Разумные тратыФинансовые привычки проджект-менеджера
Кати Стрельниковой
Импульсивные покупки, жизнь в кредит и осознанные траты
В РУБРИКЕ «ФИНАНСОВЫЕ ПРИВЫЧКИ» мы разговариваем с героинями о том, на что они тратят, куда вкладывают и как откладывают свои деньги. В новом выпуске — проджект-менеджер Катя Стрельникова. Мы поговорили об импульсивных покупках, подсчёте бюджета и жизни с необходимым количеством вещей.
антон данилов
Катя Стрельникова
проджект-менеджер
У меня нет желания сверхпотреблять, я покупаю вещи, только если они испортились
В детстве у меня были сложные отношения с деньгами. Я выросла в небогатой семье, и это наложило отпечаток на мою жизнь. У меня было много деструктивных установок: например, я напрямую связывала количество денег со счастьем. Я работала с первого курса университета и большую часть своей сознательной жизни потребляла слишком много. Я работала с утра до ночи и часто света белого не видела — просто для того, чтобы покупать новые айфоны или шмотки, которые я потом не носила.
Примерно четыре года назад меня буквально осенило. Я была в Гонконге и как раз стояла в очереди за новым айфоном. В голове проскочила мысль: «Что, так всё время будет теперь?» Ради чего я делала работу, которая по факту уже тогда потеряла для меня смысл, — просто потому, что у меня были хорошие условия? Так у меня началось переосмысление, и оно в какой-то момент привело меня к увольнению.
25 % еда
Стабильная работа у меня была до 1 марта 2019 года — потом я как проджект-менеджер ушла заниматься проектами: работала над айдентикой небольших брендов, сайтами, занималась графическими материалами. С одной стороны, я лишилась финансовой стабильности, но с другой — появилась возможность выбирать интересные проекты. Сейчас мои доходы нестабильны, деньги приходят эпизодически. У меня есть одно правило — зарабатывать не меньше месячного минимума, который мне нужен для жизни. Я слежу, чтобы эта сумма у меня была на два-три месяца вперёд. Если этих денег нет, это значит, что мне срочно нужно искать новые проекты.
Сейчас я перестала покупать: мне просто стало скучно. Есть такой философский вопрос: счастье — это когда ты можешь себе что-то позволить или когда тебе ничего не нужно? Раньше я следовала первой концепции, сейчас она меняется. Я рада, что это случилось до того, как исчезли «постоянные» деньги. Когда у тебя работа стрессовая и, возможно, нелюбимая, но при этом тебе стабильно капает какая-то сумма на счёт, ты рефлекторно ищешь быстрый дофамин — и идёшь за покупкой или в ресторан на бокальчик.
У меня нет желания сверхпотреблять: я покупаю вещи, только если они испортились. Если у меня порвались кроссовки для бега, я иду и покупаю новые. Я могу позволить себе не экономить на хороших вещах, но зато я знаю, что они прослужат долго. Пока вещь функциональна и хорошо выглядит, менять её ради минутного удовольствия тупо. Покупки в какой-то момент перестают приносить удовольствие, а сами вещи не вызывают никакого трепета. Радостно мне становится тогда, когда я что-то хотела — и в итоге не купила. У меня это вызывает гордость.
15 % красота, здоровье, косметика
Я покупаю, только если несколько дней подряд думаю о какой-то вещи. Теперь, например, у меня нет одежды, которую я не ношу. Я раздала тучу совершенно новых вещей — все мои подруги и коллеги с бывшей работы теперь ходят в моих вещах. Когда вместе со стилистом я провела ревизию гардероба, то обнаружила, например, шесть практически одинаковых тёмно-синих платьев. Я поняла, что покупала их каждый раз, когда видела в магазине, и они просто висели в шкафу. Теперь перед покупкой я даю себе минуту на то, чтобы задать вопрос «зачем?» и ответить честно, чтобы мозг принял правильное решение. Но это сложно.
То же самое можно сказать про косметику: сейчас у меня в десять раз меньше средств, чем было раньше. Я поняла, что пока не использую всё, что стоит у меня на полке, я не куплю себе ничего нового. Теперь я покупаю только те продукты, которые необходимы, не больше и не меньше. Не покупаю только из-за красивой упаковки или с мыслью «а вдруг мне это подойдёт». Раньше, например, мне казалось, что кроме Lancaster хорошего крема с SPF не существует. Но сейчас я понимаю, что Nivea тоже нормально. Но так работает не со всем. Мне не подошёл недорогой фиолетовый шампунь из «Перекрёстка»: волосы пожелтели за неделю. Я не буду в ущерб себе покупать дешёвые вещи. Если я хочу что-то попробовать, всегда можно воспользоваться тестером в магазине или попросить у друзей и подруг. Это тоже экономит бюджет.
Параллельно я увлеклась раздельным сбором мусора. Когда ты начинаешь сортировать, видишь количество мусора, это сильно влияет на психику. Сейчас, например, я не могу просто выкинуть технику на помойку — я задумываюсь: а куда её сдавать? И это тоже останавливает от необдуманных покупок. С большими покупками я пользуюсь таким лайфхаком: прикидываю, сколько дней я буду пользоваться той или иной вещью, и делю стоимость на их количество. Так, например, можно сказать про технику: без айфона, например, я не смогу работать. Это мой инструмент, на нём я не могу экономить.
