — хотя это было бы честнее, чем содержать отвратительные массовые производства и профессиональные бойни. Сама я не ношу винтаж — у меня более современный стиль; мне больше нравится идея переработанных вещей. При этом для меня важно, чтобы одежда была не только этичной, но красивой и качественной: ничто не заставит меня надеть бледную робу, хоть и из местной органической крапивы. Мой выбор cегодня — Stella McCartney, Kowtow, Beyond Skin, YCL Jewels.
Человеку сегодня не нужна вся одежда, которую он покупает. В ситуации, когда глаза разбегаются от огромного выбора, может помочь принцип выбирать только лучшее, то, что сделано с любовью. Вот это настоящая роскошь.
Юлия Ли
25 лет, начинающий дизайнер одежды
Носит вещи, которые сшила сама
Наверное, всё началось в детстве: я видела, как шила и вязала мама. Она придумывала для меня одежду, всегда что-то ушивала из покупок — наряд для одного из утренников помню до сих пор. Потом она передала свои знания мне, и после девятого класса я решила пойти в колледж на дизайн одежды. От обучения был толк, и мне сильно помогло то, что я шила раньше: уже тогда я ходила в одежде, которую сделала для себя сама. Надеюсь, в будущем научусь делать и обувь.
Мне неинтересно просто прийти в магазин и купить там готовую одежду. Сейчас процентов семьдесят моего гардероба — это вещи, которые я сшила сама. Больше всего мне нравится выбирать ткани. У меня есть несколько любимых мест, куда я обычно отправляюсь за ними: набор везде разный, а материалы сильно варьируются по цене. Бывает и так, что я покупаю ткань не для конкретной вещи, а просто потому, что она мне понравилась: она может долго лежать, пока не придёт идея, что с ней делать.
В пятнадцать лет я сшила себе первые брюки и кофту. С двадцати двух лет стала делать луки полностью; сейчас шитьё — это неотъемлемая часть меня
В пятнадцать лет я сшила себе первые брюки и кофту. С двадцати двух я стала делать луки полностью, включая верхнюю одежду; сейчас шитьё — это неотъемлемая часть меня. Я очень трепетно отношусь к вещам, которые делаю для кого-то: мне важно, чтобы всё получилось качественно, поэтому прототип я шью на себя, хожу в нём, отмечаю нюансы и уже потом дорабатываю модель.
У меня множество вещей в недошитом состоянии из-за того, что много времени отнимают индивидуальные заказы. Наверное, торчащие нитки уже можно назвать отличительной чертой моего стиля, хотя я шью довольно аккуратно — но я их не стесняюсь. Не нравится это только маме: она оценивает с профессиональной точки зрения и cчитает, что это небрежно.
Аня Юдакова
33 года, художник, окончила курсы анимации и хочет делать мультфильмы в будущем
Шьёт для себя; сделала почти всю мебель в доме сама
Я начала шить в последних классах школы: магазинов тогда особо не было и все покупали на рынках, но мне не нравилось, как я выгляжу в вещах оттуда. Дома у нас была старая машинка с двумя строчками: прямой и зигзагом, — с её помощью я перешивала мамины и папины вещи. После начала находить какие-то ткани у бабушки. Мной двигало желание сделать с собой и своими вещами хоть что-то — казалось, я могу шить бесконечно. Поначалу было тяжело: всё рвалось, выходило криво, — когда же стало получаться, я начала покупать материала сама. По окончании школы родители подарили мне классную японскую машинку, в которой было много разных функций: она могла шить и кожу, и плотные ткани, и трикотаж — я просто не могла от неё отойти.
Cейчас я покупаю в магазинах по минимуму: бельё, лосины, тапочки. Недавно я окончила обувные курсы Андрея Жакевича и, возможно, в будущем начну делать и обувь. Я не люблю ходить по магазинам — от них только голова болит. Я минималист в одежде: в ходу у меня около пяти вещей. Еcли модель мне нравится, я буду носить её до последнего, пока она не распадётся в клочья. Когда я понимаю, что больше не могу её надевать, то отдаю кому-нибудь. Пожалуй, сложнее всего было шить зимнюю куртку с синтепоном — как минимум физически, потому что вещь огромная. Иногда я шью и детям, но редко и какие-то специфические штуки вроде платья на праздник. Всё равно они очень быстро вырастают из одежды.
