МнениеПросвещённый минимализм: О ком забыла «удобная мода»
Почему новая эстетика не столь демократична, как кажется
Текст: Ирина Щербакова, редактор L’Officiel
В прошлом году Ванесса Фридман, главный модный критик и по совместительству фэшн-директор газеты New York Times, опубликовала статью, в которой ключевым трендом десятых годов назвала «скромную» моду: минимализм, естественность, простые, удобные и довольно-таки закрытые вещи. «Женщины, — сообщал заголовок, — мода вас прикроет».
Тренд-аналитик Айза Дезон и вовсе заявила каналу CNN: начинается новая эра, расширение женских прав и возможностей во всех областях, и модные тренды это только отражают. По словам Дезон, мода на удобную закрытую одежду ставит женщину и её потребности на первое место — и теперь она больше не обязана соответствовать ролям, которые ей навязывает западное общество. К примеру, всегда быть нарядной и сексуальной (в привычном понимании этого слова, с мини-юбкой и прочей атрибутикой). В таком ключе о «скромной» моде говорят последние несколько лет: платье Céline в сочетании с нулём макияжа и небрежным удлинённым каре приравнивают к свободе женщины быть собой. Другой же наряд — возьмём, к примеру, платье-футляр Dolce & Gabbana, — а также красная помада и локоны становятся символом патриархальных стандартов, которые женщине все эти годы навязывали. И от которых мода её решила избавить.
Проблема в том, что модную индустрию на самом деле мало волнует право и желание потребителя быть собой. Мода не изменяет себе: вознося на пьедестал лаконичность по заветам Фиби Файло, она отвергает всё, что было ранее — как эстетику «отжившую», «архаичную» и «неактуальную». Пока в тренде лук c туфлями на небольшом каблуке (или кроссовками), свободной белой блузой, длинной юбкой и «естественной» укладкой, локоны, шпильки, рюши, короткие юбки и приталенные силуэты клеймят «несовременными» и «морально устаревшими». Принятие одного происходит за счет унижения другого. О каком уважении индивидуальности тут может быть речь — если честно, неясно.
При этом поборников «освобождающей» женщин моды хочется спросить — освобождает ли она всех-всех женщин или всё-таки с некоторыми исключениями? «Антинарядная» мода — Céline, Haider Ackermann, Hillier Bartley и им подобные — доступна далеко не каждой. Вещи этих брендов видишь в основном на высоких, андрогинных и очень худых девушках. Совершенно не ясно, будут ли в них чувствовать себя настолько «освобождёнными» все, чей рост не дотягивает до метра семидесяти, а вес превышает пятьдесят килограмм. В прошлом году журналистка Дори Шафрир опубликовала твит — фотографию безразмерного коричневого платья нью-йоркской марки Creatures of Comfort с подписью: «Благослови бог того, кто достаточно худ, красив и богат, чтобы это носить». При всём желании в гугле не найти фотографию, на которой в этом платье была бы девушка немодельных параметров. Видимо, для неё одежда бренда, в названии которого есть слово «комфорт», просто не предназначена.
Не была ли традиционная «нарядная» мода более беспощадной к женщинам? Её нереалистичные подиумные стандарты никуда не делись — и, скорее всего, будут существовать ещё долго, вне зависимости от того, какая эстетика правит бал. Изменения пока незначительны: теперь «дозволены» пара дополнительных килограммов и «разрешено» не замазывать консилером круги под глазами — разумеется, при должном количестве времени и денег, потраченных на процедуры ухода. При этом иные апологеты «старорежимной» моды часто исходили из того, что стиль и вкус важнее внешних данных — например, Бетти Холбрайх, знаменитый персональный стилист универмага Bergdorf Goodman, в книге «Secrets of a Fashion Therapist» пишет: «Покупайте одежду, чтобы украсить то тело, которое есть у вас сейчас».
Новая эстетика не настолько демократична. «Просто» одеться в холщовое платье-мешок не выйдет: чтобы это было социально одобряемо, потребуются высокий рост, стройное молодое тело и маленькая грудь. При этом женщинам, которые не могут и не хотят соответствовать таким стандартам, мало что остаётся: мода на минимализм просто не берёт их в расчёт. Что же делать, если свободные чёрные брюки в пол на вас не садятся, а любимое платье с рюшами «устарело»?
Ещё один сложный вопрос — то, как эта эстетика «простоты и естественности» смотрит на возраст женщин. Всё чаще на подиумах, в рекламных кампаниях и журнальных съёмках появляются модели старшего возраста. Но при этом мы видим лица только одного типа старения — мелкоморщинистого. То есть такого, при котором овал сохраняется, а само лицо худое, с ярко выраженными скулами. Женщин с другим типом старения — например, деформационным, когда щёки обвисают — для глянца не снимают. Рассуждающие о том, как «стареть красиво», забывают: то, насколько «красиво» вы состаритесь, зависит в первую очередь от генетики. Так, женщины, не выигравшие в генетической лотерее, фанатам моды на естественность неинтересны — они же «некрасиво» постарели; за пластические операции их тоже осуждают — надо ведь «стареть с достоинством». Выходит, виноваты женщины лишь в том, что не родились Тильдой Суинтон.
Несколько лет назад автор этой статьи с удовольствием читала блог на тамблере под названием «Girls dressing cute for work», куда работающие женщины посылали фотографии, чтобы показать, как они сегодня нарядились. Там были и строгие брючные костюмы с водолазкой, и леопардовые пиджаки, и юбки-карандаши. И мужские ботинки, и шпильки. И аккуратные кудри, и конские хвосты, и афро. Объединял всё это общий посыл: женщины любого возраста и телосложения одеваются на работу в то, в чём себя хорошо чувствуют. Чем бы это ни было.
Самый большой страх в мире моды — «стать несовременным», какими бы идеями этот страх ни прикрывали. В последние годы фэшн-индустрия так агрессивно твердит нам «пора перестать наряжаться», что совершенно забывает о праве людей быть собой. Для многих яркие платья, смоки-айз и локоны — это способ самовыражения, манифестации своего «я» и чувства прекрасного. Если женщина нравится себе в таком виде, она при всём желании не сможет чувствовать себя комфортно в кашемировом пальто-халате и со стрижкой под Агнесс Дейн, как бы «актуально» и «современно» это ни выглядело.
Однако, к счастью, есть и неплохие новости: единый стандарт прекрасного в моде размывается, на смену ему приходит разговор о разнообразии. Так давайте же не будем пытаться просто заменить одно представление о красоте на другое, не менее ограничивающее женщин. Задача моды — дать не единственно «верную» установку, а возможность выбирать, какой образ примерить сегодня. Без риска быть осмеянной.
Фотографии: COS, Creatures of Comfort, Melitta Baumeister