Разумные тратыФинансовые привычки продюсера курсов «Т—Ж» Кати Летовой
«Сейчас у меня самые гармоничные отношения с деньгами за всю мою жизнь»
В РУБРИКЕ «ФИНАНСОВЫЕ ПРИВЫЧКИ» мы разговариваем с героинями о том, на что они тратят, куда вкладывают и как откладывают свои деньги. В новом выпуске продюсер образовательных курсов о деньгах «Т—Ж» Катя Летова рассказала нам о том, как она разбиралась в инвестициях, избавилась от комплекса «бедности» и обрела гармоничные отношения с деньгами.
Катя Летова
продюсер курсов «Т—Ж»
Если начинать инвестировать по чуть-чуть уже с первых зарплат, к тридцати уже точно можно выйти на приличный пассивный доход
Как и у большинства детей 90-х в России, у меня была небогатая семья. Тема денег никогда не поднималась, и я не помню, чтобы ощущала нужду в чём-либо, — но часто слышала фразы о том, что мы что-то не можем себе позволить. Сейчас я думаю, что это была больше психологическая установка, потому что даже в самые тяжёлые времена и я, и брат всегда были одеты и накормлены. Но комплекс «бедности», конечно, расцвёл на благодатной почве и начал любопытно сочетаться с неприхотливостью, за которую меня хвалили. То есть, с одной стороны, это было «многое не могу себе позволить», а с другой — «но и так ничего». Я очень рано стала финансово независимой от родителей и привыкла, что могу рассчитывать только на себя.
У родителей были низкие зарплаты, и я не представляла, какие ещё бывают. Поэтому когда у меня начали появляться первые собственные деньги (по всем меркам скромные), я чувствовала себя по-царски: я привыкла, что мне почти ничего не нужно, и тратила мало и только на то, что считала действительно ценным. Мне всегда было свойственно экономить преимущественно на себе — на одежде, технике. Сначала для меня это было слишком дорого, теперь же, когда доход вырос, я увлеклась минимализмом и это всё стало скорее просто неинтересно.
Первые деньги в жизни я заработала, раздавая у метро «Третьяковская» каталоги Quelle. Это было невероятно бессмысленным, но весёлым занятием, так как я всё время искала способы рассмешить тех, кому должна была отдать каталог. Мне было лет четырнадцать-пятнадцать. Сколько за это платили, я не помню, но думаю, что совсем копейки. Зато я познакомилась с компанией ребят-супервайзеров, некоторые из них задержались в моей жизни до сих пор. Что касается первой штатной подработки, то это была работа курьером в рекламной типографии — мне было семнадцать. Тогда я копила на автобусный евротур. Работы было довольно мало, и от нечего делать и любви к табличкам я оптимизировала базы данных типографии. В итоге меня повысили до какого-то микроменеджера.
Лет семь назад я начала вести табличку в гуглдоке, где раз в месяц подбивала траты по обязательным и необязательным расходам и смотрела, как они распределяются. Так я научилась легко предсказывать траты и понимать, какие статьи расходов действительно могут сильно повлиять на финансовое положение, а на какие можно даже не обращать внимания.
Когда у меня стали появляться первые крошечные накопления, я жила в Риге и моя зарплата была в евро. Мне не нравилась идея вкладов, потому что по вкладам в валюте были ничтожно низкие проценты, и я долго хотела подступиться к инвестициям, но у меня было предубеждение, что это сложно, поэтому я откладывала эту идею годами. Втайне хотелось, чтобы кто-то объяснил мне тему как пятилетнему ребёнку, потому что после работы я всегда была слишком уставшей, чтобы читать заумные статьи. Потом я переехала в Москву, пришла работать продюсером в журнал про деньги «Т—Ж», где мы придумали, что было бы замечательно сделать курс для таких, как я. Так появился наш первый курс «А как инвестировать» — за год его изучили больше миллиона человек, так что похоже, что в своём запросе я была не одинока. Сейчас я считаю, что основы инвестиций стоит изучать ещё в школе, а вовсе не когда вы будете к этому морально готовы. Если начинать инвестировать по чуть-чуть уже с первых зарплат, к тридцати уже точно можно выйти на приличный пассивный доход. И это намного проще, чем мне всегда казалось.
Сейчас у меня один источник дохода — зарплата, которая приходит частями два раза в месяц. Так вышло, что последние полтора года я занимаюсь курсами в «Т—Ж» и своей целью ставлю сделать разговор о деньгах более прозрачным, осознанным и честным. Я менеджер продукта и главный продюсер. Сама я далеко не эксперт в финансах и изучаю все эти темы вместе с читателями, но в подготовке курсов это скорее помогает, потому что ясно, где что-то можно объяснить ещё проще. Работы много, поэтому на дополнительные проекты времени пока нет. Есть еще инвестиции и вклады, но пока рано называть их источниками дохода.
