МнениеПовод задуматься:
Что будет, если мы потеряем Topshop
Разбираемся, как падение рубля может сказаться на масс-маркете и непосредственно на покупателях
Уже больше недели в России не работает сайт британской демократичной марки Topshop. В остальных странах, не считая Великобритании, где во время «черной пятницы» случились технические неполадки, сайт исправно функционирует. Мы обеспокоены тем, что происходит и какое будущее в условиях кризиса ждет ретейл в России — и в частности Topshop. Рассказываем, почему очень не хочется заранее прогнозировать уход некоторых марок с рынка, но, похоже, придется.
Олеся Ива
Представителем Topshop в России и на Украине является гигант BNS Group. Они одни из лидеров на рынке фэшн-ретейла в России. Компания основана в 2008 году для розничной и оптовой торговли одеждой, обувью и аксессуарами. Доля доходов BNS Group от этого вида деятельности составляет 100 %. BNS Group также предоставляет франчайзинговые права на развитие розничных магазинов Calvin Klein Jeans, Calvin Klein Underwear, MEXX, Jennyfer, Michael Kors в России, Казахстане и на Украине.
Алина Локтева
менеджер отдела связей с общественностью
BNS Group
«Прежде всего, хотелось бы развеять панические настроения и сомнительные слухи о проблемах в работе сайта Topshop. Они никак не связаны ни с санкциями, ни с политико-экономической ситуацией в мире. Это обычные технические неполадки, которые будут устранены в ближайшее время. Мы работаем над решением проблемы с доступом, и в скором времени сайт продолжит свою работу в обычном режиме. Пока предлагаем всем скучающим по сайту посетить офлайн-магазины Topshop, где уже представлены подарки и наряды к Новому году».
Несмотря на воодушевляющий официальный комментарий представителя Topshop, пессимистический прогноз о возможном уходе марки с российского рынка исключать нельзя. Падение цен на нефть и рубля, нестабильность на валютных рынках очевидным образом оказывают влияние на прибыльность компаний, связанных с зарубежными закупками. Им приходится сокращать риски. Задумайтесь: британский фунт на сегодняшний день стоит 84 российских рубля и имеет все шансы вырасти еще больше. Ретейл этого сегмента попросту попадает под угрозу нерентабельности.
Представители зарубежных компаний в России берут на себя все вопросы, связанные с закупкой, растаможкой, торговыми площадями, наймом персонала, содержанием бэк-офиса, пиаром и рекламой. Если прибыль компании падает из-за курса, возникает вопрос: зачем тащить на себе кита? Не стоит забывать и про новый закон, который коснется ретейлеров. Согласно ему в городах федерального значения вводятся дополнительные ежеквартальные сборы, которые рассчитываются исходя из площади занимаемого торгового зала.
Topshop — компания с довольно скромной дистрибуцией в России в отличие от тех же Zara или H&M. Словно англичане и не стремились к нам. Можно сравнить их показатели c развивающимися конкурентами. Шведы H&M 11 декабря откроют 70-й по счету магазин в России, в прошлом году они открыли 15 торговых точек, а в этом — еще 17. У испанцев Zara и Bershka по 82 и 81 магазину в России. В 2014 году у Zara появилось 8 новых точек, у Bershka — 12. Британцы Topshop не открывали новые магазины ни в этом году, ни в прошлом и не планируют открывать в будущем. Topshop шутят, что стабильность — их девиз. Нам очень хочется думать так же.
Всего в России и Украине с 2006 года появилось 19 магазинов Topshop. «Подушка безопасности» бренда находится в Москве, где у Topshop 8 точек продаж. Однако этого количества может оказаться недостаточно, чтобы удержать бизнес на плаву в период кризиса. Четкой политики развития Topshop в России мы не видели. Так, у Topshop до сих пор нет локального интернет-магазина, в отличие от вышеупомянутых конкурентов. Учитывая обвал рубля, странно строить предположение о его запуске в ближайшее время. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), россияне предпочитают делать покупки наличными и в российских интернет-магазинах.
Сегодня многие компании от Apple, Mercedes-Benz, Volkswagen до IKEA и McDonald’s пересматривают свои цены. Некоторые из них не исключают, что подорожание может составить до 15 %, если падение рубля не прекратится. Возможно, сайт Topshop закрыли по причине переоценки вещей и вновь откроют для нас, утрамбовав курс и стоимость. Бойкотирует ли марка таким образом политику России? Профессионалы скажут хором: «А зачем, ведь это же и есть открытая позиция Великобритании и Запада?»
