Разумные тратыФинансовые привычки соосновательницы ScienceMe Веры Масловой
О том, что стоит знать, начиная свой малый бизнес
В РУБРИКЕ «ФИНАНСОВЫЕ ПРИВЫЧКИ» мы разговариваем с героинями о том, на что они тратят, куда вкладывают и как откладывают свои деньги. В новом выпуске соосновательница и директор образовательного проекта ScienceMe Вера Маслова рассказывает, как ведёт бизнес и анализирует личные финансы.
анна третьякова
Вера Маслова
соосновательница и директор образовательного проекта SCIENCEME
Один из моих принципов — стараться не входить в долги
20 %
Жильё
я из сферы науки, родители у меня тоже учёные. До сих пор работаю в Институте философии РАН в секторе эстетики. Пять лет назад, вдохновлённая такой академической жизнью, я приняла решение участвовать в создании проекта, в котором учёные, сценаристы, режиссёры, писатели, музыканты, иногда незаметные в медиа, но при этом настоящие профессионалы, стали бы более заметны на общественных площадках. Специфика ScienceMe в том, что мы выбираем людей с другим образом мышления, выдающихся людей (иногда они сами себя такими не чувствуют, но мы-то знаем!), чтобы они делились своим опытом. Часто это эксперты-практики, которые либо создали свои проекты, либо давно занимаются уникальными и актуальными исследованиями. Причём это люди со всего мира, из России и из-за рубежа. Когда мы работаем с компаниями, я часто вижу, что люди хотят пригласить для мероприятий тех спикеров, которых они знают из медиа. А мы им показываем, что есть другие эксперты, направления и тренды, которые сейчас не менее актуальны.
Источник моих доходов — это работа в Институте и зарплата, которую я плачу сама себе в ScienceMe, но это происходит не всегда. Мы начали выходить в плюс через полтора-два года, и то непостоянно. Я знаю, что в сфере культуры много проектов, которые живут на энтузиазме, сама стараюсь их поддерживать. Но энтузиазм — это вещь, которая в какой-то момент заканчивается, и важно, чтобы до этого момента у проекта появился денежный поток. Сейчас мы всё чаще привлекаем предпринимателей, по моему убеждению, среди них не меньше, а иногда и больше увлечённых людей, энтузиастов. Это тоже люди-романтики, как и учёные.
17 %
Развлечения, кино, рестораны
В истории SCIENCEME были разные кризисы. Сейчас нам больше пяти лет, мы сделали более 260 мероприятий, а наша аудитория — примерно, тридцать тысяч человек. Но зарплата пришла не сразу. Раньше мы делили то, что оставалось от проекта, — иногда бывало, что не оставалось ничего. До пандемии мы работали офлайн. А в марте 2020-го случился карантин, и у нас был не просто «ноль», а «минус». Этот минус рос, и с командой мы договорились: «Либо расходимся, либо ищем какие-то другие выходы». Вся команда решила работать дальше. В тот момент я как никогда ощутила фразу «голодного волка ноги кормят».
Нас выручил один из первых проектов со Сбербанком. Там был тендер, который никто не хотел брать. У меня тогда было ощущение, что нечего терять. Я понимала, что техническое задание тендера в принципе неосуществимо за эти деньги. Я им позвонила и сказала: «Вы знаете, даже если вам кто-то сделает предложение, вы не соглашайтесь, потому что это невозможно». Я расписала, сколько всё стоило, и мне предложили написать своё ТЗ. Я его переписала, отправила, его опубликовали в течение дня, а мы подготовили предложение. В итоге мне позвонили и сказали: «Поздравляем, вы выиграли тендер!» Я сама от себя не ожидала, что так всё получится. Это дало веру в себя и осознание того, что можно идти в смежные сферы. Потом мы запустили онлайн-школу с искусствоведом из Рима. Раньше мы не делали онлайн-курсы, но часто про это думали и откладывали, потому что были другие проекты. В общем, первую зарплату я себе заплатила не сразу.
Периодически я выступаю как спикер, эти деньги я тоже рассматриваю как прибыль проекта, а потом из общей корзины мы всё распределяем. В январе 2021 года у нас был уникальный случай. Одна слушательница наших курсов, чудесная женщина, с которой сложились тёплые отношения, первого января прислала мне на карточку семьдесят тысяч рублей. Она сказала: «Вера, я знаю, что у вас сложный период. Я очень хочу поддержать проект и вас лично. Успехов вам». Сначала я испытала невероятную неловкость, если честно, ведь это приличная сумма. С другой стороны, я подумала, что это такой заряд поддержки — год начался с этого!
15 %
Еда, доставка еды
Мы думали про краудфандинг. У нас было несколько проектов за донейшны, но они не пошли. Мне кажется, что в России и вообще у русскоговорящей аудитории не очень развита культура пожертвований. Донейшны суммой побольше отправляли друзья и знакомые, а простые посетители — минимальные суммы. Мы закрыли это направление, потому что даже не выходили в ноль. Но я не жалею, ведь ты всё время тестируешь гипотезы, что-то пробуешь, понимаешь, что из этого имеет будущее.
Наши отношения с деньгами во многом связаны с тем, как наши родители к ним относились. Мы даже затронули эту тему в лекции ScienceMe про денежное мышление с Алёной Бочаровой. Когда я начала думать в этом направлении, то поняла, как это работало во мне на бессознательном уровне, захотелось перейти на уровень осознанный. Родители удивляются, что все трое их детей стали предпринимателями. У нашей семьи было сложное прошлое, думаю, у многих так было в 90-х. Мои родители биологи: мама — профессор в МГУ, папа — доктор наук в Институте лесоведения РАН. В советское время учёные хорошо получали, это была престижная профессия, а в 90-е ситуация изменилась, мы очень скромно жили. Но у меня было счастливое детство — мне кажется, ощущение счастья в детстве не зависит от уровня достатка.
15 %
Уход за собой
Учёные из других стран спрашивали у родителей, почему у них не было публикаций в начале 90-х, а мама объясняла, что работа полностью остановилась, представьте, в МГУ сотрудникам вместо зарплаты выдавали гречку. Я помню эти моменты. Я думаю, именно поэтому стабильность и безопасность, постоянный доход являются критериями успеха и в наше время. Иногда я переношу такие мысли в проекты и рассуждаю, какие из них могут нам стабильно давать выручку и прибыль. Но всё равно бывают месяцы с просадками. Мы совсем недавно выплатили все долги, которые у нас были.
Наверное, ещё от родителей идёт понимание того, что у тебя должна быть квартира. Сейчас мне нравится идея аренды: ты можешь быть в разных местах и городах, работая в онлайне. Но установки о стабильном доходе и недвижимости — это поколенческая история.
10 %
Отложенные средства
Сейчас я не делю ни с кем бюджет, но это вопрос на будущее. Финансовые отношения с партнёром — это, мне кажется, часто такая «слепая зона», которую люди обсуждают через пять лет и иногда из-за этого разводятся, хотя об этом можно договариваться изначально. Я не знаю, как правильно, но точно знаю, что важно всё проговаривать.
Мои основные расходы — это аренда, еда, много уходит на кафе, рестораны и такси. Это то, что я пытаюсь проанализировать. Я тоже замечаю, как и другая героиня рубрики Ольга Полищук, что чем больше ты работаешь, тем больше тратишь на то, чтобы отдохнуть, — дофаминовая формула. Ещё среди моих расходов транспорт и путешествия, а на шопинг я сильно сократила затраты. Я долго меняла это поведение, ведь когда-то наш отдых проходил в торговых центрах — это тоже поколенческая история. Сейчас я понимаю, что лучше, например, сходить на массаж, там ты отключаешь свои мысли, перезагружаешься. Траты на всё, что связано с телесным, сейчас выше, чем на покупки.
10 %
Обучение
Часто я трачу на образование, курсы, книги. Это человеческий капитал: где бы я ни была, что бы ни случилось, то, что я в себя вложила, всегда со мной. Я всегда смогу себя прокормить и, возможно, не только себя. Ещё много трачу на подарки и цветы, это то, от чего мне сложно отказаться, я люблю делать людям подарки.
Я не жалею денег на походы с друзьями в кафе, подарки и цветы, новые «experiences». А отказаться мне легко от путешествий. Потому что для меня путешествия не необходимость, а скорее удовольствие. Из-за того, что я правда занимаюсь тем, что я люблю, у меня есть окружение, которым я восхищаюсь, то мне хорошо там, где я нахожусь.
5 %
Такси, автомобиль
Я уже 7–8 лет выписываю расходы и доходы, отдельно прогнозирую доходы, анализирую, где есть что-то лишнее или откуда приходят новые доходы. Раньше я не обращала внимания на кешбэки, но последние лет пять стало привычкой думать, с какой карты что оплачивать. Так в месяц приходит от двух до пяти тысяч кешбэками именно за счёт того, что я стала обращать на это внимание. Это привычка, которую нужно наладить. У меня есть хорошая знакомая, которая занимается аудитом. Она говорит: «Вер, вот люди делают техосмотр машины каждый год, а ещё правильно делать аудит и чекап налогов раз в год». Многие не знают, что если мы тратим что-то на медицину, то можем вернуть себе налоговые отчисления.
Один из главных принципов в отношении денег для меня — это стараться не входить в долги. Важно, чтобы были накопления, так как я работаю на себя. В ScienceMe мы участвуем в конкурсах и тендерах, так называемых presale-проектах, и у нас уходит на это время. Когда у тебя малый бизнес, это ощутимо. Наши суммы, вероятно, меньше, чем у рекламных агентств, которые могут потратить триста тысяч на подготовку. Но иногда и такое случается, а ты не всегда выигрываешь. Для себя я обозначила идеальную сумму накоплений, чтобы на протяжении трёх месяцев платить зарплату и чтобы из проектов пополнять этот фонд. То же самое и в отношении личных финансов, ведь сейчас компания кредитуется фактически из моих личных средств. Я стараюсь откладывать от 10 до 30 процентов и не тратить эту сумму. Раньше эти суммы шли на погашение долгов, хотя некоторые предприниматели мне советовали не гасить полностью долги, потому что меня это могло расслабить. Ведь долги — это тоже мотиватор. Я не знаю, может, это семейная история или в этом есть гендерный момент, но, когда денег нет и все кредитки на нулях, у меня гипертревожность, с которой очень сложно справиться. И сейчас, пережив это, я не хочу туда опять попадать. Наверное, один из выходов — проверять гипотезы через инвестиции, а не использовать личные средства.
5 %
Подарки
Я пробовала приложения для учёта финансов, но мне это не зашло. Я делаю всё вручную, но на постоянной основе — это важно не забрасывать. Аналитика и прогнозирование, как бы скучно ни звучали эти слова, — это очень важно для финансов.
Финансы отражают наши сильные и слабые стороны иногда значительнее, чем мы думаем. Анализируя их хотя бы раз в месяц, проще ими управлять. Ты думаешь, где ты можешь дать личную консультацию, где сэкономить, а где больше заработать, например, на брокерских штуках. Но это ко мне пришло совсем не сразу, думаю, я даже в начале пути.
3 %
Подписки на сервисы
На данный момент я не инвестирую, но это моя задача. Я вижу проекты в сфере образования, например, Coursera вышла на IPO в прошлом году. Я могла бы больше следить за тем, что мне близко. Пока я это не делаю, отчасти из-за ситуации на работе, турбулентного времени.
Когда люди начинают проекты, они обычно делят прибыль. Но, мне кажется, начиная что-то, ты должен понимать, сколько ты реально готов потерять на этом, где граница. Теряешь ты на 90 процентов чаще, чем что-то получаешь. Важно ответить себе на вопрос: сколько времени и ресурсов ты готов вкладывать, насколько ты веришь в дело. Мне очень помогла подсказка девушки — фаундера SoulCycle. В подкасте How I built this? она советовала не увольняться лишь потому, что у тебя есть какая-то идея или проект в голове, ведь высок шанс, что этого не случится, а работу вы потеряете. Лучше дотянуть до момента, когда уже необходимо увольняться. Я с ней согласна. Если есть дополнительная работа, не стоит отказываться от неё. Я думаю, тут никто не знает, как правильно, нет какого-то шаблона, но важно прогнозировать расходы. И зачастую соотношение увеличения расходов (когда, например, у нас увеличилась команда) и увеличения прибыли не совпадают. Важно понимать, что есть этот риск. Где-то, наоборот, люди всё делают сами, у них классные цифры, они могли бы привлечь больше людей, и это, возможно, было бы новой точкой роста. Лидерство — это, с одной стороны, система, а с другой стороны, и искусство тоже.
фотографии: обложка - Оля Михальчук, фото 1 - Нино Мирзашвили