МнениеКак социальные сети влияют на моду
Кастинг в Instagram, селфи в рекламе и другие примеры того, как мода не может существовать без онлайн-пространства
Олеся Ива
Во время показов осенне-зимнего сезона Недели моды от-кутюр Сюзи Менкес раскрыла на сайте Vogue одну из главных загадок модной индустрии — имя дизайнера, стоящего за главным анонимным брендом последних 25 лет Maison Martin Margiela. Имя Мэттью Блейзи разлетелось по миру за секунду, а ведь последние пять лет, после ухода Маржелы из дома, никто не так и не смог выведать, кто отвечает за дизайн марки. Случай с Менкес и Мэттью Блейзи — поворотный культурологический момент. Очевидно, что хранить тайны сегодня невозможно, равно как и искусственно формировать имидж чего бы то ни было, — интернет быстро расставит все по своим местам.
В день, когда мы получили доступ к безлимитному интернету, а потом к смартфонам, мир перевернулся — и мир моды в том числе. Революцию в индустрии можно сравнить с такими переломными моментами, как, например, появление готовой одежды (благодаря Эльзе Скиапарелли и Иву Сен-Лорану) или брюк и мини-юбок в женском гардеробе (за это стоит сказать спасибо Коко Шанель и Мэри Куант). Да, интернет и социальные сети сегодня влияют и определяют моду. К тому же благодаря им появляется очередная «новая искренность», которую сегодня маркетологи продают с таким же успехом, как анонимность 20–30 лет назад. Жизнь напоказ в ключе реалити-шоу 2000-х сегодня, только уже не в телевизоре, а в вашем айфоне — идеально работающий маркетинговый инструмент. Одна мысль, что Стелла Маккартни так же, как и мы, по утрам делает селфи, сближает нас с брендом больше, чем дорогостоящая рекламная кампания.
Вспомните, как Кара Делевинь снимала себя на айфон во время показа Giles и искала моделей для своей капсульной коллекцию для DKNY в Instagram, а Никола Формикетти год назад провел кастинг для кампании Diesel в Tumblr по хэштегу #DieselReboot. Теперь Дарья Вербова делает серию селфи для Equipment, а Calvin Klein снимают рекламный ролик с перспективы камеры мобильного телефона, который выглядит как бесконечный ряд селфи или анимированная лента Instagram (кампания, к слову, распространяется через Snapchat и Tumblr). Marc by Marc Jacobs нашли лица для новой кампании в инстаграме и твиттере по хэштегу #CastMeMarc, что, безусловно, не могло не заставить поволноваться профессиональных моделей. Добавьте к этому тот факт, что вести отчет с недель мод сегодня может любой человек: по фотографиям и видео из Instagram, не вылезая при этом из дома. И в качестве последней капли The New York Times публикуют статью «Fashion in the Age of Instagram», где Александр Вэнг признается: еще на этапе создания коллекции он прикидывает, как вещи будут смотреться не только в магазинах и шоу-румах, но и на снимках в Instagram с показа.
Мода меняется с такой скоростью, что только онлайн-издания и социальные сети могут релевантно ее освещать
Благодаря интернету каждый потенциальный клиент марки получил свой голос и шанс на 15 минут славы, а взаимоотношение с модой стало похоже на диалог. Впрочем, по-другому быть и не могло: моду и социальные сети роднит идея самопрезентации, формирования имиджа, а во-вторых, индустрия моды меняется с такой скоростью, что, очевидно, только онлайн-издания и социальные сети могут релевантно ее освещать. Это в очередной раз доказывает недееспособность глянцевых журналов, которые с каждым годом изживают себя. Оно и понятно — как можно освещать тренды, когда ты сдаешь номер за три месяца до его появления на прилавках, а в индустрии моды все меняется ежесекундно? Тут нужно быть или частью элиты индустрии, как Анна Винтур и Франка Соццани, которые сами определяют важнейшие изменения, или быть гениальным визионером и критиком. Даже Сюзи Менкес перешла из печати в веб.
Мода — визуальный продукт и неудивительно, что органичнее всего она вписалась именно в социальные сети, работающие с изображениями и короткими сообщениями. Количество подписчиков при этом что у люксовых марок, что у демократичных — одинаковое, выделяется разве что H&M с почти тремя миллионами фолловеров. Так, у тех же английских марок Burberry и ASOS — около двух миллионов подписчиков, а у Zara (USA) и Alexander Wang — около 300 тысяч, у Prada и Dior — около 1 миллиона, у Urban Outfitters — 1 миллион 600 тысяч (ровно столько же у Chanel). Однако инструмент социальных сетей разные ценовые сегменты используют по-разному. Люкс — в первую очередь для того, чтобы поддерживать имидж (а заодно — сохранить количество клиентов), масс-маркет — чтобы увеличивать количество клиентов, и в результате, продажи. Поэтому в инстаграмах дорогих брендов в основном можно найти снимки с бэкстейджей и знаменитостей в нарядах, а у масс-маркета — вещи в раскладку и стритстайл. Но точка пересечения есть. Вслед за масс-маркетом люкс становится разнообразнее. Личности формируют повестку дня, и это заставляет моду становиться индивидуальной, а дизайнеров — думать о том, как, сохранив ДНК бренда, угодить всем: и тем, кому нужен комфорт, и тем, кому — секс, и тем, кому — чудачество, и тем, кому — заурядность.