Денис Ерхов
Создатель Items, бизнес-консультант
«BNS Group — компания-тяжеловес. Она не позволит покинуть рынок Topshop. Хотя ничего исключать нельзя. Другое дело, что Topshop могут сами отказаться от компании-представителя и зайти на рынок самостоятельно с чистого листа. Сейчас возможно всё. Российская компания вряд ли будет терпеть уменьшение размера маржи на фоне спятившего курса фунта. У ретейлеров масс-маркета наценка ниже, чем у производителя. Соответственно, и прибыль ниже. В кризис цены растут, продажи падают, бизнес умирает. Многие российские компании имеют льготные условия — поставки с отсрочкой. Например, компания-производитель поставляет магазину товар в июне, а продавец должен заплатить в конце декабря. Цены закладываются в бюджет закупщика в июне, а рассчитывается он в декабре по декабрьскому же курсу. Поэтому, получив поставку в июне на 600 тысяч рублей, в декабре ты платишь миллион. Убыток на курсе — 400 000. Выгодно? Нет!»
К слову, в ноябре британская марка женской одежды New Look прекратила деятельность на территории России и Украины. Очевидно, что из России уходят марки c розничной сетью в среднем до 20 магазинов. Уход и самостоятельное возвращение Topshop исключать нельзя. Именно так недавно поступили River Island. Британская компания закрыла магазины в России и на Украине. Ретейлер Maratex в октябре этого года выставил на продажу 12 торговых точек River Island (немногим меньше, чем у Topshop), расположенные Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Год назад выручить за них можно было 18 миллионов евро, но сейчас их стоимость упала втрое (!). Однако британцы River Island собираются зайти на рынок самостоятельно, без Maratex и посредников.
Если Topshop закроют (надеемся, что нет), наш выбор станет скуднее и скучнее. Это единственный масс-маркет-бренд, который сотрудничает с прогрессивными британскими дизайнерами и поддерживает молодых на платформах Fashion East, NEWGEN, MAN. Благодаря Topshop в наши гардеробы попадают бюджетные версии дизайнерских вещей — от Ashish до Marques’Almeida. Впрочем, громких запусков этих коллабораций в России не случалось, по сравнению с рекламными бюджетами и ажиотажем вокруг коллабораций H&M. При этом лимитированные коллекции Topshop заслуживают большего внимания, но в России находят мало понимания среди покупателей. Еще причины, за что мы любим британцев? Пожалуйста!
За время существования на российском рынке Topshop переодели полстраны. Когда европейский масс-маркет только-только появлялся в наших магазинах в середине 2000-х, Topshop отличались своим отчетливо британским стилем и коллекциями с Кейт Мосс. Вспомните первые закупки Zara и H&M — они навевали тоску. Кто в России, кроме Topshop, в масс-маркете может похвастаться услугами стилистов, а в частности — VIP-стилистов (эту услугу бренд представил недавно)? В Topshop всегда можно купить красивую и качественную обувь по умеренным ценам: от доступных слипонов до крепких ботинок на шнуровке и устойчивых каблуках.
В Topshop мы идем за мом-джинсами, косухами, смешными шубами, пальто и аксессуарами — от чокеров в стиле 90-х до веселых носков. Topshop радуют студентов и стилистов скидками. В мужской линии Topman мы закупаемся базовыми рубашками, водолазками и футболками. Только в Topshop можно найти вещи на разные фигуры: у марки есть линии для высоких (Tall), худеньких (Petit) и беременных (Maternity). Topshop единственные из масс-маркета, кто участвует в официальном расписании Лондонской недели моды с 2005 года, а в магазинах марки можно найти подиумную линию Unique — ее создают под эгидой креативного директора Кейт Фелан — и линию Boutique, в которой представлены лимитированные вещи из качественных материалов. В конце концов, в магазинах Topshop всегда играет классная музыка. Как бы то ни было, в чём была настоящая причина обвала сайта марки, мы узнаем ближе к концу года. По крайней мере, так обещает пресс-служба в России. Держим пальцы и надеемся, что британцы останутся с нами надолго.
Виктор Мартынов
СОО ITK Brotherhood
«В целом сейчас не очень хорошая ситуация для сегмента рынка в масс-маркете. Все-таки сейчас всё идет к упрощению и развитию в сторону цивилизованного шопинга. Абсолютно для всех гораздо лучше, если адекватный по цене, качеству и актуальности продукт доступен всем, в том числе и онлайн. Для индустрии всегда лучше иметь больше предложения. Те, кто избежит паники и продолжит конструктивно трудиться, останутся на рынке. В России в этом сегменте ожидается естественное повышение цен на весь импортный товар. Естественно, кто-то примет более радикальное решение. Покупатель будет немного более осторожен, но со временем всё вернется на свои места».