Сейчас у меня здоровые отношения с зарплатой — мне важно, чтобы мой доход рос пропорционально возрастающей нагрузке и ответственности. Я спокойно прошу повышения, когда нагрузка и ответственность меняются. Но так было не всегда. В одной компании я проработала несколько лет, ни разу не попросив о повышении, несмотря на то, что за это время нагрузка и ответственность выросли многократно. Первое время я ждала, что инициатива повышения будет исходить от руководителей, а потом у компании настал «тяжёлый период» и у меня включилась детская программа «да мне многого и не надо, и так сойдёт». В детстве бабушка часто хвалила меня за то, какой я неприхотливый ребёнок, и это стало казаться мне как минимум добродетелью и как максимум — поводом для гордости. Теперь я понимаю — с точки зрения бизнеса эффективный сотрудник, молча выжидающий вознаграждения, всегда выгоден. Он будет продолжать работать лучше и лучше, стараясь всё же заслужить поощрение, и не осмелится ничего просить взамен. Таким образом, с каждым годом будет обходиться компании дешевле: ведь экспертиза его растёт, а «цена» — нет.
Мне кажется, что у нас в культуре не принято уверенно просить больше денег: если работаешь в классном месте, часто подразумевается, что в первую очередь ты там за идею, за чувство принадлежности к миссии компании. А деньги в сознании многих соотечественников остаются чем-то чуть ли не неприличным, поэтому претендовать на большее — это как будто заявлять, что они тебе важнее идеи.
Раньше я измеряла свою ценность на рынке зарплатой. Сейчас я смотрю на свои знания и навыки как на то, что полезно уметь продавать. И зарплата, по сути, лишь отражение того, насколько я успешно с этим справляюсь. Думаю, лучше исходить из того, что пока ожидания по деньгам не будут озвучены, они не удовлетворятся. Как и любые другие потребности. Также мне кажется важным по возможности не брать в расчёт «тяжёлый период» компании и не входить в её положение — такие периоды редко заканчиваются и, если эта компания не моя, не должны быть причиной, из-за которой моя жизнь стоит на паузе.
Как только получаю любое поступление на карту, первым делом перевожу от него 10 % на накопительный счёт «на путешествия», пользуясь правилом «первым делом заплатите себе». Если откладывать деньги в конце периода, их может уже не остаться или можно просто забыть.
Также стараюсь в день перед зарплатой на оставшиеся деньги покупать что-то недорогое на бирже. У меня есть два брокерских счёта: обычный и ИИС. Если для вас это абракадабра — просто пройдите наш короткий бесплатный курс, через полтора часа станете практически экспертом в вопросе. В общем ИИС — это индивидуальный инвестиционный счёт, такая специальная программа от государства, продукт, придуманный для привлечения капитала частных инвесторов на рынок. За то, что вы вкладываете деньги на такие счета, можно получить налоговый вычет до 52 тысяч рублей. Что такое вычет, я сама узнала только полтора года назад. Оказывается, если у вас белая зарплата и работодатель платит за вас НДФЛ и вы тратите в течение года деньги на что-то, что государство считает полезным, то можно подать заявление на возврат части налога. Полезными государство считает много разных трат — от платного лечения в клиниках до инвестиций. За брекеты, например, тоже можно будет вернуть часть налога. Лично у меня пока нет таких накоплений, чтобы их было максимально выгодно внести на ИИС (по 400 тысяч в год), но я его открыла, и пока у меня копится «стаж» — в последний, третий год обязательно внесу побольше. А так все ценные бумаги я храню на обычном брокерском счёте. В курсе мы учим, что портфель начинающего инвестора (так называют одним словом всё, что вы накупили на бирже) должен быть сбалансирован по рискам, но мой пока довольно рисковый, потому что там почти одни акции и фонды. Жду новогодних каникул, чтобы добавить туда облигаций для приличия.
Храню деньги в трёх разных валютах в двух разных банкАХ, есть ещё два инвестиционных счёта и инвесткопилка. Моя финансовая подушка лежит только в евро: так сложилось, потому что пару лет назад я переехала из Риги, где все мои доходы были евровыми. В целом это скромная сумма, которой хватит максимум на пару месяцев жизни без работы, — насколько я знаю, это минимальный размер рекомендуемого несгораемого запаса. С нынешним курсом евро похоже, что это самый оптимальный вариант.
