Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеУниформа или уникальность:
Какой будет одежда будущего

Сбудутся ли предсказания фантастов?

Униформа или уникальность: 
Какой будет одежда будущего — Мнение на Wonderzine

Текст: Дарья Косарева

Москва, февраль 2016 года. За окном милосердная нулевая температура, изморось и небо, наглухо затянутое облаками. Собираясь на улицу, я набрасываю пальто поверх рубашки, раздумывая, не прихватить ли с собой свитер на вечер. Пара минут уходит на то, чтобы зашнуровать ботинки. Не забыть бы зонтик. Чёрт возьми, на дворе XXI век, где же моя куртка, способная отрегулировать уровень серотонина в крови и в нужный момент развернуть водоотталкивающее поле, самозашнуровывающаяся обувь, ну или на худой конец элегантный серебристый костюм в духе Пако Рабана, в котором не жарко летом и тепло зимой? Где вот это всё, что пророчили нам футурологи, Айзек Азимов и Люк Бессон на пару с Робертом Земекисом? Почему прогресс привнёс огромные изменения во все области жизни, а в наших шкафах по большому счёту висит всё та же одежда, что и десятки лет назад?

 

На первый взгляд кажется, что я зря возмущаюсь. Процессы производства и потребления одежды действительно развиваются согласно самым смелым прогнозам. Вот как, к примеру, в 1959 году редакторы Chicago Tribune представляли себе модные привычки людей следующего тысячелетия, и скажите, что из этого неправда. Тут всё и о fast fashion, которой под завязку будут набиты наши шкафы, угадали, и об одежде из переработанных материалов.

Умная спортивная экипировка, джинсы, обладающие увлажняющими свойствами, спрей, способный сделать ваши ботинки неуязвимыми для грязи и влаги, — все эти чудеса науки, обыденно и незаметно вписавшиеся в наш повседневный быт, ещё пару десятилетий назад существовали разве что на страницах научно-фантастических романов. Впрочем, большинство этих полезных изобретений относятся к сегменту одежды узкоспециального назначения и к моде — неважно, народной или элитарной — имеют мало отношения.

Никто не ходит в платьях Chalayan ни в офис, ни на вечеринку, ни на собственный концертный бенефис: да, костюмы Леди Гаги и Бейонсе выглядят космически, но искусственным интеллектом не обладают. Для налаживания массового производства рубашки, которая сама себя вырастит из компоста и по желанию владельца будет способна сварить чашечку кофе, необходим огромный технологический прорыв, которого человечество ещё не достигло. К тому же для того, чтобы такая рубашка стала общепринятым, условно «модным» предметом одежды, а не субкультурной диковинкой или забавой богачей, должен сложиться пазл из определённых социокультурных, экономических и даже климатических факторов. Пока будущее одежды — на ближайшие двадцать-тридцать лет точно — по большей части лежит в области дизайна. И, как ни странно, оно уже наступило. Ну, или наступает.

Возьмём самую устойчивую и динамично развивающуюся модную тенденцию последнего десятилетия — athleisure, то есть взаимное прорастание спортивного и повседневного гардероба. Приплюсуем с десяток стихийных мини-субкультур от си-панка до health-готов, которые подиум благополучно переварил и выплюнул в массовый ретейл, вспомним о гиперсайзе, размывании гендерных маркеров и безумии модных недель, когда редакторы самовыражаются похлеще персонажа Элизабет Бэнкс в трилогии «Голодных игр».

Не забудем о мире звёзд: Канье Уэст в Givenchy и чудаковых одеждах собственного производства, девушки семейства Кардашьян с нечеловеческим мейкапом и в бежевых лосинах, обтягивающих гипертрофированные формы, Рианна с зелёными губами и в огромном бомбере Vetements, Рита ОраГвен СтефаниЛеди ГагаA$AP Rocky и далее по списку. Примерно так, с некоторыми преувеличениями, и выглядит фэшн-культура в фильмах о будущем, будь то «Пятый элемент» (зря что ли Рианна стала героиней нового проекта Люка Бессона), «Звёздные войны» (привет, Yeezy) или последний «Безумный Макс».