Началось всё с зеркала, потом стула; так, понемногу, я сделала почти всё, кроме огромных шкафов, которые заказывались в мастерской
У меня есть небольшой бренд, для которого я делаю аксессуары и игрушки. У меня cамой долго не было кошелька: в школе я носила деньги в карманах, и когда папа отдал мне свою старую кожаную куртку, сшила из неё свой первый прототип. В какой-то момент я поняла, что мои друзья постоянно обращают на него внимание и спрашивают, где я такой взяла. Так я взяла остатки этой куртки и нашила кошельки друзьям. Потом их захотели друзья друзей, и я стала делать их на продажу.
К мебели я приступила, когда мы переехали в однокомнатную квартиру. К тому моменту я поняла, что беременна вторым ребёнком, и жить вчетвером в ней казалось чем-то экстремальным. Эта квартира досталась нам от бабушки с дедушкой и выглядела соответствующе. Я поняла, что не могу купить ничего из готовой мебели, потому что там всё нужно было делать под наши нужды. Я люблю работать руками, так что начала её облагораживать. Началось всё с зеркала, потом стула; так, понемногу, я сделала почти всё, кроме огромных шкафов, которые заказывались в мастерской. Два года я ходила в эту квартиру как на работу: пилила и красила.
При этом я вряд ли могу делать мебель на заказ сейчас. Этот опыт был скорее вынужденным, а сама работа — очень тяжёлой и изматывающей. Но, конечно, я не жалею и, разумеется, оно того стоило: когда ты делаешь вещи своими руками, ты помогаешь не только себе, но и окружающему миру.
Ика Торадзе
22 года, искусствовед
Приобретает новые вещи преимущественно на своп-вечеринках
Первый раз я попала на своп, где все бесплатно обменивались одеждой, года три назад — его устраивала замечательная Алиса Таёжная. Это было камерное мероприятие, где все друг друга знают. Вещей было немного: выборка была особая, люди очень тщательно подходили к вопросу. Многие приносили одежду с прицелом на то, что она подойдёт определённому человеку. Сейчас это большое мероприятие на несколько десятков людей. Это здорово, но не всегда есть время и настроение находиться в большой компании, так что мы стали устраивать с друзьями свои мини-свопы.
Первые своп-вечерники запустили важный процесс: всё больше людей стали понимать, что меняться одеждой — нормально. К тому же это отдельный девичий рай: единение там ощущается особенно сильно. Ты выходишь со свопа заряженным; возможно, многим этого не хватает в обычных магазинах. В отличие от продавцов, девушки всегда могут честно подсказать, нужна тебе вещь или нет.
Мне нравится, что у меня есть ограниченный выбор и что вещь попадает ко мне случайно. Либо я сживаюсь с ней, либо нет — тогда я просто передаю её дальше
Мне нравится, что у меня есть ограниченный выбор и что вещь попадает ко мне случайно. Либо я сживаюсь с ней, либо нет — тогда я просто передаю её дальше. У меня проработанный гардероб: лишнего я не держу и на свопах не хватаю всё подряд. Когда мне нужна определённая вещь, я просто формирую запрос в голове, и через какое-то время она сама попадает ко мне через своп. Мне кажется, это происходит даже быстрее, чем если бы я целенаправленно искала её в магазинах. При этом у меня есть подруги, которые не могут ходить на свопы: у них либо нет лишних вещей, либо они могут носить только новое. Я отношусь к этому с пониманием, но даже им я могу принести что-то со свопа со словами: «Это безоговорочно твоё, без вариантов», — и они радостно заберут.
У меня есть подруги, которые на свопы ходят исключительно за редкостями — странными, яркими вещами, такие попадаются очень часто. Например, люди часто покупают что-то специально для вечеринки и надевают один раз. Одно время я жила с соседкой-стилисткой, которая тоже ходила на свопы. Перед её походами я устраивала ревизию: совсем крутые вещи, к сожалению, легко пропустить. Одна из самых запоминающихся моделей, которые я насвопила, — шуба из искусственного меха из лимитированной коллекции H&M. Я бы никогда не обратила на неё внимания в магазине — подумала бы, что не буду её надевать из-за того, как она сочетается с моими кудрявыми волосами. В итоге носила её всю зиму.
Cейчас если я трачусь, то очень редко и лишь на по-настоящему особенные вещи — такие встречаются либо в поездках, либо у друзей-дизайнеров. Все деньги, которые раньше я бы потратила на пакет одежды из масс-маркета, сейчас вкладываю во что-то одно.
Продюсер:
Екатерина Старостина
Макияж:
Ирен Шимшилашвили
Фотографии:
Дарья Кузнецова
СТИЛИСТ ПО ВОЛОСАМ:
Евгений Зубов, независимый стилист Authentica Club
ВЁРСТКА:
Даша Чертанова
Редакция благодарит студию PHOTOPLAY за помощь в организации съемки.