МнениеСекс ни при чём:
Как прозрачные вещи становятся манифестом
Что означает «новая прозрачность»
В ленте инстаграма нуарное платье Prada из чёрной вышитой сетки, надетое поверх белой рубашки, сменяется простеньким комплектом французской марки Maison Cleo: завязанный под грудью шёлковый топ и юбка, сквозь которую просвечивают белые трусы-слипы. Оба образа иллюстрируют одну и ту же тенденцию, но находятся на разных полюсах интерпретации: в первом случае прозрачное — часть сложной дизайнерской конструкции, во втором — способ раскрыть наивный и чувственный взгляд на вещи.
Визуальный язык современной моды не имеет точного перевода — каждый волен понимать его по-своему. Вот и прозрачная одежда не содержит в себе исключительно провокацию, а требует всё более сложных трактовок.
Текст: Светлана Падерина
Модное обнажение всегда транслировало нечто большее, чем неприкрытая сексуальность. Например, «нагая» мода конца XVIII — начала XIX века выросла не из желания женщины соблазнять, а из революционных настроений, символом которых стали герои античности. Даже в эпоху сексуальной революции 1970-х или незамутнённого минимализма 1990-х прозрачные вещи были скорее символом естественной свободы, чем приглашения к сексу как таковому.
На старых фотографиях девятнадцатилетняя Кейт Мосс в сильно прозрачной комбинации веселится на вечеринке в лондонском отеле Hilton. Позже супермодель признаётся, что на самом деле лаконичное платье «исчезло» под вспышками фотокамер — как это произошло парой десятилетий раньше с трикотажным микроплатьем Джейн Биркин. Провокация тут была случайностью. Но поскольку на память остались изображения, то образы в одежде, сквозь которую просвечивает буквально всё, превратились чуть ли не в символы эпохи.
2011 год — золотая эра крупноформатного блогинга. Экстравагантная Элеонора Каризи позирует стритстайл-фотографу Mr. Newton на улицах Нью-Йорка, облачённая в бархатную юбку годе, тяжёлые босоножки и абсолютно прозрачную блузку, не скрывающую ни миллиметра груди. Фотографии были опубликованы без ретуши, о чём нынешние инстаблогеры могут только мечтать. «Возможно, это новый способ привлечь внимание репортёров уличного стиля, когда стратегических дизайнерских предметов не хватает. Просто покажись голым», — занудно прокомментировал идею Каризи журнал The Cut, но в целом модная общественность того времени отнеслась к обнажению достаточно спокойно.
В мудборде новой прозрачности — ностальгия по упомянутым 90-м и 70-м, чувственности и наиву, очарование юностью и непосредственностью. Неудивительно, что вдохновляются этим в первую очередь французские марки — у них чуть ли не монополия на этот стиль. У Симона Порта особое отношение к теме наготы, женской красоты и демонстрации тела — пляж и курорт не раз становились центральными темами его коллекций. Воспоминания о море из детства в этом году вдохновили его в том числе на летнюю коллекцию Jacquemus и, в частности, супертонкое трикотажное платье, раскрывающее все подробности очертаний тела и нижнего белья, точнее — скромных белых трусов. Его платье не вызов. Модели демонстрировали его платья залихватски, естественно — ведь не будете вы лежать на скалах или прогуливаться по пирсу в сложносочинённых костюмах.
Прозрачность сегодня — оммаж времени. Обволакивающие платья и просвечивающие шёлковые блузы в коллекции Anaïs Jourden возникли потому, что дизайнер Анаис Мак была очарована «женственным» стилем начала 1990-х: «Для меня это был идеальный стереотип о женщине, и я очень по нему скучаю».
А ещё прозрачные вещи составляют неотъемлемую часть жанра неоромантики и историзированных мотивов, переработанных со смелостью и иронией. Авангардистка из Антверпена Лена Люмельски использует несчётное количество фартуков и платьев из органзы, чтобы усложнять ими свои и без того непростые силуэты, вдохновлённые модой Средневековья и Ренессанса. Вырезанные по форме корсетных лифов топы из трикотажной сетки лондонской марки Kepler выглядят просто, свежо и необычно. «Крестьянское» платье Molly Godard, сотканное из жёстких оборок, имеет полностью прозрачный лиф, выставляющий грудь на обозрение.
Поисковик на запросы со словами «transparent» и «fashion» в первую очередь находит статьи о необходимости прозрачности процессов внутри модной индустрии и культуры потребления. В какой-то степени прозрачность можно считать алиби даже для вещей из пластика, с недавнего момента вновь попавших в авангард массовых тенденций. Прозрачные пластиковые плащи, сумки, босоножки стали бы идеальной метафорой фэшн-открытости, не будь они из-за свойств материала почти одноразовыми, в некоторых случаях некомфортными и поэтому имеющими мало отношения к теме умного и экологичного консьюмеризма.
В глянцевых подборках Nakedest Celebrity Outfits предсказуемо лидируют представители династии Дженнер-Кардашьян, наглядно показывая, как прозрачные платья становятся частью культуры самолюбования. Тело, пусть и вылепленное при помощи пластических хирургов и тренировок, превращается своим обладателем в скульптурное изображение, в арт-объект, который выставляется напоказ. Особое внимание здесь получают марки, сделавшие демонстрацию тела своим манифестом, как австралийская Dyspnea, которая вот уже несколько лет продаёт «голые» платья королевы вечеринок — из тоненькой сетки, лишь слегка присыпанной пайетками.
Мода на прозрачное вообще призывает поговорить об отношениях женщины с собственным телом, которое всё ещё не ощущается ею как полноценная собственность — выход неглиже в этом контексте может трактоваться как желание отвоевать то, что по праву принадлежит только тебе. Примерно о том же говорит и движение «free the nipple», борясь за право женщин показывать голую грудь и протестуя против двойных стандартов. С одной стороны, у современных женщин множество возможностей для самореализации, с другой — они по-прежнему испытывают сильное давление пуританской морали.
При помощи прозрачных вещей мода может говорить на трудную тему легко и остроумно, а у нью-йоркской марки Café Forgot ирония на тему обнажения доходит до сарказма: она выпускает топы, оснащённые пластиковым окном с настоящими миниатюрными шторками, которые кокетливо открывают одну грудь. Впрочем, в социальных сетях даже такой почти мультипликационный образ без ретуши не проходит цензуру — можно подумать, что за пределами одежды есть что-то, чего мы ещё не видели.
ФОТОГРАФИИ: Martingrantparis, Need Supply Co., Nomia, Marine Serre, Kimhekim