МнениеУгги, кроксы и велюр:
Не надо стыдиться
Как из моды исчезает представление о «плохом вкусе»
Текст: Вера Рейнер
Вряд ли в мире есть хоть один человек, который не знает, что такое кроксы: эти тапочки ругали и вносили в списки «самой уродливой обуви в мире», несмотря на их удобство и комфорт. Но в сентябре произошло удивительное: Кристофер Кейн вывел на подиум девушек в кроксах — тех самых резиновых (на самом деле их делают из специального материала крослайта) клогах.
Появление тапочек на подиуме для большинства зрителей остаётся шуткой ради шутки. Кроксы — это всё ещё «стыдная» единица гардероба
Кейн не просто взял за основу знаменитый дизайн, но вступил с производителем в официальное партнерство. Общественность предсказуемо взбунтовалась, осмеяв «мраморные» кроксы в каменьях во всех соцсетях. Шотландскому дизайнеру пришлось даже выступить с публичным заявлением в защиту своего нового творения: всем критикующим, «если они не Бог», он на презентации посоветовал держать мнение при себе. О самой же коллаборации, признаваясь в любви к продукции Crocs, Кейн говорит так: «Я всегда работаю с неожиданными предметами и сочетаниями, превращая повседневность в доступную роскошь. Мраморные принты дают очень земное ощущение, а кроксы — это очень земная вещь, неважно, надеваешь ты их с вечерним платьем или с джинсами. Кроксы —это, возможно, самая удобная обувь на свете, и мне нравится, что они довольно чудные и что их часто называют именно что „уродливыми“. В их форме есть что-то очень наивное, детское, и на ноге они выглядят неуклюже».
Несложно проникнуться нежностью дизайнера к этой нелепой обуви, особенно после его убедительных объяснений. Трудно поспорить и с тем, что удобней её летом ничего нет. Пока, тем не менее, их появление на подиуме для большинства зрителей остаётся шуткой ради шутки. Кроксы всё ещё «стыдная» единица гардероба, в них можно разве что выгуливать собаку или бродить по дачному участку — 70 % участников опроса, проведенного британским Vogue в «Твиттере», убеждены, что носить эти тапки не будут никогда. 10 %, впрочем, к экспериментам готовы — но только если их пара крослайтовых клогов будет авторвства Кейна. Падёт ли в итоге оборона и, если да (в чём сомнений почти нет), долго ли это продлится? Посмотрим весной.
Первым тему кроксов в публичном пространстве, к слову, поднял не шотландец: в разных съёмках тапки мелькают пусть и редко, но метко, а один из редакторов блога ManRepeller Хейли Наман и вовсе в начале сентября предположила, что они могли бы стать новыми «белыми кроссовками» — то есть универсальной обувью под любой образ. Материал, в котором об этом говорилось, был подготовлен в прямом партнёрстве с Crocs — а значит, есть все основания полагать, что компания активно штурмует модную индустрию. Производители тапочек надеются реабилитировать публично презираемую всеми обувь и перестать закрывать собственные магазины из-за отсутствия интереса к продукту. В фирме принято гордиться тем фактом, что «кроксы покупают одни и на всю жизнь», но продажи такой подход постоянно растить не может. Захват же более модной аудитории, которая покупает даже без острой необходимости, как раз помог бы делу.
Crocs — не единственный подобный случай. Сменить репутацию производителя «стыдной» обуви на производителя «модной» активно пытается и UGG, для описания продукции которого прочно закрепилось слово «fugly». Обувь из овчины, которая всего шесть лет назад была невероятно популярна, успела обрасти противоречивыми коннотациями. Для того чтобы сделать её вновь остромодной, команда UGG привлекла британку Алексу Чанг, а та, в свою очередь, позвала на помощь звёздный десант. Счастливым билетом в модное настоящее для ещё одной звезды нулевых, плюшевого костюма Juicy Couture, стало сотрудничество с Демной Гвасалией. Дизайнер открыл последнюю кутюрную Неделю моды современной версией знаменитой одежды.
Примеров того, как вещи, некогда считавшиеся исключительно признаками дурновкусия, пробираются в большую моду, мы помним много. Носки с босоножками, спортивные костюмы, накладные ногти, челночные клетчатые сумки, нижнее бельё, торчащее из-под одежды, — у всех этих вещей и сочетаний было золотое время, когда «плохой вкус» неожиданно становился хорошим. Некоторых счастливцев признали окончательно и, не исключено, бесповоротно. Даже тонкие капроновые колготки, которые буквально вчера клеймили все кому не лень, недавно массово вернулись на показы.
Несколько лет назад я случайно вышла из дома в носках и резиновых шлёпках — тех, что тогда носили исключительно в бассейн. Оплошность обнаружила только в метро: к тому моменту я уже катастрофически опаздывала в университет, так что весь день мне предстояло провести именно в таком виде. Тогда мне совершенно не хотелось, чтобы встречные видели во мне человека, который не задумываясь надевает резиновые тапки с носками. Целый день всем знакомым, попадавшимся на пути, я обязательно рассказывала историю своей невозможной рассеянности, толкая их локтём в бока, чтобы они уж точно не решили, что я из «этих».
Клетчатые сумки, спортивные костюмы с тремя полосками, леопардовые мини, стразы — всё это чуждо человеку, увлечённому модой, до тех пор, пока эти детали не берёт в оборот кто-то
из дизайнеров
Сейчас вспоминать об этом неловко. Вызвала бы подобная мелочь такую же реакцию сейчас? Разумеется, нет. Во-первых, с возрастом, хочется верить, люди усмиряют снобизм, реагируя на мелочи жизни куда спокойней. Во-вторых, резиновыми шлёпками в тандеме с носками или нет сегодня никого не удивишь. Они растеряли негативные коннотации, утвердившись в официальной моде и появившись в нескольких десятках модных съёмок. За пушистыми шлёпанцами Рианны для Puma или резиновыми из коллаборации Vans и Nintendo сегодня и вовсе приходится охотиться. Приложил же руку к реабилитации массивных тапочек, кстати, всё тот же Кристофер Кейн, который вывел их на подиум в сезоне весна-лето — 2012. Клетчатые сумки, спортивные костюмы с тремя полосками, леопардовые мини, стразы — всё это чуждо человеку, увлечённому модой, до тех пор, пока эти детали не берёт в оборот кто-то из дизайнеров и не помещает их в совершенно иной контекст.
C призраками нулевых вроде стразов, логотипов, плюшевых костюмов и накладных ногтей в России вообще непросто. Многие настолько привыкли к тому, что всё это, собранное вместе, должно непременно бить модную тревогу, что расслабиться не могут до сих пор. Но именно расслабиться, позволить себе открыться новому и наконец начать без предубеждения смотреть на «не своих» — это то, что нужно сделать сейчас. Вместо того чтобы ждать, пока дизайнеры вновь вспомнят и возведут в культ ту или иную вещь, стоит достать её из шкафа и начать носить прямо сейчас — просто потому, что хочется. Снобизм вообще плохая штука, и никто не должен оправдываться за свою любовь к кроксам или уггам.
Фотографии: Christopher Kane/Facebook, Ugg, Area, Thaddeus O'Neil