 

 

Другое дело, что так одеваться хотят и могут себе позволить далеко не все. Очень молодые — да. Очень богатые или, напротив, очень бедные — безусловно. Очень знаменитые. Японцы. Ну и наконец те, у кого просто слишком много свободного времени. Как же выглядят/будут выглядеть все остальные?

Голландский фотограф-концептуалист Ханс Айкельбум на протяжении почти двадцати лет (с 1993 по 2013 год) фотографировал людей на улицах самых разных городов мира. И складывал матрицы из фотографий похоже одетых людей. Итогом его работы стал проект «People of the Twenty-First Century» — кропотливо систематизированная и немного пугающая хроника человеческих предпочтений в одежде. А вернее, их идентичности. 

 

 

То, что большинство из нас одевается по шаблонам, не новость. Подсознательное, а скорее, инстинктивное стремление выбирать проверенное и опробованное, в том числе и в области гардероба, вылилось в целое направление — нормкор. Навязший на зубах термин, впрочем, неправильно истолкованный многими модными изданиями и собственно модниками, на самом деле довольно чётко обозначил тенденцию — вовсе не демонстративную и не искусственно созданную — к унификации, стандартизации и упрощению внешнего ради внутреннего комфорта, гармонии и развития.

Если вы общаетесь
с помощью дисплеев и наушников, зачем думать о том, как выглядеть

 

Именно такое будущее предстаёт перед нами в фильме Спайка Джонза «Она». Никаких серебристых комбинезонов или антиутопических хламид в мире «Она» нет и в помине. В кадре самые обычные, «кэжуальные» брюки, кардиганы, рубашки и свитеры. Да, талия чуть выше привычного, да, кажется, джинсы совсем вышли из обихода, но в целом все выглядят так, будто одеваются в Uniqlo и работают в Кремниевой долине. Кажется, в обществе будущего совершенно перестанут заботиться о моде. Что вполне логично: если по большому счёту вы живёте в воображаемой реальности, общаетесь с помощью дисплеев и наушников, зачем думать о том, как выглядеть? Самый важный элемент одежды — карманы, ведь они хранят самое дорогое, как раз те самые дисплеи и наушники, без которых жизнь не жизнь. Ещё в будущем, кажется, никто не занимается сексом (что на фоне последних новостей из Японии вовсе не удивляет), а потому от женщин не требуется выглядеть подчёркнуто сексуально: как следствие, никто не пользуется косметикой и не носит украшений. 

 

 

Существует множество грозных как кинематографических, так и литературных пророчеств, обещающих, что человечество непременно станет одеваться в униформу: от антиутопии Оруэлла «1984» до фильма «Эквилибриум» с Кристианом Бэйлом. При худшем развитии событий всеобщий нормкор может стать принудительным. Довольно убедительной кажется и реальность трилогии «Голодные игры». В Панеме функции одежды именно как социального маркера усилены в разы: жителя Капитолия легко опознать по вычурным, неудобным нарядам и безумному макияжу, а обитателей дистриктов — по скромным, судя по всему винтажным одеяниям, заношенным до дыр. Что называется, бедненько, но чистенько.

Но не всё так очевидно и однобоко. Футурологи и социологи справедливо полагают, что реальная жизнь устроена намного сложнее, а потому однозначного мнения о том, как мы будем одеваться в будущем, нет. Судя по тому, как лихорадит модную индустрию, понятия «моды» и «трендов» действительно могут исчезнуть. Общество будет продолжать дробиться на множество самых разнообразных социальных групп и подгрупп, а одежда будет помогать всё безошибочнее опознавать своих среди чужих.

Удивительно, но в будущем, скорее всего, смогут полноценно сосуществовать сразу несколько прямо противоположных тенденций. Например, подчёркнуто сексуальный образ у женщин в духе Кайли Дженнер, возможно, эволюционирует во что-то совершенно невообразимое, но при этом по-прежнему вполне мирно уживётся с пуристским направлением, которому будут следовать поклонницы нынешних Lemaire и The Row. Моду заменят стилистические нормы и коды. Вряд ли сама Коко Шанель, изрекая сакраментальное «мода проходит, а стиль остаётся», могла предполагать, насколько прозорливыми могут оказаться её слова. Будем надеяться, что так и случится и окончательная поголовная стандартизация в будущем нам не грозит.

фотографии: Self Portrait, Area, Yeezy

 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться