Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Разумные тратыФинансовые привычки предпринимательницы Саши Крымовой

Финансовые привычки предпринимательницы Саши Крымовой — Разумные траты на Wonderzine

Об инвестициях и потере больших сумм

В РУБРИКЕ «ФИНАНСОВЫЕ ПРИВЫЧКИ» мы разговариваем с героинями о том, на что они тратят, куда вкладывают и как откладывают свои деньги. В новом выпуске — предпринимательница Саша Крымова. Мы поговорили об инвестициях в искусство, одежду и осознанном подходе к тратам.

текст: Анна Аристова

Саша Крымова

соосновательница проекта Dear Progress

Стабильная ежемесячная зарплата у меня была лишь однажды — когда я работала в Шанхае

  Я соосновательница проекта Dear Progress. Мы с Денисом Ерховым занимаемся ведением и выращиванием брендов модной одежды и продаём их в парижском шоуруме. Мы начинали с российских брендов, но сейчас у нас по большей части международное портфолио. Год назад мы перешли на новый формат взаимодействия с дизайнерами — и теперь занимаемся не только продажами, но и планированием коллекции, а также консультируем бренды в вопросах стратегии и финансового планирования и стараемся работать на перспективу 3–5 лет. Сейчас наша деятельность перешла в диджитал-формат.

Квартира 25 %

Сначала я занималась современным искусством и организацией выставок по всему миру, это было моё первое направление. Позже, в 2011 году, мы с мужем основали компанию, занимавшуюся производством мерча (или сувенирной продукции), — у нас был пул самых разных клиентов, среди которых были такие компании, как Super Job, банк «Открытие», Политехнический музей и другие. Как правило, это были сложные вещи, придуманные с нуля под каждого клиента и их потребности; 90 % мерча мы производили в Китае. Но потом грянул кризис — рубль обесценился, и клиенты стали резать свои расходы и отменять заказы. Это был сложный период — мы теряли деньги и не понимали, что делать дальше. В итоге мы поняли, что в России делать нечего, и переехали в Китай по студенческим визам.

У нас не было никакого плана — мы думали, что бизнес восстановится, но доллар колбасило очень долго. В какой-то момент я поняла, что нужны деньги, контакты и практика языка, — в итоге мне удалось устроиться в компанию, которая открывала лайфстайл-магазин в центре Шанхая. Я стала заниматься всем от баинга до связей с прессой и в целом была единственной европейкой в штате, мостом между международными клиентами и локальным офисом. Помимо этого проекта, у босса была компания, занимавшаяся адаптацией рекламных стратегий глобальных брендов на китайском рынке. Так я начала работать и с ними — среди наших клиентов были Swarowski, New Balance, Nike. С этого и началась моя профессиональная деятельность на стыке ретейла, лайфстайла и моды.

Мой основной источник дохода — это деньги, которые приносит Dear Progress, а также доход от сдачи квартиры и продажи вещей из гардероба, но есть и небольшой кусок сбережений в виде акций, за которыми следит мой муж, — мы стараемся к ним не прикасаться. Вообще тому, как хранить деньги или их накапливать, кроме как просто откладывать их на сберегательный счёт, меня никто не учил, а в семье было принято либо тратить их сразу на какие-то желаемые вещи, либо «затягивать пояса» и копить на большие вещи типа машины, квартиры или дачи. Поэтому навыки финансовой грамотности у меня появлялись по мере моего взросления.

Школа

(частная международная школа)

20 %

Фактически с момента, как мне стукнуло восемнадцать лет, я содержу себя сама, но есть пара вещей, с которыми мне повезло и за которые я безумно благодарна моим родителям: мама позволяла мне ездить на её машине, но я должна была завозить её на работу и забирать с работы, а также мне дали возможность жить в квартире родителей. В моей семье никогда не было культа денег, но и раскидываться ими никогда не учили. Для себя я довольно рано решила, что деньги должны приносить пользу.

стабильная ежемесячная зарплата у меня была лишь однажды — когда я работала в Шанхае. В остальное же время я была индивидуальным предпринимателем, занималась бизнесом.

