Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Разумные тратыФинансовые привычки коуча Ольги Полищук

Финансовые привычки коуча Ольги Полищук — Разумные траты на Wonderzine

Гонорары, инвестиции и семейный досуг

в РУБРИКЕ «ФИНАНСОВЫЕ ПРИВЫЧКИ» мы разговариваем с героинями о том, на что они тратят, куда вкладывают и как откладывают свои деньги. В новом выпуске — коуч Ольга Полищук. Мы поговорили о её работе, о том, как понять, сколько стоит час твоего времени, и как выстроить бюджет, когда твой доход нельзя назвать стабильным.

антон данилов

Ольга Полищук

Коуч

Вольные хлеба сделали мои траты более осознанными

Я работаю коучем и фасилитатором бизнеса. На этом стыке я делаю проекты по развитию отдельных людей или целых компаний. Это не совсем про карьеру, а скорее про понимание потребностей человека и существующих моделей, которые применяет человек, когда идентифицирует себя через работу. Ещё я работаю с темой выгорания. Как командный коуч — с темой коммуникации внутри компании, настройкой более эффективных форматов. Сейчас очень популярный запрос — гибридная форма работы после эпидемии. Компании увидели, что и так процесс можно выстроить эффективно, многим людям понравилось работать удалённо. Теперь у них появились вопросы, как выстроить рабочий процесс на постоянной основе.

Расходы на жизнь 50 %

Ещё у меня есть онлайн-курс, который я запустила во время пандемии. Я провожу его раз в два месяца, поэтому доход человека в моей сфере может быть нестабильным: в один месяц я могу получить N тысяч рублей по итогам работы за прошедшее время, а в следующем месяце, например, отдыхаю и живу на те деньги, что получила раньше. Два дня назад я начала искать человека, который мог бы проконсультировать меня по вопросам вкладов и инвестиций. Впервые за долгое время у меня появился капитал, который я бы хотела вложить. Но пока я причисляю себя к людям, которые только разбираются с финансами. К тому же структуру доходов сильно изменил COVID-19: я думаю, что только к сентябрю смогу нормально сосчитать, сколько я зарабатываю.

Сейчас я живу вместе со своим молодым человеком. Мы договорились, что базовый набор — квартиру, продукты, машину — мы оплачиваем пополам. Всё, что касается наших персональных вещей, каждый зарабатывает и тратит сам. Если мне нужно купить банку Zielinski & Rozen, то я покупаю сама. Мой партнёр из Екатеринбурга, он инженер и занимается энергосистемами Урала. Поэтому сейчас я живу между Москвой и Екатеринбургом. Мы рассматриваем возможность остаться в каком-то одном городе. Я могу работать удалённо, поэтому мне проще к нему приезжать. Последние четыре месяца пандемии я провела на Урале.

В детстве меня не учили обращаться с деньгами. Родители жили от зарплаты до зарплаты. Накоплений не было, а большая часть средств тратилась на развитие меня и брата. При этом у меня чётко сложился паттерн, что можно потратить всю зарплату и даже залезть в кредитку. Я это поняла во время работы в офисе. Когда семья тратила всё, вопрос откладывания денег на что-то не стоял. И я уже во взрослом возрасте думала: «Живём один раз. Есть десять рублей, значит, надо потратить десять рублей. Потом ещё придут». Сейчас я поняла, что если раньше такая схема была вопросом выживания семьи, то у меня такой проблемы нет. Я понимаю, что могу откладывать деньги, не экономя на необходимом. Теперь я откладываю десять процентов с каждого дохода — и неважно, о каких деньгах идёт речь: это может быть и сессия с человеком, и гонорар за крупный проект, который приходит одним траншем. Это в некотором смысле инвестиция, это даёт ощущение свободы действий.

Квартира
20 %

Как коуч я часто встречаю такую же историю: мои клиенты тратят всё в ноль. Но дело в том, что люди, у которых есть какая-то заначка, чаще могут позволить себе перемены в жизни: если ты, например, уходишь с работы, то только финансовая подушка позволит тебе не кидаться на любое предложение, а послушать себя и узнать свои потребности. У тебя больше свободы действий.

Сейчас мои родители зарабатывают сами, они достаточно молодые. Если есть какие-то дорогие покупки — например, им хочется какой-то классный новый спортинвентарь, который стоит больше сорока тысяч рублей, — то я помогаю. Про такие покупки мы думаем как о семейном подряде, потому что родители много занимаются спортом. Это такие инвестиции в семейный досуг.

Когда я уходила из офиса в предпринимательство два года назад, я понимала, что есть некий финансовый минимум, который мне необходим для комфортной жизни. Я знала, что у меня уйдёт какое-то время даже на то, чтобы достичь того же уровня доходов. На моё удивление это случилось довольно быстро: мне потребовалось всего полгода. Но здесь помогла моя скорость: если мне что-то интересно, то я начинаю активно этим заниматься.

