КомнатаСкульптор и керамист Лена Тонро и её мастерская «Нежно» в Санкт-Петербурге
«Красивое должно создаваться в красоте»
РУБРИКА «КОМНАТА» посвящена месту, в котором человек проводит большую часть времени. Это может быть любое пространство: огромная кухня, на которой герой работает и отдыхает, художественная галерея, ставшая вторым домом, или просто комната в однушке, превращающаяся то в спальню, то в офис. Главное, что здесь человек способен сосредоточиться на делах и не чувствовать себя участником бесконечной гонки. В нашем новом выпуске — скульптор и керамист Лена Тонро и её мастерская керамики «Нежно» в Санкт-Петербурге.
«Нежно» существует уже пять лет. Сначала у нас было соседнее помещение, оно поменьше по размеру, и первые четыре года, пока проект был совсем малюсеньким, мы располагались там. Более того, первое время я делила это пространство с маленьким цветочным проектом.
О поиске места
Пять лет назад, пока я только начинала увлекаться керамикой, я побывала на лекции девушки, которая рассказывала про свой творческий проект. Она показала фотографии своей мастерской — очень красивого пространства с огромными окнами. Я смотрела и думала, что когда-нибудь и у меня обязательно будет что-то подобное. Проходит пара месяцев — и та самая девушка пишет в социальных сетях, что переезжает и её мастерская освобождается. Я, конечно же, не могла не воспользоваться моментом и, недолго думая, заехала в то помещение. Поэтому я не могу сказать, что поиск был долгим. Спустя несколько лет, когда у меня уже была команда и нам стало тесно, мы решили занять и соседнее помещение, отдав его под студию.
Готовые изделия «Нежно»
Стеллаж в зоне, где встречают гостей и показывают керамику
О расположении
Расположение мастерской, на мой взгляд, очень удобное — это метро «Чкаловская», мой любимый район Петроградской стороны. Пространство находится на территории бывшего завода «Печатный двор» — здесь очень красивые дореволюционные здания. Мне нравится изучать историю этого места, оно проектировалось по образу Парижской типографии, и здесь много интересных решений.
Из минусов — нас не так легко найти, просто так с улицы никто случайно не заглянет, нашим посетителям мы отправляем подробную инструкцию о расположении мастерской. Но для меня это, если честно, и плюс. Мне важно, чтобы у нас не было большого потока случайных людей. Мы рады гостям, но нам очень важно чувствовать себя расслабленно и безопасно, иметь возможность сконцентрироваться на работе. Не представляю, как это было бы возможно, если бы мы находились в публичном проходном месте.
В какой-то момент, когда встал вопрос о расширении, я стала рассматривать другие места для мастерской. Но везде было что-то не то, то исходные данные помещения не подходили, то стоимость, то район не нравился. Поэтому решили остаться здесь, но взять пространство побольше.
Внизу — винтажная кушетка из старой и редкой коллекции ИКЕА и чайный столик Алвара Аалто
Вазы для одного цветка «Нежно»
О ремонте
Когда мы впервые увидели помещение, в котором сейчас мастерская, мне стало страшно от объёма предстоящих работ. Помещение раньше занимала компания, которая занималась сваркой или чем-то подобным. Всё пространство было в машинном масле и как будто даже в саже. Страшно было до чего-либо дотронуться, даже дышать там было тяжело. Мы вывозили тонны мусора, ломали ненужные перегородки. У нас не было дизайнера интерьера, и все решения, визуальные и конструктивные, я придумывала сама. Со сложными ремонтными процессами нам помогала строительная бригада, а то, что можно было сделать своими руками, мы делали сами.
Здесь невероятные старые огромные окна и очень высокие потолки — за это я обожаю это пространство. В прошлой мастерской, которая была в соседнем помещении, у нас даже висели качели.
Рабочие моменты в мастерской
Стеллаж с материалами
О пространстве
Наше пространство разделено на четыре зоны. В первом зале — шоурум и так называемая зона для чила, здесь мы встречаем гостей и показываем нашу керамику. Ещё тут очень удобная кушетка, на которой приятно поваляться с журналом и иногда даже вздремнуть. Эта часть самая чистая и, надо сказать, презентабельная. Тут обычно проходят съёмки нашей керамики. Кстати, иногда у нас арендуют пространство для съёмок или каких-то сторонних мероприятий. Здесь же большая зелёная зона с растениями, и там же находится советский виниловый проигрыватель — радиола «Ригонда».
Во втором зале происходит вся работа. Здесь находится большой стол, за которым мы лепим и иногда проводим мастер-классы для посетителей. Тут же несколько стеллажей с материалами.
Третий зал — зоны хранения и обеденная зона, оборудование и большой советский рукомойник. И есть ещё небольшая комната — печная, в ней находятся две наши печи.
Виниловый проигрыватель — радиола «Ригонда». Внизу — большой стол, за которым работают сотрудники мастерской
Кресло Roly-Poly дизайна Фэй Тугуд
О сотрудниках
У нас нет строгого режима работы — каждый выстраивает свой график исходя из объёма задач. Кто-то любит приходить с утра и работать в тишине и одиночестве. Кто-то приходит позже и остаётся допоздна. Своим клиентам мы говорим, что обычно с 12 до 20 точно кто-то будет в мастерской, но всё равно желательно предупреждать о своём визите, так как иногда тут бывают закрытые мероприятия.
Количество сотрудников меняется в зависимости от объёма заказов и задач. У нас есть постоянные члены команды, а есть те, кто приходит на помощь, когда мы не справляемся с объёмом. Например, сейчас мы работаем над большим заказом и ещё готовимся к новогоднему ажиотажу, поэтому нас больше обычного. Мастер-классы мы тоже иногда проводим, но не так часто. Изначально мне хотелось, чтобы фокус нашей работы был больше на изготовлении керамики, а не на обучении. Мне нравится, когда мастер-классы проходят редко — тогда в этом больше ценности для наших посетителей и мы сами не устаём от обучения. Мне важно, чтобы мастера обучали с удовольствием и не выгорали от большого потока учеников.
Готовые изделия «Нежно»
Советский чугунный рукомойник, который Лена с трудом доставила из другого города
О любимых предметах
Нашу мастерскую я обустраивала, относясь к этому месту как к дому. Здесь нет случайных предметов. Я очень люблю винтажные интересные объекты и предметы мебели. Что-то для этого места я привозила из путешествий, а что-то находила на блошиных рынках. К тому же мой муж профессионально занимается винтажной мебелью, и он многое помог мне найти. Поэтому тут много достаточно ценных или необычных экземпляров. Например, известный чайный столик Алвара Аалто, винтажная кушетка из старой редкой коллекции ИКЕА да даже советский чугунный рукомойник, который я с трудом доставляла из другого города. Ну не могла я поставить обычную раковину, которая, возможно, даже была бы удобнее для работы, но точно не была бы такой красивой! Ещё у нас много редких книг и журналов по дизайну и искусству, моё любимое — это взять такой журнал и лежать на кушетке с горячим чаем.
Я убеждена, что красивое должно создаваться в красоте. Поэтому мне важно наполнять пространство интересными предметами.