К сожалению, я человек, склонный к материальным слабостям, поэтому для меня важно трансформировать деньги в фактические вещи: например, с 2013 года я коллекционирую современное искусство. Я считаю, что это имеет как культурную ценность, отражает мой вкус, так и позволяет вкладывать деньги в долгосрочную перспективу. С момента, когда я начала это делать, у меня покупали работы из коллекции, я пополняю её постоянно, и я знаю, что и кто востребованы рынком. Моим последним приобретением стала работа Николая Кошкоша.

Телефон, электричество 5 %

Как человек, работающий в моде, я также покупаю предметы гардероба, и у меня есть небольшая коллекция вещей, которые позволяют мне иногда иметь дополнительный источник дохода. Например, я продала сумку-седло Christian Dior (это была одна из самых успешных сделок — я купила её за 300 евро на eBay и продала за 1100), подвеску-кошку Loewe, футболку Givenchy эпохи Рикардо Тиши и другие предметы, которые я покупала со скидками, зная, что впоследствии они могут стать интересной инвестицией. Для этого я пользуюсь ресейл-платформой Vestiaire Collective — они берут не самый маленький процент, но зато с точки зрения логистики они пока самые удобные. Моя коллекция разнообразна — например, в ней ещё есть туфли Dior Hybrid Heels времён Рафа Симонса, не моего размера, но я их храню, так как считаю, что в долгосрочной перспективе это коллекционный предмет. Инвестировать в одежду и аксессуары несложно — главное чувствовать сезонность, какие-то инфоповоды и другие факторы, которые легко уловить любому обывателю.

Сложнее инвестировать в акции. Пока у меня небольшой портфель акций компаний из мира моды, так как я понимаю, как работают конгломераты, как реагирует рынок и чего от него ждать. Он очень попсовый и для многих высокорискованный, там есть компании типа NKE, LVMUY, FTCH, JD, BABA, GPS, UAA и другие. Пока что это для меня скорее образовательная составляющая, нежели реальный заработок, но я стараюсь с этим разобраться, несмотря на то, что мода очень узкопрофильная сфера для фондового рынка. Мне всегда нравилось находить что-то особенное, ценное, предугадывать новые течения — будь то новые имена в мире искусства или моды, пристально следить за поведением рынка, делать ставку на то, что в перспективе вырастет и увеличит свою ценность.

Я не проходила никаких курсов по повышению финансовой грамотности — все знания я приобрела сама, по мере взросления и того, как я углублялась в бизнес. Когда у тебя появляется компания, люди, деньги и начинаются финансовые операции — приходится быстро во всём разбираться.

Хобби, развлечения, спорт 15 %

Моё увлечение финансами связано и с тем, что мы в Dear Progress всегда оценивали моду и бренды не только с точки зрения эстетической и концептуальной ценности, но и их денежной конвертации. В последние годы к моде стали относиться гораздо серьёзнее (во многом этому поспособствовало издание The Business of Fashion) и индустрия перешла из разряда развлечений и гламура в контекст бизнеса и денежных потоков. Сегодня в моде происходит много сделок по покупке брендов, слиянию и поглощению компаний — эти операции становятся всё более частыми за рубежом и точно будут происходить и в России. Поэтому мы в Dear Progress планируем открыть полноценное финансовое направление — тем более что рынок показывает, что сейчас самое удачное время для того, чтобы инвестировать и находить инвестиции.

В работу шоурума DEAR PROGRESS мы вкладываем собственные накопления плюс деньги, которые нам платят бренды, — эту сумму мы потом тратим на аренду помещения, мебель, перелёты и другие операционные траты.

я теряла большие суммы денег пару раз, а конкретно в 2013–2014 году: сначала из-за девальвации рубля, а потом из-за банкротства банка, в котором у меня на личном счёте и на счёте ИП были деньги. Из них по АСВ я получила только 10 %. Чему меня научила эта ситуация? Тому, что рубли я трачу стремительно и стараюсь не держать ничего в российских банках.

Одежда 10 %

Я никогда не брала кредитов. Думаю, это связано с недоброй репутацией кредитов в России и негативным опытом с прежним банком, из-за которого налоговая чуть не отправила мой бизнес на процедуру банкротства. Это произошло из-за того, что мой банк слишком поздно объявил о банкротстве, в то время как я провела через него оплату налогов — в итоге эти деньги не дошли до налоговой, и более того с них мне накапала довольно крупная сумма с пенями и прочими штрафами, а также произошло задвоение ИНН. В итоге у меня был долг чуть ли не на полтора миллиона рублей. Долгое время мы судились с банком, но чтобы решить эту ситуацию, не доводя дело до банкротства, пришлось взять в долг у мамы — деньги я потом вернула. С тех пор я всегда предпочитала брать в долг у кого-то, чем занимать деньги в банке.

Жизнь в Китае полностью изменила моё отношение к наличным. Китай был первой страной, решившей ввести мобильные платежи через WeChat и AliPay. В целом многие инновации, связанные с покупками и другими денежными махинациями, зародились в Китае. Теперь я крайне редко ношу с собой деньги. С пандемией в Испании, где я сейчас живу, все отказались от наличных денег и платежи проходят картами — даже в автобусе.

В Европе все платежи происходят по системе Direct Debit — то есть базовые платежи автоматически списываются с указанного при заключении контракта счёта. Это наш общий с мужем счёт, и мы оба скидываемся в эту копилку. Траты делятся в основном на аренду квартиры (мне приходится докладывать деньги в ту сумму, что я получаю от московской квартиры), на оплату школы моего сына, на дополнительные занятия, на жизнь в Мадриде, на рабочие поездки в Москву, Париж, Китай и Японию, а также я помогаю своей любимой бабушке.

Еда вне дома 
5 %

Свои финансовые траты, приходы-уходы я долгое время вела просто в таблицах, плюс практически все банковские приложения ввели контроль расходов, разные форматы накопительных счетов, сейфов и т. д. На одном из моих счетов у меня есть функция округления суммы, которую я трачу, что позволяет мне копеечки скидывать на отдельный счёт. По копеечке набирается в конце месяца-двух неплохая сумма. Я часто проверяю курсы валют, но это также есть у всех, и у гугла тоже.

Что касается платных подписок, то это стандартный набор: Apple, Google, Netflix, «Яндекс», Spotify. Из индустриальных сервисов мы с Денисом подписаны на The Business Of Fashion, Vogue Business, WWD и Seeking Alpha (ресурс для инвесторов. — Прим. ред.).

В 2020 году самой крупной тратой стали налоги: на ИП, имущество и на машину. При этом, скорее всего, предполагаемая поездка в Москву на новогодние каникулы будет ещё дороже: нужно купить билеты на нас троих, сдать все анализы плюс оставить собаку в собачьем отеле в Мадриде — по моим подсчётам, на одного догситтера придётся потратить около трёхсот евро.

Сбережения 
10 %

Новой тратой в 2020 году для меня стал спорт. Сначала я занималась в основном дома, но как только локдаун прекратился, увлеклась скалолазанием. Сейчас я хожу на скалодром раз в неделю. У меня нет трат на спортзал — если мне нужно позаниматься спортом, я делаю это дома на коврике или выхожу на улицу бегать, благо в Мадриде есть комфортные для этого условия. Хотя я недавно бегала и в Москве.

  Я никогда в жизни не буду экономить на здоровье. Я считаю, что это самая главная ценность, которая есть у человека. Ещё я никогда не экономлю на семье и друзьях — в том, что связано с подарками близким, я стараюсь находить для них самое лучшее. В свою очередь, я готова более осмысленно подходить к тратам касательно своего гардероба — а если и покупаю какие-то вещи, то обязательно анализирую их ценность по отношению к длительности использования и потенциальной жизни где-то ещё: я либо продаю эту вещь, либо могу отдать маме или на какие-то важные для меня цели.

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться