МнениеТолько для женщин: Как костюм в шкафу перестал сообщать нам о статусе владелицы
И это прекрасно
Текст: Дарья Косарева
Джеймс Бонд, банкир, политик, адвокат, популярный красавец-актёр на премьере фильма — в общем, успешный и влиятельный мужчина — такой ассоциативный ряд вырисовывался в голове ещё совсем недавно при упоминании слова «костюм». Не было в мужском гардеробе двадцатого века вещей важнее, чем пиджак и брюки, сшитые из одной ткани. Любой костюм, даже недорогой, добавлял своему носителю экспертности и авторитетности. Именно поэтому женщины так стремились его присвоить: брючная двойка служила пропуском в мир мужчин, оккупировавших все значимые сферы общественной жизни.
Но ситуация начала резко меняться благодаря переделу рынка: одним из самых быстрорастущих, богатых и престижных сегментов бизнеса стала IT-индустрия. Дон Дрейпер, облачённый в безупречные двойки словно в доспехи, оказался не у дел: благодаря стилистическим предпочтениям Цукерберга и Джобса униформой бизнес-элиты стал ансамбль из худи и джинсов.
За последние пару лет мужской костюм окончательно потерял свою суперсилу. Сегодня мужчина в костюме — это в первую очередь работник сферы услуг: охранник, личный водитель, продавец в люксовом бутике, менеджер в банке. Благодаря гегемонии стритстайла и масштабной феминизации мужской моды акценты сместились: сорочка с воланами Gucci или худи из какого-нибудь секретного дропа заявит об импозантности своего обладателя намного красноречивее пиджака и брюк Brioni.
За последние пару лет мужской костюм окончательно потерял свою суперсилу. Сегодня мужчина в костюме — это в первую очередь работник сферы услуг
И пока мужчины после долгого периода абсолютной визуальной невыразительности и засилья ограничивающих протоколов наслаждаются разнообразием, новыми возможностями и послаблениями в своём гардеробе, женщины, утомлённые многолетней гонкой за тенденциями, напротив, стремятся к максимальному упрощению и унификации своих сарториальных практик. В восьмидесятых и девяностых годах брючный костюм служил для них инструментом манифестации: посмотрите, я тоже занимаюсь важным делом, хожу на работу, я такая же сильная, успешная и серьёзная, как и мои коллеги-мужчины. Однако гендерное разделение прослеживалось вполне очевидно: женщинам будто всего лишь разрешали поиграть в переодевание, поскольку женская костюмная мода всё равно обладала чёткими феминными характеристиками, будь то специальные изящные фасоны, яркие или же пастельные цвета и преобладание юбок в качестве нижней основы костюма.
Давайте обратим внимание на то, что носят жительницы мегаполисов сегодня. Каждая третья девушка или женщина в Москве или Нью-Йорке будет одета в бескомпромиссно массивный брючный костюм без всяких «женственных» деталей. Причём в такой одежде ходят и в театр, и на романтический ужин, и на работу, отводят ребёнка в детский сад и отправляются на открытие модной выставки с подругами. Тридцать же лет назад ношение костюма служило чёткой характеристикой профессиональной деятельности женщины. Тут уместно будет вспомнить о героинях «Секса в большом городе», чьи образы являются наглядной иллюстрацией этого феномена: в отличие от Миранды, работающей в адвокатской конторе, и владелицы собственного PR-агентства Саманты, творческие Кэрри и Шарлотта костюмы практически не надевают.
В 2021 году наличие костюма в шкафу ничего не сообщает нам о его обладательнице: носить его может и предпринимательница, и художница, и домохозяйка. Лишился брючный костюм и статуса символа какой-то особой элегантности и утончённости и в сегменте вечерней моды: если ещё каких-то десять лет назад актриса, появившись на красной дорожке в смокинге или брючной двойке Dior Homme, мгновенно назначалась медиа иконой стиля, то сегодня такой подход к подбору торжественных нарядов не вызывает никакого ажиотажа.
Парадоксальным образом в мужской моде костюм оказался воплощением ограничений и формализации, а для современных женщин рифмуется с прямо противоположными понятиями: удобством, универсальностью и комфортом. Бывшая директор моды Vogue Ukraine и создательница марки Bettter Юлия Пелипас в интервью Financial Times рассказывает, что, будучи ростом почти два метра, она всю жизнь испытывала трудности в подборе одежды, а носить винтажные мужские костюмы размера XL, в которых почувствовала себя максимально расслабленно и удобно, начала от отчаяния. Bettter Юлия называет платформой, а не брендом, и концепция её детища заключается в следующем: на основе винтажных мужских костюмов и рубашек создаётся небольшая капсульная коллекция, причём в большинстве случаев в продажу поступают не отдельные модели, а ансамбль целиком.
Парадоксальным образом в мужской моде костюм оказался воплощением ограничений и формализации, а для современных женщин рифмуется с прямо противоположными понятиями: удобством, универсальностью и комфортом
Апсайклингом мужского костюмного наследия занимается и Homme Girls — мультимедийная инициатива, созданная дизайнером Такуном Паничгулом и включающая в себя печатное издание и одноимённую марку одежды. На недавно прошедшей Неделе высокой моды фэшн-куратор Оливье Сайяр представил очередную коллекцию-эпизод в рамках своего проекта Moda Povera, которая также была посвящена переиначиванию мужского костюма в предметы женского гардероба.
Тенденция вполне символична: выходит, современной женской моде недостаточно прямых заимствований из мужского гардероба. Костюм как самый явственный атрибут всего мужского и доминирующего подлежит деконструкции и смысловой перезагрузке: дух времени требует, чтобы этот предмет гардероба был распорот по швам, пересобран заново и наполнен новым контекстуальным содержанием.
ФОТОГРАФИИ: Peter Do, Alyx