Мнение«Модный снобизм»:
Почему бренды отказываются одевать звёзд
От Ольги Бузовой до Ким Кардашьян
Минувшие выходные ознаменовались громким интернет-скандалом, в эпицентре которого внезапно оказались Ксения Собчак, Ольга Бузова и Демна Гвасалия. Поводом для разразившейся бури стал новый выпуск ютьюб-шоу «Осторожно, Собчак!», в котором ведущая упомянула, что «один очень модный дизайнер» просил её передать Ольге Бузовой, что он не хочет, чтобы она «везде носила» куртку его бренда. Ответ певицы и телеведущей не заставил себя долго ждать — она сделала вывод, что слова принадлежат креативному директору Balenciaga и создателю марки Vetements. «По моим сведениям, это оказался Демна Гвасалия, директор Balenciaga. Помимо того, что он является мужчиной, он ещё и грузин! А грузинские мужчины у меня всегда ассоциировались с мужеством и достоинством! Достойно ли это мужчины — за глаза говорить про девочку, которая покупает у него вещи за огромные деньги!» — написала она в инстаграме, подчеркнув, что готова вернуть свои вещи (в частности, злосчастную куртку) Balenciaga в обмен на потраченные деньги.
Текст: Анна Аристова
Спустя некоторое время Ксения Собчак заявила, что Демна, которого она «видела последний раз примерно года два назад, к этой истории не имеет никакого отношения», и потребовала от Бузовой «извиниться за распространение каких-то дурацких обвинений». «Я специально не назвала имени, так как это был всего лишь один из примеров политики разных брендов, а не повод для скандала», — пояснила она.
Скандал оставил больше вопросов, чем ответов: от того, насколько этично было поведение Ксении Собчак и, по всей видимости, оглашение приватного разговора на миллионную аудиторию, до того, правда ли этим дизайнером мог оказаться Демна Гвасалия. Ранее ни Balenciaga, ни Vetements публично не поддерживала политику избирательности. «Ко мне уже обращался наш пиарщик со словами, что одна из знаменитостей носит Vetements, хотя совсем не соответствует имиджу марки. Но если человек купил одежду за свои деньги, это означает, что решение было осознанным, поэтому мы не вправе запрещать её носить. Нужно быть добрым к людям, ведь карма та ещё с**а», — рассказывал брат Демны Гурам Гвасалия в интервью WWD ещё в 2017 году. Имя звезды он не уточнил, но общественность сделала вывод, что речь идёт о Пэрис Хилтон.
Случившееся так бы и осталось очередным междоусобным скандалом в отечественном шоу-бизнесе, если бы не стало очередным поводом задуматься, почему некоторые модные марки относятся к своим покупателям выборочно и не хотят видеть иных людей в качестве клиентов. Нормально ли это и даже — законно ли? Ольга Бузова не первая и не последняя жертва такого снобизма.
Отдельный разговор — то, насколько избирательно относятся модные дома и марки, одевая звёзд на съёмки, церемонии и мероприятия. Отказывают звёздам по совершенно разным причинам, многие из которых граничат со снобизмом и даже фэтшеймингом. Так например, пару месяцев назад Bebe Rexha рассказала, что дизайнеры отказывались одевать её на церемонию «Грэмми», потому что размер певицы «не соответствовал подиумному». С аналогичным опытом столкнулась Эшли Грэм — по её словам, дизайнеры не дали вещи на съёмку кавер-стори с участием плюс-сайз-модели для британского Vogue. Пренебрежительное отношение со стороны модных брендов коснулось и актрисы Кристины Хендрикс — бренды отказывались предоставлять звезде «Безумцев» вещи в её 12-м размере. «Мы любим „Безумцев“ и Кристину, но не будем делать для неё платье», — вспоминала актриса. С рэпершей Cardi B бренды не работали потому, что она, по их мнению, просто «не it girl».
Раньше марки отказывались
от сотрудничества
и с Ким Кардашьян, когда та только начинала своё модное перерождение — Никола Формикетти вспоминал,
как трудно было стилизовать съёмку
для американского Elle
Не будем забывать, что раньше марки отказывались от сотрудничества и с Ким Кардашьян, когда та только начинала своё модное перерождение — Никола Формикетти вспоминал, как трудно было стилизовать съёмку с Ким для американского Elle. «Марки просто не давали нам вещи. Это модный снобизм», — рассказывал он. Спустя год Кардашьян попала на обложку американского Vogue и заручилась поддержкой Анны Винтур. Бейонсе же на вручении награды Совета модных дизайнеров Америки CFDA Awards в номинации «Икона стиля» вспоминала, что во времена Destiny’s Child все костюмы для группы шила её мама, потому что бренды «не хотели одевать четырёх провинциальных девушек африканского происхождения, да ещё и с формами».
Некоторые крупные бренды до сих пор выбирают элитистский подход — вспомнить хотя бы скандал, когда вещи из коллаборации Louis Vuitton и Supreme были распроданы на пресейле для знаменитостей вроде продюсера Яны Рудковской, певца Филиппа Киркорова и узкого круга клиентов. Этот искусственно созданный ажиотаж и деление клиентов на «достойных» и «недостойных» в итоге отразился на имидже бренда скорее отрицательно.
Обвинения в «провинциальности», казалось бы, уже давно должны были остаться в прошлом (как и предложения «ввести квоту на сумки Birkin»), но мы всё ещё читаем новости о том, как модные марки сжигают непроданный товар, чтобы сохранить его «эксклюзивность» и огородить от попадания в массы, и видим обсуждения того, кто «имеет право» носить бренды и появляться на страницах, а кто — нет. «Кутюрные дома хотят, чтобы мы свято верили в то, что их клиентки сплошь кинодивы и молодые представительницы французской аристократии. Такой имидж якобы соответствует романтическому представлению о кутюрных традициях. Реальность куда прозаичнее — основной доход бренды получают от богатых наследниц», — точно подметила журналистка The Guardian Джесс Картнер-Морли.
При этом иногда вердикт с запретом носить ту или иную марку выносит даже не бренд или модный дизайнер, а неравнодушные пользовали соцсетей. Причём в этом случае поп-звёзд чаще упрекают как раз в том, что они пристально следят за трендами, или в том, что одеваются в одежду, которая будто бы не соответствует их публичной роли. Мы уже рассказывали, что певица Селин Дион регулярно получает негативные отзывы на свои образы: «слишком модно» или «не по возрасту». Но с каких пор нужно заслужить право носить модную одежду? Ответ прост — ни с каких.
Мода, как и любая другая индустрия, была и будет отражением общества — так что в эпоху клана Кардашьян-Дженнер, «туристического шика», моды на немодность и заигрывания индустрии с поп-культурой, снобизм больше не в моде. Это несоответствие повестке, несправедливость и демонстративное неравенство, и вызывает у людей недоумение. Подходящая фраза есть у Кэри Гранта: «Остерегайтесь снобизма. Ведь это нелицеприятное осознание своих прошлых ошибок».