До недавнего времени у меня был страх бедности, поэтому небольшая финансовая подушка и отсутствие каких-либо долгов давали важное ощущение безопасности. Из-за этого страха я ни разу не брала кредитов и не влезала в долги. В сторону кредиток никогда не смотрела по той же причине. Только год назад я увидела статью в «Т—Ж», где мой коллега рассказал, что с помощью кредитки можно зарабатывать: достаточно хранить деньги на дебетовке, а тратить только кредитные. Статья меня удивила и заинтриговала. После того, как опробовала способ сама, мы сделали об этом целый бесплатный курс для таких же, как я, скептиков. Тот факт, что с помощью сочетания кредитки и дебетовки можно получать деньги из воздуха, не скрою, до сих пор приводит меня в восторг. Главное правило — не пользоваться кредиткой тогда, когда банковские деньги вам нужны. Пользоваться ею стоит только в том случае, если у вас предсказуемый доход и нет долгов. В этом году благодаря этой схеме в Стамбул я слетала бесплатно: бонусы с кредитки покрыли дорогой билет.
В последний год у меня изменились отношения с деньгами — я поборола свой страх нехватки, из-за которого мне были неприятны любые траты. Раньше любые покупки сопровождались небольшой радостью от обладания чем-то новым и горечью от того, что за это приходится платить. Для себя я была настоящей скрягой — отдавая деньги за что угодно, я чувствовала, как у меня становится «меньше», а это «меньше» запускало иррациональный страх бедности: «А что, если такими темпами однажды совсем ничего не останется?» Конечно, я не отдавала себе в этом отчёт, эта мысль была где-то глубоко, но причина дискомфорта была именно в ней. Помогло составить себе план действий на случай, если деньги действительно кончатся, — оказалось, всегда найдутся способы, как снова их заработать.
Ещё всё поменялось после подготовки курса «А как инвестировать», для которого мне пришлось погрузиться в мир инвестиций. Благодаря ему я начала смотреть на деньги просто как на энергию, которой необходим поток. Если деньги не «работают», энергия начинает застаиваться, как вода в болоте. «Работать» они могут, только когда вложены во что-то, желательно в инвестиции. В накоплении денег другими способами (просто на счетах), как я ощущаю, ценности для мира сильно меньше. Мне приятно думать, что вкладывая деньги в развитие какой-то компании, я «голосую» монетой за будущее, в котором у этой компании дела идут хорошо. То есть не только умножаю свои накопления, но и немного меняю мир.
31 % аренда
Я трачу огромную часть дохода (треть) на съём квартиры и точно знаю, что могла бы найти дешевле, но комфортное жильё для меня важно, поэтому пока я готова на эти траты. Машины у меня нет. Много трачу на обучение — но это не системные траты. Просто если попадается интересный курс, никогда не пожалею на него денег.
17 %
путешествия
Самые большие траты — это зимние путешествия. И вообще путешествия. Улететь в тепло зимой дорого, но это всегда того стоит. Хотя в этом году я поставила брекеты, и первоначальный взнос составил 100 тысяч. Это точно стало самой большой единовременной тратой.
2 % такси
10 % еда
Я стараюсь путешествовать три раза в год. В этом году я слетала в отпуск в Дагестан на десять дней, а ещё дважды слетала в другие города: в марте — в Тель-Авив, в октябре — в Стамбул, просто чтобы сменить вид за окном. Это дало мне прилив сил и инъекцию жажды жизни, потому что мало что меня так бодрит, как новые картинки и впечатления. Основная статья расходов в поездках — это билеты, но у меня кредитка All Airlines, и их часто удается отбивать. На жилье я стараюсь всегда экономить по максимуму — например, остановиться у друзей или снять недорогое жильё на Airbnb. В Стамбуле я неделю жила с лучшим видом на море всего за 1300 рублей в сутки. Плюс когда комнату сдаёт «Суперхозяин» — это гарантированно лучший гид по городу и новое крутое знакомство. Третья статья расходов — это еда, на ней можно сильно сэкономить, если покупать продукты и готовить дома. Но я редко это делаю, потому что ходить в местные кафе всё-таки важная часть опыта.
12 % здоровье
6 % подарки
5 % учёба
Когда начала на всё смотреть через оптику инвестиций, слово «экономить» ушло из моего лексикона. Во-первых, вместо того, чтобы меньше тратить, я думаю о том, как больше зарабатывать. То есть как стать более компетентной и как расширить количество людей, которым я могу принести какую-то пользу. Во-вторых, задумавшись о любой покупке или статье расходов, спрашиваю себя — будет ли это инвестицией? И если да, то во что? Инвестиции бывают разные — в хорошее настроение (цветы, платья), образование, отношения (подарки), здоровье. Когда ясно, во что именно, стало легко расставаться с деньгами — потому что в первую очередь это всегда акт любви к себе: если трачу — значит, верю, что инвестирую в лучшее будущее. А самые лучшие мои инвестиции денег и времени всегда были в образование и путешествия.