15 % оплата квартиры мамы
Мне было тяжело выбраться из бесконечного круга покупок. Это случилось, потому что у меня произошёл какой-то интеллектуальный и эмоциональный скачок. У меня изменилось отношение к жизни, не только к тратам. В какой-то момент я начала увлекаться медитацией, осознанностью, рефлексией, психотерапией. Когда ты всё время задаёшься вопросом «а зачем?», рано или поздно ты применишь его и к покупкам.
Когда мне исполнилось восемнадцать лет, я взяла кредит на покупку айпода. Потом кредитные карты мне начали выдавать вместе с зарплатными, и я ими очень успешно пользовалась. Чем больше я зарабатывала, тем больше я жила в кредит. Всегда думала: «Ну, ничего страшного! Сейчас премию получу — и закрою свои долги». Десятилетие моей жизни прошло в кредит, но полтора года назад я запретила себе пользоваться кредитными картами. Я поняла, что раз у меня нет стабильного заработка, то и брать в долг у меня нет права. Год назад для одного проекта я взяла деньги в долг у друга на год. Проект в итоге я разлюбила и не сделала, а долг отдала даже раньше. Сейчас я не хочу платить банкам.
Я живу в квартире партнёра, поэтому этой статьи расходов у меня нет. При этом я оплачиваю коммунальные услуги в квартире мамы — на них в месяц у меня уходит примерно десять-пятнадцать тысяч рублей. На еду с партнёром мы тратим примерно поровну, но какого-то официального разделения у нас нет, всё строится на доверии. У меня на продукты уходит примерно двадцать — двадцать пять тысяч рублей. Думаю, у него примерно так же. В остальном мы также способны платить за себя, но бывают разные ситуации. Например, в прошлом году у меня не было проектов, так что мой отпуск проспонсировал мой партнёр. Бывало, что у него были непростые моменты, тогда финансовая нагрузка ложилась на меня. Мы договариваемся обо всех тратах, наше взаимодействие в плане финансов строится на каком-то адекватном отношении.
10 % хобби, развлечения
С увольнением я отказалась и от алкоголя. С точки зрения экономии это помогло: он был существенной статьёй моего бюджета. Второе — рестораны. Алкоголь, рестораны, шмотки — они были моими главными категориями. Так происходило, потому что я упарывалась — и у меня включался режим «а что, я не могу себе это позволить?». Сейчас я живу той жизнью, которая меня устраивает. У меня нет стресса, который нужно обязательно снимать. Не нужно ходить в рестораны, покупать дорогое вино.
Моя основная финансовая привычка — вести расходы, она со мной уже очень давно. Несколько лет назад мне стало интересно, и я в банковском приложении помечала категории расходов. Когда я поняла, что шестьдесят или семьдесят тысяч рублей потратила на рестораны, то задумалась: «Чего?» И я поняла, что нужно за этим следить. Сейчас мои расходы на рестораны — это десять тысяч рублей в худшем случае. С точки зрения еды не так уж много мест, которые мне нравятся, а с точки зрения общения с друзьями есть другие камерные места — например, гостиная в нашей квартире.
Когда приходит какая-то приличная сумма, то я понимаю, что мне нужно оставить деньги на жизнь, — и оцениваю, на какие большие покупки я сейчас могу потратиться. Недавно совсем износился мой айфон, поэтому я сейчас заказала новый. Но при этом я никогда бы так не сделала, если бы у меня не было денег на жизнь. Никаких сторонних источников доходов у меня нет. Есть свой собственный проект — рассылка про репертуарные постановки, но он некоммерческий. Там немного подписчиков, цена — 199 рублей в месяц, и пока этот проект только самоокупается. В инвестиции я пока не иду — в них нужно разбираться, а сил и времени на это у меня пока нет.
10 %
еда вне дома
У меня мало платных сервисов и подписок, даже по работе я в основном пользуюсь бесплатными. На Mailchimp для рассылок уходит десять долларов в месяц, на Readymag — двести долларов в год. Для себя я пользуюсь VSCO, подпиской на Apple Music. Недавно я отказалась от платного VPN — он плохо работал, я нашла бесплатный. Долгое время я пользовалась приложением для медитации Calm. Оно стоит пять с половиной тысяч в год, но если ты очень хочешь медитировать, то это можно делать и бесплатно. Отменила подписку на Bookmate, чтобы не читать с телефона перед сном и после пробуждения.
Я проходила курс Насти Веселко «Девушка с деньгами». Потом у неё вышла книга — она стоит сильно дешевле, а по смыслу такая же полезная. Курс тоже классный, но я не могу сказать, что почерпнула очень много нового. У меня есть друг — финансовый консультант, и иногда я могу с ним посоветоваться. Он прислал мне специальную табличку для ведения финансов, но ею нужно пользоваться, если у тебя есть стабильные финансовые поступления. Сейчас мне это не подходит.
Сейчас я довольна своей способностью тратить, я даже считаю себя аскетом. Я думаю, что иногда прикольно потратить лишнее, в этом нет ничего страшного. Но самое обидное в лишних тратах — это сожаление: когда ты постоянно тратишь лишнее и покупаешь ненужное, сиюминутное удовольствие быстро улетучивается. У меня сейчас это происходит редко. Я покупаю только то, что приносит кайф. Но при этом я никогда в жизни не буду экономить на еде. Мне нравятся помидоры со вкусом, но они стоят не сто рублей, а четыреста пятьдесят — ну, окей, значит, я куплю за четыреста пятьдесят.