Билеты 10 %

Вольные хлеба сделали меня более осознанной в плане денег. Однажды, когда я уже месяцев семь или восемь работала на себя, я поехала с друзьями в отпуск в Грузию на четыре дня. Вдруг в самолёте я поняла, что за это время мне никто не заплатит. Когда ты работаешь на себя, то отпуск, болезнь или отсутствие клиентов делают твой доход хрупким. Тебе всегда нужна подушка безопасности. Я начала думать о системе своих доходов, чтобы деньги не заканчивались. Чтобы я не думала, что у меня пять рублей на карточке, что мне нужно рвать когти и браться за что-то, что я не хочу делать. Деньги стали для меня индикатором собственного состояния.

Я никогда не приходила к другим коучам и не спрашивала «сколько вы получаете». Когда ты продаёшь сам себя и в это же время делаешь какую-то работу, ты должен понять, сколько это стоит. Часто эта цена — некий симбиоз из твоих собственных ожиданий и знаний, которые ты накопил. Люди платят за них, за то, на что ты потратил свои тридцать лет и что узнал. Для меня время всегда было главной ценностью: как руководитель в прошлом я легко могла посчитать, сколько будет стоить та или иная встреча и какой от неё будет реальная польза. Когда ты оцениваешь своё время в часах, то ты понимаешь, что эти 60 минут — это квинтэссенция того, что ты знаешь и умеешь. Надо потратить силы ещё и на то, чтобы человек в принципе тебя нашёл. Поэтому ты начинаешь более избирательно подходить к проектам и выбирать только те, что тебе самой интересны.

 У меня есть кредитная карта, которую я потеряла два дня назад. Но к ней я обращалась не так уж и часто: она нужна мне для успокоения, например, в отпуске. Я знаю, что у меня есть карточка, с которой, если что, можно потратить деньги. Если и трачу, то покупаю какую-нибудь фигню раз в год, если кошелёк забуду. При этом я стараюсь её сразу восполнять, потому что меня физически бесит долг. Я всегда понимаю, что кредитка — это не мои деньги.

Развитие проектов 10–15 %

Пятьдесят процентов я точно трачу на такси, кафе, бани, массажи, уходы и хобби вроде сёрфинга и сноуборда. Большая часть расходов — это перелёты и переезды, потому что мои родители живут в Санкт-Петербурге, у меня много друзей в других городах. Я бы сказала, что на билеты у меня уходит ещё 10 процентов. Квартира занимает от 20 до 25 процентов. У меня бывают импульсивные, ситуативные покупки, на них уходит не больше 10–15 процентов. И, конечно, развитие проектов: на них уходит ещё 10–15 процентов. Отдельно стоит сказать про учёбу, но я их считаю за год: разные программы длятся разное время, я закладываю на них бюджет заранее.

Есть такая дофаминовая формула: чем больше ты работаешь, тем больше ты себя после этого вознаграждаешь какими-нибудь ништяками. У кого-то это шопинг, у кого-то алкоголь, у кого-то еда, у кого-то всё вместе. Уровень моего стресса можно определить по тому, как растут мои расходы. Для меня эта корреляция — это всегда тревожный звоночек и сигнал задуматься о жизни в следующем месяце. Не потому что денег нет, а потому что слишком много трачу. И я думаю: а овчинка вообще стоит выделки? Мне нужно тратить так много сил? Ведь неправда же, что много получает тот, кто много работает.

Импульсивные покупки 10–15 %

Сейчас я экономлю на вещах. Летом я разобрала квартиру и выкинула примерно 50 процентов гардероба, и после этого мне не захотелось ничего покупать. В этом смысле помог карантин, потому что привычка «пойти пошопиться», если у тебя плохой день, сошла на нет. Массаж, прогулки или медитация в этом смысле тоже классно работают, а эффект длится дольше. При этом я не экономлю на отпуске. В поездке я, скорее всего, буду экономить на жилье, у меня достаточно низкие стандарты комфорта. Наверное, я не буду экономить на приключениях. Сейчас я была на Камчатке, и я была готова потратить большую сумму на вертолётную экскурсию, потому что это уникальное место.

Мой базовый инструмент для продвижения — это инстаграм. У меня много приложений, которые помогают делать контент для него. Также я занимаюсь темой телесности и осознанности, поэтому постоянно тестирую новые приложения, которые связаны с велнесом, например медитативные. Но я не пользуюсь приложениями для ведения бюджета. Я начинала, но быстро отказалась — они созданы для очень системных людей, которые любят списки. Я хаотичный человек, я работаю интуитивно. Интерфейсы банковских приложений позволяют мне не тратить деньги. Раз в неделю я смотрю на свои траты и понимаю, устраивает ли меня моя жизнь или нет.

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться