МнениеПочему стрит-стайл
изжил себя и что
нас ждет дальше
Как съемки людей на улице превратились в инструмент продакт-плейсмента
Что волнует индустрию моды больше: рабский труд бангладешцев или несовершеннолетние модели в откровенных съемках? Конечно, стрит-стайл. О будущем уличной фотографии сейчас не высказался только ленивый. Все, от давней статьи The Circus of Fashion Сьюзи Менкес до недавнего интервью блогера Гаранс Доре, говорит об упадке, а то и приближающемся закате стрит-стайла. Wonderzine разбирается в том, где и когда появился этот феномен, как он коммерциализировался и что будет с уличной модой в будущем.
лиза кологреева
Отцом стрит-стайла называют Билла Каннингема, который случайно фотографирует Грету Гарбо на улице в Нью-Йорке в 1978 году. Тот снимок печатает The New York Times: это первый раз, когда в газете появились непостановочные снимки знаменитостей. Каннингем начинает снимать прохожих — знаменитых и нет — для NYT и делает это сейчас — в 80 лет. В начале 80-х арт-директор британского Vogue Терри Джонс создает i-D — журнал, на страницах которого публикуются фотографии простых лондонцев с улиц, например клубных тусовщиков. В 1990-х на сцену выходит пионер азиатского стрит-стайла Шоичи Аоки: он запускает журнал FRUiTS, который документирует жизнь молодых людей из района Харадзюку в Токио. Что происходит дальше, вы наверняка знаете. Наступает 2005 год, и Скотт Шуман закрывает свой шоу-рум, чтобы проводить время с дочерью. Он решает снимать людей на улицах Нью-Йорка — идея сродни включению клетки в коллекцию, посвященную шотландским традициям. Все меняет то, что Шуман выкладывает свои фотографии в блог The Sartorialist на волне освоения интернета модой и моментально зарабатывает симпатии людей со всего мира. Тогда же стрит-стайлом начинает заниматься главный конкурент Скотта Шумана — Томми Тон, автор Jak & Jil. Уличные фотографы запечатлевают обыкновенных людей, глядя на которых каждый понимает, что выглядеть круто — легко: достаточно надеть какую-нибудь странную шляпу или сочетать платье из Topshop с серьгами Marni. «Стрит-стайл вдруг стал влиять на людей. Они начали искать вдохновение не в журналах или на подиуме, а в снимках с улицы. Это было демократично и свежо», — писал о подъеме уличной фотографии редактор американского GQ Уилл Уэлш.
!
Говорят,
что индивидуальность в уличной моде убила глобализация: молодые люди по всему миру,
от Вашингтона и Рио-де-Жанейро до Сиднея, начали одеваться в одну и ту же одежду.
Идеи им подсказали, конечно,
стрит-стайл-блоги
Oт $2 000 до $10 000
получают героини стрит-стайла за выход
в одежде конкретной марки по информации
The New York Times.
Среднестатистическим гонораром считается тысяча долларов и оплата расходов на перелет и проживание на Неделе моды
К 2010 году уличных фотографов становится ну очень много, причем они стремятся фотографировать на Неделях моды, а не в будни на улицах. Лучше всего засилие стрит-стайла иллюстрирует цитата Фила О, создателя Street Peeper: «Я на показах в Нью-Йорке. Со мной Томми, Билл, Скотт, Гаранс, Нам, Жеральдин, Ханнели, Эдди, Ванесса, Кэндис, Джейсон, Герре, Рей, Таму, Иван, его канадский друг, Кристин, Вики, ирландец, давший мне сигарету, кореец, которого ограбили в Милане, Адам, Ку, Ватару, еще один японец, устрашающий моделайзер, старый устрашающий моделайзер, еще более старый и устращающий моделайзер, моделайзер с очень плохими зубами, Марси, Шини, Ю, парень из японского Vogue с длинными волосами, Ли и три худеньких японки. И это те, кого я помню». Почему это происходит? Оказывается, стрит-стайл легко монетизировать. Скотта Шумана и Томми Тона приглашают снимать для GQ.com и Style.com, первый делает проект Art of Trench для Burberry, второй — снимает рекламные кампании Lane Crawford и Symphony. Благодаря им кампанию, для которой уличный блогер снимает it-girl, можно считать отдельным жанром фотографии. Причем рекламировать могут вещи, не имеющие отношения к моде: скажем, мороженое. С другой стороны, стрит-стайл — главный источник трафика для онлайна. Сайты работают с чуть менее именитыми фотографами, чего для последних вполне достаточно, чтобы сделать имя. Например, Таму Макферсон из All the Pretty Birds снимала для Grazia.it и стала его редактором. В том же 2010-м стрит-стайл-фотографы наряду с авторами персональных блогов — Кьярой Фераньи и Руми Нили — становятся частью фэшн-тусовки: их сажают в первые ряды показов (одними из первых это делают Dolce & Gabbana) и зовут на вечеринки.
