МнениеЧто это было:
Роскошь и китч в новой
коллекции Терехова
Александр Терехов показал новую коллекцию, которая напоминает российский выпускной
олеся ива
Это было странно. На прошлой неделе Александр Терехов показал новую коллекцию осень-зима — 2014, которая состояла главным образом из платьев, напоминающих наряды для выпускного. Это были шелковые платья с люрексом, платья с запахом и глубоким V-образным декольте, платья с шелковым бантом на талии, составленные из цветовых блоков (розового, голубого, желтого, кофейного) с леопардом, платья, расшитые бисером, макси-платья с лифом и юбкой-солнцем, вещи из жаккарда. Вся коллекция была построена вокруг авторского принта — бегущего леопарда, который явно отсылает к символу ювелирного дома Cartier. Были и удачные моменты: банты и горжетки на шее, цветной мех, красивейшее черное оверсайз-пальто с гепардом, но все это смотрелось скорее как исключение, а не ключевая линия. Вдобавок к этому модели пили шампанское и кидались деньгами в финале показа — все по дольче вите. К тому же прически и макияж казались очень знакомыми: ну конечно, именно такие smoky-eyes, стрелки, бронзовые румяна (тон лица отличался от тона шеи) и укладку локонами мы, кажется, все время видим на премьерах в кинотеатре «Октябрь». Была это ирония или все это всерьез?
Если говорить прямо, Терехов показал пошлую, китчевую коллекцию в духе ранних Versace, Roberto Cavalli и Moschino из 90-х. Видно, что он заботится о своих клиентах и очень хорошо знает, что они на самом деле любят. Он продуманно выбирает красиво облегающие и по необходимости блестящие ткани. Точно отмеряет длину. Однако раньше он всегда умудрялся балансировать — среди вещей в мужском стиле или минималистичных могли проскочить несколько шелковых платьев лаконичного кроя с декольте. Но чисто формально. На этот раз ощущение, что Александр просто взял и объединил все индивидуальные заказы клиентов его ателье в единый показ. При этом дизайнер открыто признается, что иронизировал. Возникает вопрос: над кем и над чем?
Александр Терехов
Я хотел сделать веселую, ироничную, немного фейковую коллекцию. В моих прошлых коллекциях тоже были стразы и пайетки, но в этой коллекции я специально использовал их слишком много. Раньше мне не нравился леопард, но после работы над этой коллекцией я его полюбил, потому что этот принт может выглядеть элегантно и не пошло.
Сейчас в общемировом контексте происходит возвращение эпохи китча, пошлости конца 90-х и начала 2000-х. В моде снова максимализм, а последняя неделя моды в Нью-Йорке, кажется, назло всем показала необъяснимое засилье ugly дизайна. Зато вот что мы видим: благодаря грамотной работе с китчем и сотрудничеству с певицей M.I.A. Versace вернули крутость и энергию своей линии Versus, про которую все успешно забыли в какой-то момент. Мы снова загорелись интересом к китчу Moschino, который теперь эксплуатирует Джереми Скотт. Никола Формикетти вовремя вернул дикий лоск марке Diesel — посмотрите последнюю коллекцию: заклепки, золото, гигантские металлические пряжки, леопардовый принт. Вдохновение Никола, кажется, черпал в клипе Army of Lovers «Crucified». Там ли черпал его и Александр Терехов?
Китч конца 90-х и 2000-х в Европе и у нас не одно и то же самое. У них давно сформировался эстетический иммунитет. Мы недавно писали о том, почему Европа и Америка могут со спокойной совестью иронизировать над собой образца пятнадцатилетней давности. Британские дизайнеры, кажется, без глиттера и пайеток вообще не могут существовать (вспомните последний показ Ashish). Если обратиться к архивным фото европейских 2000-х, мы увидим, откуда растут ноги — посмотрите подборку фотографий из английских клубов, где все носят Moschino, Versace, Iceberg, и у них все выглядит чуть иначе, чем у нас с таким же набором марок. У героев этих снимков, определенно, есть свой стиль, который сегодня и заимствуют марки.
Что могут российские дизайнеры позаимствовать у российского трэша? В России китч — сам по себе, всегда на первом плане, он хаотичен и беспощаден. Фрагменты русских 2000-х «со стразиками» прочно сидят в сознании русских женщин до сих пор. Как бы старательно ни пропагандировали в последнее время модные журналы и сайты минимализм и эстетику Фиби Файло и Жиль Зандер, все, кажется, зря. У нас они полностью так и не прижились — золото, гепард и роскошь, дождавшиеся своего эпохального всемирного возвращения, у нас никуда и не уходили. Поэтому очень хочется видеть их ироничный извод — сознательный и продуманный.
И вот вроде бы именно такое решение Терехов и предлагает, транслируя русским женщинам их собственный дух. Это или величайший прорыв дизайнера (с философской точки зрения), или величайший провал (с точки зрения дизайна). Не доведет ли это нас до мысли, что у Юдашкина тоже все в порядке с чувством юмора, ведь он удачно эксплуатирует «классические женственные силуэты»? А эти бесчисленные дизайнеры с московских недель мод — они тоже шутят? Все-таки в России заигрывать с китчем опасно, но, безусловно, весело и, кажется, нужно. Теперь остается ждать, когда героини Tatler на полном серьезе нарядятся в леопардовое платье с бантом. И ведь нарядятся. Только нормкор, только хардкор.