МнениеС чужого плеча:
Как инстаграм диктует
нам новые модные стандарты
Хорошо это или плохо?
Текст: Ксения Обуховская
Инстаграм знает нас лучше, чем мы знаем себя. За этим знанием кроется анализ нашего поведения, big data и постов, на которые мы ставим лайки. Если фейсбук собирает нашу личную информацию, то инстаграм собирает наши эстетические предпочтения. В последние годы он уже перестал быть просто приложением для айфона — для многих из нас он стал главным увлечением, лучшим другом, даже работой. На почве нашей привычки постоянно скроллить ленту, инстаграм расцвёл и как пространство для персональных блогов, и как место для покупок.
По данным Forbes, популярность социальной сети сделала её одной из основных площадок для рекламы: за последний год численность рекламодателей пришедших в инстаграм, удвоилась и выросла до миллиона, что делает его, по сути, одной из самых успешных площадок для социального «ингейджмента» (вовлечённости). Последний же измеряется в комментариях, лайках, шерах и общей видимости поста в интернете.
Причин для такого охвата много: во-первых, инстаграм всегда под рукой, а во-вторых, во главе угла здесь стоит картинка, и кажется, что пока это выглядит классно, успех гарантирован. Визуальный маркетинг, по данным исследований, — это один из самых простых способов настроить коммуникацию с покупателем. Так, например, услышав рекламу по радио, мы запоминаем 10 процентов текста, другое дело картинка. Понравившееся нам визуально вызывает острое желание обладать — неважно, новым бельём или персональным стилем.
Здесь же возникают вопросы — всегда ли мы способны отличить авторский контент от рекламы, учитывая что до сих пор не все блогеры её маркируют? Не требует ли инстаграм соблюдать новый «эстетический стандарт» и не приводит ли к диктату чужого стиля? Регулярно сохраняя фотографии блогеров и интернет-магазинов, не теряем ли мы себя?
Мы действительно вдохновляемся одними и теми же людьми и аккаунтами и пытаемся заимствовать что-то из их образов и лайфстайла. Если раньше с вопросами «что надеть?» и «где это купить?» мы обращались к глянцевым журналам, то сейчас решение всегда под рукой. Мы фолловим массу лайфстайл-блогеров, диктующих тенденции не только нам, но и модным СМИ.
Всегда ли мы способны отличить авторский контент от рекламы? Регулярно сохраняя фотографии блогеров и интернет-магазинов, не теряем ли мы себя?
Тренд, заданный популярным блогером, поддерживают другие — так что число успешных блогеров растёт в геометрической прогрессии, а сам тренд стремительно разносится по соцсети. Сотни, если не тысячи француженок, например, выкладывают «естественные» фотографии без обработки, на которых всегда выглядят свежо и прекрасно (особенно лохматыми и без косметики), неизменно проводя вечера на парижской крыше с бутылкой розе́ и такими же красивыми друзьями. Вслед за условной Жанной Дамас с соломенной сумкой в духе Джейн Биркин последовали сотни таких же девушек, а за Лоттой Волковой — ещё сотня молодых людей в постироничных вещах из 90-х и колготках в сетку. Спросим себя: соломенная сумка и джинсы клёш с завышенной талией в 2018 году — это наш собственный выбор или влияние инстаграма?
Из стремления поддержать одни и те же тренды рождались субкультуры, адепты которых одевались примерно одинаково, слушали одну и ту же музыку и ходили примерно в одни и те же места. Похоже, что сегодня на формирование новой субкультуры претендуют «популярные девушки из инстаграма» (95 % так называемых инфлюэнсеров — женщины), которые тоже одеваются примерно одинаково и фотографируются примерно в одних и тех же местах. В инстаграме даже успели образоваться продающие «архетипы»: француженка с соломенной сумкой в рубашке а-ля Jacquemus из Zara и небрежной чёлкой, фэшн-редактор в оверсайз-пиджаке и серьгах будто из рекламной кампании Céline, фриланс-стилист из Берлина в мерче 032c и найденных где-то в Кройцберге воскресным утром кроссовках, «естественная» модель, которая будет выглядеть лучше, чем ты, даже если обернётся в банный коврик, curvy девушки в велосипедках Yeezy с матовой помадой на губах, которые издалека могли бы зайти за Кайли Дженнер, и так далее — список получается весьма длинным.
Появилось множество инстаграм-брендов, которые зарабатывают на этих «архетипах». Они предлагают всевозможные блузки с рюшами, крупные серьги необычной формы и прочие объекты желания, которые уже успели перекочевать в подборки глянцевых медиа. К таким можно отнести и бренд Жанны Дамас Rouje, и сотни брендов удобного нижнего белья, крупных серёжек и топов во французском стиле. Самые популярные создают вокруг себя сообщества последователей.
И даже понимая, что за тысячами подписчиков и лайков кроются тонны работы и платных приложений, которые всячески помогают монетизировать контент вплоть до правильного времени для постинга фотографий, мы не можем прекратить на них смотреть.
На улицах любого европейского города — в Тбилиси, Берлине, Париже и Москве — мы встречаем похожих друг на друга людей, которые носят одни и те же бренды
Новый алгоритм инстаграма 2018 года только усугубляет ситуацию. Так, представитель компании комментирует, что теперь мы первыми видим посты тех юзеров, за которыми следим и которых лайкаем чаще, а также популярные посты, которые набирают больше «ингейджмента» за первый час. Так что подругу со ста подписчиками вы встретите в своей ленте в последнюю очередь.
На этой же информации строится и логика вкладки Explore: в ней мы видим подборку, которая базируется на наших лайках и интересах. Не прилагая никаких усилий, мы получаем свой «индивидуальный» унифицированный контент. Основательница портала Man Repeller и популярный блогер Леандра Медин, которая проводит в инстаграме больше времени, чем многие из нас, комментирует влияние алгоритмов инстаграма: «Настоящая опасность — это когда ты осознаёшь, что хочешь внести изменения в свой стиль, но слишком зациклен на контенте, который выдаёт тебе алгоритм».
Если вдуматься, один и тот же источник вдохновения всегда объединял миллионы людей: когда-то все женщины в Советском Союзе мечтали о меховой шапке, как у Барбары Брыльской, а западные с неменьшим упорством подражали звёздам Голливуда или европейского артхауса. К тому же в том, что мы заимствуем какие-то стилевые примеры у девушек из инстаграма, нет ничего плохого — на этом и строятся модные тенденции, да и не то чтобы у нас был выход. Но из-за социальных сетей мы стали гораздо пассивнее в поисках нового, да и редко просеиваем потребляемый контент на предмет качества и рекламы.
В результате на улицах любого европейского города — в Тбилиси, Берлине, Париже и Москве — мы встречаем похожих друг на друга людей (пожертвовавших добрую часть своего внимания социальным сетям), которые носят одни и те же бренды или их прообразы. Если же выйти за пределы алгоритма, скорее всего, нас всех ждёт множество увлекательных открытий. И кто знает, может, даже возможность превратиться из ведомого в ведущего.
Фотографии: Rouje