КомнатаХудожница и скульптор Надежда Лихогруд и её мастерская в Москве
«Я всегда мечтала о месте, где можно создать свой собственный мир»
РУБРИКА «КОМНАТА» посвящена месту, в котором человек проводит большую часть времени. Это может быть любое пространство: огромная кухня, на которой герой работает и отдыхает, художественная галерея, ставшая вторым домом, или просто комната в однушке, превращающаяся то в спальню, то в офис. Главное, что здесь человек способен сосредоточиться на делах и не чувствовать себя участником бесконечной гонки. В нашем новом выпуске — художница и скульптор Надежда Лихогруд.
Интервью: Даша Князева
Фотографии: Катя Старостина
О здании и значении места
Моя мастерская находится в так называемом Городке художников на Верхней Масловке. Архитектурный ансамбль, состоящий из домов-коммун для работы и быта художников, был задуман в конце 20-х годов, но был реализован лишь частично. Здание, где я работаю, стало первым Домом художников и является памятником архитектуры конструктивизма. Часть дома была спроектирована специально под мастерские, и первый этаж был предусмотрен для работы скульпторов. Помимо заветного большого окна и высокого потолка, в мастерской есть встроенный подиум для работы с натурой и лепки масштабных скульптур, погреба для глины, отдельный доступ к воде.
В мастерской я провожу большую часть своего времени, стараюсь приходить сюда каждый день. Если нет срочной работы над заказами, я леплю свои керамические серии или обдумываю новые творческие проекты. Здесь же назначаю рабочие и дружеские встречи. Когда сил и настроения работать нет, я всё равно направляюсь в мастерскую — тут мне проще перезагрузиться и настроиться на нужный лад. Это моё место силы.
Скульптура льва — один из первых заказов: «Бронзовый отливок уже давно на объекте, а у меня на память осталась гипсовая модель»
Над дверью — холст художника Тимы Илларионова. Как и Надежда, он сотрудничает с галереей «Объединение». «Со взаимной симпатией решили обменяться работами», — объясняет скульптор
Об атмосфере и соседях
О таких условиях я и не мечтала — свою первую крохотную мастерскую я снимала на бывшем оптическом заводе, потом занимала одну из комнат в доме Лансере на пятом этаже без лифта, и только теперь мне по-настоящему комфортно работать. Мне нравится особенная атмосфера этого места: длинные коридоры, заполненные скульптурами, приветливые консьержи, огромный лифт, на котором, вероятно, ездил Владимир Татлин и другие выдающиеся художники. За стенкой от меня — мастерская-музей советского скульптора Александра Матвеева. Его работы произвели на меня сильное впечатление, когда я только начала заниматься скульптурой, и теперь я очень радуюсь возможности туда периодически заглядывать и беседовать с хранителем музея. Случайным образом получилось так, что на этом же этаже работает моя подруга Лиза, художница по металлу, которая трудится в мастерской своей бабушки-скульптора. Мы случайно столкнулись в коридоре, когда я только заехала, и теперь постоянно заходим друг к другу в гости и обсуждаем волнующие нас вопросы.
«Окно — основа моей мастерской. В солнечные дни здесь невероятный свет. Днём люблю наблюдать, как люди гуляют с собаками во дворе, а вечером видно, как мелькают огоньки машин»
Стеклянные колбы найдены на разных барахолках, кораллы — на Avito, а круглое зеркальце — в магазине Fix Price. Диптих о «хрупкости детства и погружении в себя» Надежда лепила специально для выставки в МОММА. Керамические торсы слеплены в натуральную величину
О месторасположении
Мне очень полюбился район «Динамо», здесь уютно, спокойно и как-то всё под рукой. В подвале соседнего дома с мастерскими есть гончарная печь, где я обжигаю свои скульптуры, а в пешей доступности мой любимый керамический магазин, где я покупаю глазури. В магазине через дорогу с вывеской «Фейерверки» есть небольшая антикварная лавка, где я часто нахожу интересные вещицы, книги и старинные фотографии. Совсем рядом находится Петровский парк. Отсюда можно дойти до Тимирязевского леса, да и центр не так далеко. Я живу довольно близко и хожу в мастерскую пешком вместе со своей собакой Весной, а летом перемещаюсь на велосипеде.
«Я очень люблю скульптуру Древнего Египта», — говорит Надежда. Голову Нефертити скульптор увидела в берлинском музее и влюбилась. Гипсовый отливок был найден через Avito, а антикварная египетская фигурка на столе — подарок друга
«Портрет под зеркалом нарисовала моя мама, когда мне было четырнадцать лет. Она всю жизнь занимается наукой, но чтобы привлечь наше с братом внимание к творчеству, сама брала краски и заражала нас своим примером. Очень люблю этот портрет». Маску по мотивам Модильяни Надежда слепила сама, ветка-коралл была привезена с Кипра, а остальное найдено в антикварных лавках
О пространстве
В мастерской я работаю уже два года, и за это время пространство успело наполниться и обжиться. Заехав, первым делом я покрасила стены в белый цвет, нашла на Avito большую монстеру и купила красивую сухую ветку в ближайшем цветочном, куда теперь частенько захожу за цветами и растениями. Два дедушкиных стула, винтажные зеркала, старинные дагестанские медные кувшины и скульптурный станок переехали вместе со мной. В мастерской уже были длинный стол с милыми встроенными под подоконник ящичками, вмонтированные в стену книжные полки и прочные металлические стеллажи, которые сразу заполнились моими скульптурами.
Помимо работ, в мастерской нужно было вместить огромное количество предметов, материалов, инструментов. Через какое-то время я поняла, что мне начинает не хватать места для хранения, и я попросила своего соседа, который работает с деревом, смастерить мне ящики под столом, чтобы сэкономить пространство, и достроить стеллаж для моих керамических скульптур — их количество постоянно растёт. Частью интерьера уже стала глиняная модель руки-кресла, которую я лепила для московского бара Sesame. Я неравнодушна к фактуре треснувшей глины, и рука просто не поднимается разбить эту руку, но в ближайших планах всё же это сделать и освободить подиум для работы с натурой.
Весь стеллаж заставлен керамическими скульптурами: «Всё началось с серии „Детские 90-е. Дом и двор“, где мне хотелось отразить ностальгию по детству моего поколения»
«Скульптуры слегка напоминают эстетику советских статуэток и отображают разные моменты, зафиксированные в памяти или просто замеченные в быту. Мне нравится, что порой скульптуры работают как портал и могут вызвать у зрителя уникальные воспоминания и ассоциации»
О мелочах
Я всегда мечтала о месте, где можно создать свой собственный мир, где помимо работ и необходимых вещей, можно хранить всякий разный вдохновляющий тебя хлам и это будет уместно. Я постоянно привожу из поездок какие-то камушки, веточки, нахожу на барахолках старинные вещицы и радуюсь, что всё это можно разместить в мастерской. Конечно, это захламляет пространство, но в мастерской это может сойти за творческий беспорядок. Вещи находят места сами — я даже не заметила, как заполнились мой подоконник и стена над диваном.
Я очень люблю взаимодействие скульптуры с пространством и всегда замечаю присутствие скульптуры в интерьере. К сожалению, в мастерской нет возможности для этой игры объёма с воздухом — все скульптуры наставлены в кучу, но в этом тоже есть своя прелесть.
Мраморный портрет — копия античной головы «Нубийского мальчика на постаменте»: «Его я вырубила из куска мрамора во время каменной практики в институте. Мне очень понравился опыт отсекания лишнего»
Несколько месяцев назад у Надежды появилась Весна — так зовут её собаку, которую она часто берёт с собой в мастерскую