Мнение«Блондинка в жутких розочках»: Почему платье Шэрон Стоун выглядело по-настоящему круто
А её каннский выход останется в истории моды
Текст: Дарья Косарева
Появление Шэрон Стоун на недавней каннской красной дорожке в платье Dolce & Gabbana Alto Moda вызвало едва ли не больше пересудов, чем легендарная сцена с перекидыванием ног из «Основного инстинкта». Дано: грандиозное голубое платье ручной работы, усыпанное объёмными шёлковыми цветами, лучезарная голливудская актриса шестидесяти трёх лет удивительной стати и расслабленности, перезапустившийся после пандемии Каннский фестиваль. Вот она, та самая новая элегантность: вечерняя и торжественная мода, давно переживающая кризис, неожиданно обретает надежду в лице Шэрон, так свежо и цельно смотревшейся на премьере фильма — участника фестиваля «История моей жены». Пользователи англоязычного твиттера не зря сравнивали Стоун с боттичеллиевской «Весной» и персонажами шекспировского «Сна в летнюю ночь»: от её образа не веет ни титаническими многочасовыми подготовками, когда актрис едва ли не мумифицируют для выхода на красную дорожку, ни демонстративно протестным пренебрежением в духе Фрэнсис Макдорманд, не раз появлявшейся на киноцеремониях в простой одежде, биркенштоках и без следа косметики на лице, ни обманчиво непринуждённой эксцентричностью, ставшей визитной карточкой Тильды Суинтон.
Это совершенно новый подход в подаче себя на торжественном мероприятии: несмотря на свою очевидную броскость, платье Шэрон не затмевает её саму, а скорее транслирует эмоциональный посыл, сообщает окружающим, что его хозяйка полна сил и радуется жизни. В этом выходе нет и следа натужности, свойственной многим героиням красных дорожек, и несмотря на очевидные коммерческие договорённости с Dolce & Gabbana и Chopard, чьи драгоценности дополняли платье, рекламная и PR-составляющие образа совсем не бросаются в глаза. Внезапно даже такой неоднозначный и довольно архаичный бренд, как Dolce & Gabbana, вдруг зазвучал совершенно по-новому, будучи так мастерски преподнесён Шэрон.
Впрочем в русскоязычном интернет-сегменте актриса подверглась массовой критической атаке. В ход пошли и шутки про «блондинку в жутких розочках», и упрёки в отсутствии элегантности, которой по достижении определённого возраста должна обладать каждая женщина, а тем более голливудская актриса. Эти многочисленные обсуждения невольно обнажили новые микроуровни эйджизма и мизогинии: вдруг оказалось, что надевать нежные платья с цветочным декором можно только молодым девушкам, кому-то вроде Эль Фаннинг или Дакоты Джонсон, а тем, кто перешёл определённый возрастной рубеж и вступил в возраст этой самой пресловутой элегантности, необходимо c большой осторожностью подходить к выбору нарядов. Носить нужно непременно что-то сдержанное, что-то, что обязательно подчеркнёт достоинства, скроет условные недостатки и всячески будет сообщать окружающим о том, что обладательница такой одежды женщина серьёзная, опытная и знающая себе цену. Возможно, совсем очевидные клише в духе патриархальных предписаний «что носить тем, кому за …» больше не актуальны, а зрелым и взрослым теперь даже «разрешено» носить кроссовки и оверсайз, но представления о том, что с наступлением определённого возраста в жизни женщины начинается эпоха какой-то особой, мифической утончённости и рафинированности, в коллективном бессознательном ещё до сих пор сильны. И к слову, если по каким-то причинам эта эпоха не наступает, женщина автоматически записывается в число проигравших и несостоявшихся: публичные комментарии в адрес тех, кто не соблюдает канон «элегантности», дают чёткое представление о том, насколько живучи такие стереотипные установки.
В ход пошли и шутки, и упрёки в отсутствии элегантности, которой по достижении определённого возраста должна обладать каждая женщина, а тем более голливудская актриса
C наступлением определённого возраста женщинам будто отказывается в праве на проявление любых промахов, дурашливости и стилистических несоответствий во внешнем облике. Касается это не только одежды, но и макияжа (или, напротив, его отсутствия), и волос: к примеру, Сара Джессика Паркер, демонстрирующая на кадрах со съёмок новых серий «Секса в большом городе» пышную и длинную шевелюру, регулярно и жёстко критикуется за несоответствие якобы «состарившегося» лица слишком «красивым» волосам.
Впрочем, исключения коллективный критик всё-таки делает для двух групп женщин. Во-первых, вольности во внешнем облике позволены «неформалкам»: Хелена Бонэм-Картер, Фрэнсис Макдорманд, Тильда Суинтон, конечно, придерживаются очень разных стилистических предпочтений, но одобрительный кивок в свою сторону заслужили только благодаря тому, что воспринимаются в качестве «странных» и «творческих». Обладательницам более конвенциональной харизмы многое прощается только за то, что они находятся в сверхбезупречной физической форме: Дженнифер Лопес, Кейт Бекинсейл, Кристи Бринкли публика «позволяет» и иметь длинные волосы, и носить «неподобающую» их возрасту одежду из-за того, что их внешность отвечает всем маркерам биологической молодости.
В одном из своих давних интервью Шэрон говорит о том, что не стремится выглядеть вечно юной, её цель — быть в наилучшей форме на каждом из этапов своей жизни, и надо сказать, актриса держит слово: в свои шестьдесят три года она не выглядит молодо (спойлер: и это нормально!), но, похоже, чувствует себя прекрасно и кажется счастливой. Не соответствовать чьим-то ожиданиям о том, как должна выглядеть женщина в определённом возрасте, — право каждой из нас. Как и возможность экспериментировать со стилем, чудить, выглядеть по-дурацки и, наконец, просто наплевательски относиться к моде или бьютификации. Иногда платье с розочками — это просто платье с розочками, которое кажется своей хозяйке очень красивым.
ФОТОГРАФИИ: Getty Images (1, 2)