2 % одежда
Что касается подхода к тратам, люблю концепцию cost per wear («цена за выход») — познакомилась с ней через стилистов. Они рекомендуют оценивать вещь не с точки зрения ценника, а по количеству выходов в ней в свет. Таким образом, вещи, которыми мы часто пользуемся, оказываются практически бесплатными, даже если изначально и могли ударить по кошельку. А те, которые годами висят в шкафу, — самыми дорогими. Применяю этот подход не только к одежде. Как-то я освобождала квартиру от неиспользуемых вещей и продала на «Авито» их на 35 тысяч рублей. Это отняло многовато времени и сил, и я заметила, насколько тяжело продать вещи — намного тяжелее, чем купить, даже новые. Теперь на покупки смотрю ещё с точки зрения ликвидности — а что, если потом придётся это продавать?
3 %
уход за собой
Мне кажется, что перепотребление никогда не было в числе моих грехов, но последние годы я стараюсь вообще не приобретать ничего материального до тех пор, пока не понимаю, что это мне правда необходимо. Ношу вещи годами, а всё, что надоедает, стараюсь продать или отдать, чтобы у них продолжалась жизнь. Люблю дружеские свопы, потому что это отличный способ раздать всё, что когда-то было дорого сердцу. Прочитав пять лет назад книгу Мари Кондо, не могу оставить привычку избавляться от всего, что не приводит меня в восторг. За весь 2020 год я купила себе всего несколько новых предметов одежды (но да, в основном это потому, что я почти весь год проработала из дома и ходить было просто некуда), а также избавилась от нескольких пакетов. И этого мне мало (то есть много). Всё время оцениваю, чем ещё давно не пользовалась и куда бы это пристроить.
1 % благотворительность
1 % книги
Отдельная радость — благотворительность и поддержка близких на «патреоне». Один процент моего дохода стабильно уходит на помощь другим. Когда начну зарабатывать больше, постараюсь увеличить этот процент. Мне нравится идея, что денежная помощь для фондов весомее, чем волонтёрская. Помню, где-то прочитала, что благотворительность оздоравливает финансовые потоки: чем больше отдаёшь, тем больше приходит — это красивый и точный образ, как-то так это и ощущаю. Но в конце концов это просто приятно — знать, что так вот просто можешь помогать людям, которые в этом нуждаются или которые просто нравятся тебе. На «Патреоне» поддерживаю проекты друзей «Холод» и «НОРМ», тут чисто символический жест любви. А также благотворительные фонды «Такие же дети», «Ночлежку», «ОВД-Инфо», «Насилию.нет» и «Вера». В этом декабре при поддержке фондов мы
в «Т—Ж» выпустили курс, который поможет разобраться в благотворительности в России тем, кто пока не знает, как к ней подступиться.
2 % подписки
На подписки уходит какая-то ощутимая сумма — несколько тысяч рублей. В основном это стриминги, таск-менеджеры и даже одно безумно дорогое приложение для ведения заметок Roam Research. Плачу за него больше тысячи рублей, пока не слишком давно пользуюсь, но вижу в нём потенциал. Я подписана на Spotify, «Яндекс+», Notion, Netflix, иногда на какие-то платные почтовые рассылки. Мне кажется, что подписки — это всё же очень удобно и правильно. Я рада, что даже в России постепенно прививается привычка платить за музыку, фильмы, сервисы.
2 % спорт
для ведения бюджета я Пользуюсь приложением CoinKeeper, которое мне сильно нравится за порядочек и наглядность: есть возможность вести учёт по категориям с разных счетов. В нём для каждой категории можно завести иконку, задать ограничение по бюджету на категорию и по мере того, как будет идти месяц, смотреть, где всё по плану (зелёный), а где уже выбиваетесь из бюджета (красный). Есть удобная аналитика, можно посмотреть структуру трат в разных разрезах, поглядеть графики. Пользуюсь второй версией приложения, так как последняя, третья, мне не нравится. На мой взгляд, они всё усложнили и зря избавились от лаконичного и интуитивного дизайна. Иногда заношу расходы прямо в момент оплаты, а иногда подбиваю их за неделю по выпискам с карты.
2 % кот
Сейчас у меня самые гармоничные отношения с деньгами за всю мою жизнь. И дело совершенно не в том, на что мне их хватает, а в установках. Я благодарна за то, что имею возможность позволить себе все важные хотелки. При этом я спокойно думаю о том, что мой доход в будущем может резко упасть или резко вырасти, — это вряд ли окажет на меня существенное влияние, потому что по опыту знаю, что легко адаптируюсь к текущей ситуации. Мне нравится, что я научилась не экономить на заботе о себе и на том, что может принести радость, новые впечатления и знания.
ФОТОГРАФИИ: Маша Кушнир