КомнатаАнтиквары Владислава и Полина Марковы о галерее «Другое Дело»
«Как сказал один наш друг-галерист, время сейчас для открытия галереи самое сложное, но самое правильное»
РУБРИКА «КОМНАТА» посвящена месту, в котором человек проводит большую часть времени. Это может быть любое пространство: огромная кухня, на которой герой работает и отдыхает, художественная галерея, ставшая вторым домом, или просто комната в однушке, превращающаяся то в спальню, то в офис. Главное, что здесь человек способен сосредоточиться на делах и не чувствовать себя участником бесконечной гонки. В нашем новом выпуске — антиквары Владислава и Полина Марковы о своей галерее «Другое дело» в саду имени Баумана.
ФОТОГРАФИИ: Мария Хавторина
О районе
Мы живем в Басманном районе и любим его всем сердцем. Тут каждое здание дышит историей: тут Пушкин родился, Чайковский останавливался, тут всегда бурлила культурная жизнь. И сегодня этот район умудряется сохранять истинно старомосковское обаяние.
Мы всегда мечтали о своей галерее именно в этом старинном саду, который стал публичным пространством ещё при князе Михаиле Голицыне, в конце XVIII века. Но то, что эти мечты сбудутся, и предположить не могли.
Однажды на одной из прогулок по саду мы решили постучать в дверь с табличкой «администрация» и спросить, нет ли случайно пространства в аренду. Оказалось, что два зала усадьбы князя Голицына — каминный и танцевальный — как раз простаивают. Это был момент подлинного счастья, когда ты вдруг ощущаешь, как сбывается мечта. Естественно, мы решились открывать галерею именно здесь и больше никаких вариантов не рассматривали.
Пространство галереи обставлено и декорировано предметами из галерейной коллекции антиквариата и винтажа
Ковры в каминном зале — это винтажные сумахи, привезённые сёстрами из экспедиции по Дагестану
О ремонте
Итак, в наших руках оказалось два зала с отдельным входом, образовавшимся в результате более поздних перепланировок усадьбы (в советские и постсоветские времена чего только не располагалось в особняке — и банк, и казино, и багетные мастерские). Около ста метров исторических пространств требовали ремонта: богатая лепнина отсырела из-за протечек крыши, а краска на стенах облупилась.
Нам выделили три недели на ремонт, а в итоге он потребовал от нас 105 дней, то есть больше чем три месяца. Мы потратили на ремонт практически 1,5 миллиона рублей, из которых почти 790 тысяч собрали подписчики проекта. Кроме того, нас поддерживали и подрядчики: 60 литров белой краски нам предоставили бесплатно из уважения к проекту (бренд Finch), а дизайн штор (ткани для штор на восемь гигантских окон мы закупали на «Садоводе») нам также сделали абсолютно безвозмездно (Decor.Nebo).
В процессе ремонта мы столкнулись с вполне стандартными сложностями, которые известны всем уже на протяжении веков, но почему-то ты всегда к ним не готов. Ещё в Древнем Египте был сформулирован закон Хеопса: ничто никогда не строится в срок и в пределах сметы.
Но любые сложности нивелируются, когда ты ощущаешь колоссальную поддержку единомышленников и смотришь на результаты своих трудов: пространства усадьбы удивительно хороши, они созданы по принципам золотого сечения и по пропорциям сакральной архитектуры, которые были в ходу у нас вплоть до конца XVIII века. Вот почему здесь так хорошо психологически, а танцевальный зал, в котором у нас теперь проходят концерты и кинопоказы, обладает уникальной акустикой.
Единственное, на что у нас не хватило ни сил, ни средств, ни времени, — это отреставрировать исторические полы в каминном зале. Сейчас там лежит ламинат, под ламинатом — советский паркет, а вот уже под ним — оригинальные паркеты усадьбы Голицына, которые, судя по танцевальному залу, чудо как хороши, но требуют капитальных вложений.
Сёстры выступают за то, чтобы антикварные предметы продолжали выполнять свои функции, а не пылились в витринах и на полках. Поэтому в галерее пьют чай из старых сервизов, играют в старинные шахматы, сидят на венских стульях и антикварном диване в стиле бидермайер
Все предметы обстановки галереи продаются, поэтому происходит постоянная ротация посуды, мебели и экспозиции живописи и графики. Это позволяет пространству меняться, жить
О любви к антиквариату
Любовь к искусству — от мамы: сбегать на выставку между дел или написать сценарий для документального фильма о Старой Москве для мамы всегда было чем-то будничным, повседневным. На первую выставку мы попали ещё до того, как научились ходить, — это была экспозиция старинных кимоно в Музее искусств Востока (мы, конечно, этого не помним, но явно это оставило отпечаток в наших душах).