Но чуть позже становится понятно, что главное в стрит-стайл-блогах — не их авторы и не художественная ценность их снимков: стрит-стайлом занимаются скорее любители моды, а не профессиональные фотографы. За несколько сезонов уличная мода порождает целый пул знаменитостей — street style stars. Девушек узнают только по имени, как супермоделей 90-х: это редакторы журналов Анна, Джованна и Шала, консультанты Ада, Мишель и Натали, Russian Fashion Pack — Аня, Вика, Лена, Мирослава, Ульяна. Да что перечислять — сайт StyleCaster составил гид по 50-ти ключевым героиням стрит-стайла. Сьюзи Менкес в нашумевшей статье The Circus of Fashion так характеризует девушек из блогов: «Они знамениты тем, что они знамениты». Вокруг героинь уличной моды создаются комьюнити поклонников: подписчиков в Instagram и Twitter у них больше, чем у некоторых голливудских актеров (марка Nanette Lepore говорит, что толку от социальных сетей it-girls больше, чем от печатки). Согласитесь: марки не могли упустить возможность использовать столь мощный ресурс влияния на людей — и уличная мода стала инструментом продакт-плейсмента. Многие ли могут позволить себе одеться с ног до головы в Gucci или Louis Vuitton и менять подобные наряды пять раз в день? Сложно ли гигантам Givenchy и Kenzo подарить кричащую толстовку? Почему в уличных блогах так много вещей, которые предназначены только для подиума и редко поступают в обычные магазины? Вот одна из реальных цифр: агентство Sociality работает над продакт-плейсментом 20 марок и 200 их товаров за одну Неделю мод. «Если 50% вещей в луке подарено девушке, значит ли это, что ее стиль — наполовину не ее?» — резюмирует Refinery29.com. Это не единственный способ заработать с помощью звезд уличной моды. Вспомните совместные линии Анны Делло Руссо и H&M и Кэролайн Иссы и L.K. Bennett.
Что мы имеем в 2013 году? О скором закате или смерти уличной фотографии говорить не приходится: этот феномен живее всех живых. «Десятки стервятников поджидают гостей показа и просто охотятся на их тщеславие», — описывает нынешнюю ситуацию Алан О'Нил из Elle. Но думающие люди потеряли доверие к стрит-стайлу, причем не только к снимкам девушек, но и парней. Так, сначала редактор американского GQ Уилл Уэлш, а затем глава российской версии издания Михаил Идов пишут, что в мужском стрит-стайле больше нет естественности, зато есть клише типа итальянца в безупречном костюме с безупречными деталями. Главное, что стоит помнить, — нужно разделять блоги на глобальные и локальные. Если уличные фотографы снимают на Неделях моды в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже и не утруждают себя работой в другое время года, к ним в кадр скорее всего попадут те, кто наряжался специально для блогов. Помните фотографию с главной страницы Style.com, на которой два парня в костюмах оперлись на велосипеды на Pitti Uomo? Моя коллега и гостья той выставки Рита Зубатова удивлялась самоотверженности парней: они полчаса стояли под 30-градусным солнцем в одной позе и ждали, когда Томми Тон придет к ним. Дела обстоят по-другому с локальными блогами: их стоит просматривать, если хотите посмотреть на аутентичный стиль жителей того или иного города мира. Так, красивых азиатов стоит искать на Lamodeoutre.com, израильтян — на Thestreetswalker, лос-анджелессцев — на Histyley.com, аргентинцев — на Onthecornerstreetstyle, финнов — на Hel-looks. Здесь стоит искать что-то настоящее — и созданное не под влиянием желания попасть в объектив уличного фотографа. «Лучший модный показ происходит на улицах. Так было и так будет», — говорит Билл Каннингем. Конечно, он не о Неделях моды. Что ждет стрит-стайл в будущем? Скотт Шуман видит его мрачным и возвращается к съемке людей на улицах в будни.
Так выглядят
типичные посетители
мужской Недели моды