МнениеНовая сексуальность: Как чувственность вернулась на подиумы
Вместо объективации
Сложно не заметить, что дизайнерские коллекции становятся прозрачнее в прямом смысле слова. И это закономерно: мода чувствительна к любым социальным изменениям и, как увеличительное стекло, отражает все общественные тревоги — от политических кризисов до гендерных иерархий. Разбираемся в «новой сексуальности», которая завоевала подиумы, и в том, чем чувственность в моде отличается от объективации.
Текст: Саша Манакина, автор телеграм-канала i hate fashion
Тенденцию на чувственность и сексуальность на неделях моды, прошедших в гибридном формате, сложно было не заметить. Просвечивающие ткани на Acne Studios весна-лето — 2021 обнажали силуэты, оставляя девушек одетыми. Через тонкие материалы можно было увидеть не только ноги моделей, но и желание наслаждаться своим телом. Короткие топы и бюстье Maryam Nassir Zadeh отсылали к горячим августовским дням, палящему солнцу и пляжной расслабленности, которой часто не хватает в бетонном городе. Дизайнер как будто напоминала: люди привыкли видеть друг друга обнажёнными на золотом песке и не расценивают это как призыв к сексуальным действиям, но всё ещё удивляются голому телу в городах. Отказ переносить обнажение на улицы как минимум несовременен.
Оверсайз вообще уступает лидирующие позиции тонкой и обнимающей одежде, которая становится второй кожей, со своими складками, неровностями и текстурой. У Dion Lee в последней коллекции флоральные мотивы — модели, вдохновлённые листьями монстеры, приоткрывают разгорячённое женское тело, оно как будто плавится в городских стенах из-за глобального потепления. Прозрачный камуфляж и тяжёлые, почти гладиаторские сандалии с активными завязками аккомпанируют этой борьбе и отражают накаляющуюся, как планета, обстановку.
Популярный уже второй сезон тренд на кроше, кружево и ришелье тоже поддерживает риторику женского освобождения. Появившиеся на показах артизанальные объекты можно найти в коллекциях и мировых брендов, и молодых марок: от практически свадебных нарядов Simone Rocha до вязаных велосипедок Isa Boulder. В новом прочтении традиционных техник угадываются и локальные культурные коды, и желание оставаться между полюсами «голого» и «закрытого». Переплетение нитей и сенситивные текстуры — рассказ о сексуальности, которую стоит понять, то есть «распутать».
Примером говорящей за себя новой сексуальности стал и феномен «мокрого платья» бренда Di Petsa. Дизайнер из Лондона с греческими корнями, Димитра Петса окончила престижный магистерский курс моды Central Saint Martins и дебютировала с остросоциальной коллекцией. Полупрозрачные футболки, влажные круги вокруг сосков, платья и джинсы должны, по замыслу дизайнера, дестигматизировать пятна от пота и выделений. Петса воспевает женское тело при помощи текстур, обтягивающих форм и сильного феминистского посыла.
Пропитанное платье — это стейтмент, ответ на традиционалистское требование «сухости». «You can’t cry in public, you can’t breastfeed in public, you can’t sweat», — говорит сама Димитра. Визуальная влажность создаёт эффект прилипшей к коже одежды. Неприкрытая эстетика самолюбования, феминность, отсылки к вышедшей из пены морской Афродите и сила стихии делают «мокрое платье» ещё и терапевтическим предметом для принятия собственного «я». Ценности бренда, кстати, отражаются не только в продукте: в планах Di Petsa перформанс о борьбе со стыдом, который будет связан с грудным вскармливанием.
Шинейд О’Дуайер — ещё одна молодая дизайнер, прославляющая то, что женщины обычно вынуждены скрывать. Она направляет собственную борьбу с дисморфией тела в уникальную концептуальную работу — исследует хрупкие, часто напряжённые отношения женщин со своим телом. Она создаёт индивидуальные силиконовые скульптуры — в ответ на стандартизированное представление о красоте. Целлюлит, обвисшая грудь и объёмный живот, вылепленные руками дизайнера, рассказывают истории о важности принятия себя и других, многообразии красоты и необходимости бороться со стереотипами. «Я злюсь на индустрию за её элитарность тела, — говорит Шинейд. — Бренды должны уделять столько же внимания большим телам, сколько и маленьким, а не просто пытаться нажиться на тенденции бодипозитива с помощью нескольких удачно расположенных пышных моделей в кампейне».
Работы Шинейд включают в модный контекст тех, кто исторически был из него вычеркнут: мода долго принадлежала только белым, богатым и худым. Помимо отсутствия возможности купить модный продукт большего, чем L, размера, неконвенциональные женщины постоянно подвергаются дискриминации и шеймингу за попытку обнажиться сильнее, чем это принято.
Многие современные фотографы тоже не остаются в стороне от поддержки новых социальных трендов. Карлота Герреро — испанская фотограф, известная своими гипнотическими портретами обнажённых женщин. Став представительницей жанра female gaze, она создаёт уникальные визуальные проекты по переосмыслению «женственности» и тела, которое подвергается постоянному давлению. В своих работах Карлота взаимодействует с красотой разных женщин, вне зависимости от их цвета кожи, возраста и размеров, чтобы подсвечивать проблемы дискриминируемых групп.
Одной из них до сих пор остаются женщины, ждущие или уже родившие ребёнка. Их формы под пристальным надзором окружающих, чуть набравшую вес девушку спрашивают, не в положении ли она. Беременным оказывают постоянное внимание и пугают их необходимостью выглядеть подобающе: призывают не одеваться сексуально, но и не выглядеть слишком пуритански; не открывать большой живот, прятать растяжки и отёкшие ноги, не оправдывать беременностью «лишние» килограммы и дальше по списку. Спор по поводу публичного кормления грудью скоро и вовсе будет высечен в граните.
Съёмок с сильно беременными женщинами или с теми, кто кормит грудью, вообще стало гораздо больше, — против сексуализации женской груди, управления чужим телом и норм «приличия». И это происходит не только в авангарде современной фотографии, но и традиционных медиа о моде, таких как европейский Vogue. Можно предположить, что это всего лишь попытка встроиться в актуальную повестку, а не искреннее желание что-то изменить. Но, по большому счёту, какая разница, если влиятельное издание с мировым охватом транслирует важные ценности.
Так или иначе, ощущение собственной красоты, умение принять её и не испытывать стыда от демонстрации сексуальности — один из главных трендов этого и будущих сезонов. Современная мода делает ставку на свободу женщин. Наступило время, когда можно позволить себе отказ от мешковатости и многослойности, которые были вызваны объективацией и много лет служили женщинам бронёй. Теперь выбор происходит в пользу открытого, летнего, чувственного тела. Вместо привычного принта на футболке «free the nipples» рефлексия дизайнеров вышла на новый, более сложный по исполнению уровень. Одежда всё чаще оказывается больше чем просто одеждой — сегодня она уже манифест, а иногда и арт-объект. Мода теперь не призывает к эскапизму — она и сама драйвер социальных изменений.
ФОТОГРАФИИ: Dion Lee, Isa Boulder, Di Petsa, Sinéad O’Dwyer / Steph Wilson