Ежеуикэндные вылазки в мемориальные музеи, многокилометровые загулы по Старой Москве с лицезрением портиков, брандмауэров и капителей, посещения выставок, лекций и театров, посиделки с друзьями, работающими в музеях-усадьбах русских писателей, — это наше детство. Всё это не только сформировало в нас тягу к искусству, но и прокачало «насмотренность» — насыщенный визуальный опыт, который позволяет впоследствии отличать качественное искусство от ширпотреба.
Ну и вишенкой на торте стал пятилетний опыт работы в музее в качестве кураторов выставочной и культурно-образовательно программы. Мы пропустили за эти пять лет через свои глаза и сердца такое количество подлинных шедевров, что теперь нам без этого не жить.
Параллельно работе в музее мы стали привозить из путешествий по Европе полюбившиеся нам предметы изобразительного и прикладного искусства. Через их призму мы рассказывали в социальных сетях истории об их создателях, об эпохе, в которую они были рождены. Так, для себя. Но подписчикам так нравились плоды нашей охоты по блошиным рынкам мира, что они стали просить нас находить что-то подобное и для них. Так из музейных работников и кураторов мы постепенно превратились в антикваров.
Залы усадьбы Голицыных превратились на недолгое время существования галереи в новую точку культурного бурления: здесь открылся воскресный шахматный клуб, литературный клуб, проходят концерты, кинопоказы и лекции
У каждого предмета в галерее не только своя история бытования, но и почти детективная история его обнаружения: сёстры в постоянном поиске новых предметов для коллекции галереи
Об открытии
Мы решились открывать галерею в те времена, когда галереи и культурные пространства закрывались и передислоцировались. Наверно, есть в нас обеих такая черта: делать вопреки, делать несмотря на. Мы почувствовали, что сегодня как никогда людям нужно пространство, в котором они будут чувствовать себя в безопасности, и мы можем такое пространство создать.
Делать масштабный ремонт в эпоху санкций — та ещё авантюра. Рынок стройматериалов лихорадит — он фактически выстраивается заново, и мы доставали материалы всеми правдами и неправдами, как во времена советского дефицита.
Кроме того, раньше гораздо проще было достать, например, качественный музыкальный инструмент, так необходимый культурному пространству. Сегодня, когда международные компании не могут поставлять инструменты на российский рынок, поставить в галерее хороший рояль — это фантастически сложная миссия. Как сказал один наш друг-галерист, время сейчас для открытия галереи самое сложное, но самое правильное.
Да, мы столкнулись со сложностями, но вместе с тем мы ощутили невероятную поддержку своего окружения, своих подписчиков. Мы собирали галерею как пазл, с миру по нитке: одна передислоцировавшаяся галерея отдала нам свой проектор, другая — кулер для воды, соседи по району — венские стулья для каминного зала. А на счёт галереи приходили пожертвования, которые позволили нам оборудовать кинозал с качественным звуком. У нас на табличке при входе так и написано — галерея открыта силами и средствами единомышленников.
Благодаря наличию восьми (!) окон в залах галереи большую часть светового дня здесь очень красивый свет
О пространстве и декоре
Пространство организовано очень органично ещё князем Голицыным: с лестницы парадного входа вы попадаете во входную залу, из которой открывается вид на уютный каминный зал с внушительных размеров столом. Тут мы проводим мастер-классы, чаепития, тут заседает литературный и шахматный клуб нашей галереи. А большие распашные двери ведут в бывшую танцевальную залу Голицыных, в которой сегодня располагается зал для лекций, кинопоказов и концертов на 60 посадочных мест.
Мы сами проводим в галерее довольно много времени — она стала нашим вторым домом. В команде нас всего пять человек: мы с сестрой, два антиквара-скаута, которые, как и мы, разыскивают предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства в нашу коллекцию. И управляющая галереей, которая помогает нам в организации культурно-образовательной программы галереи.
Организацией и декорированием пространства мы занимались сами — мы просто разместили в усадебных залах свою коллекцию мебели и предметов антиквариата. Насмотренность и опыт курирования выставок позволяет нам органично сочетать в одном пространстве предметы из разных культур и эпох. К тому же обстановка в галерее постоянно меняется: что-то приобретают клиенты, на место приобретённого приходит нами обретённое и найденное.
Тут вы можете увидеть и винтажные сумахи из нашей экспедиции в Дагестан, и немецкий неоготический буфет начала ХХ века, привезённый по заказу Шехтеля, и иконы XVIII–XVIII веков учеников Симона Ушакова, и кузнецовский и гарндеровский фарфор.
В ходе ремонта и реставрации было восстановлено традиционное для усадебных интерьеров XVIII–XIX веков надкаминное зеркало: больше века портал с лепниной пустовал, пока сёстры не нашли мастерскую, в которой смогли изготовить зеркало с фацетом и патинированием необходимого размера
Залы усадьбы князя Голицына гармонично вместили в себя антикварные и винтажные предметы самых разных культур и эпох