Профессия«Хочу быть самой крутой по слэбам»: Женщины-столяры о любви к своему делу
Любительницы и профессионалки
Из-за пандемии мы гораздо больше времени проводим дома — так что для многих это стало стимулом заняться благоустройством пространства вокруг себя и попутно освоив новое дело. Одни стали выращивать растения, другие увлеклись шитьём или созданием ковров, а кто-то загорелся идеей работы по дереву — ведь, согласитесь, гораздо приятнее ежедневно лицезреть тумбочку или столик, созданный своими руками, чем изделие из масс-маркета. Мы поговорили с разными женщинами — любительницами и профессионалами — о том, с чего всё началось, как они освоили столярное мастерство и какие советы могут дать новичкам.
текст: Анна Аристова
Анастасия
архитектор, столяр, автор канала «Борщ.ТВ»
Я всегда любила что-то делать руками, а увлечение созданием предметов интерьера началось с необходимости. Мы построили дом, а денег на мебель не было — так что я перетянула старый диван, переделала советскую кухню. Пробовала что-то делать из фанеры, но получалось криво, и я не понимала, как у других получалось пилить материалы ровно. В итоге я стала изучать вопрос, взяла у друзей циркулярку и научилась ею работать. Потом попробовала фуганок, болгарку — всё было ново, интересно и увлекательно.
Вообще я архитектор по профессии и ещё со школы помогала папе в его архитектурной мастерской. Чаще всего я не видела объектов, построенных по моим проектам. В какой-то момент я устала от бумажной работы, мне захотелось видеть то, что я проектирую. Наверное, именно поэтому я увлеклась столярной работой. Я сама рисую эскизы, создаю 3D-модели и чертежи, а затем и саму мебель — так что я полностью вижу путь создания изделия начиная с мысли до готового изделия. Я могу потрогать и физически ощутить результат моей работы.
Пока я не могу назвать себя настоящим столяром, потому что не знаю всех подробностей этого мастерства. Для меня столярка — это скорее средство. Я изучаю всё в процессе работы от проекта к проекту. Информацию я ищу в основном на ютьюбе, рассматриваю много картинок с деталями мебели. С опытом становится проще. Я пробую новые соединения, учусь. Самое сложное в работе — это точность. Бывает, отпилишь лишний миллиметр — и всё, работа пропала. Физически сложно только таскать тяжёлые материалы — фанеру, например. Но сейчас в мастерской у нас много народу, всегда есть кого попросить помочь. Больше всего мне нравится финальный этап — покрытие маслом и любование готовым изделием. Когда всё получается красиво — это огромное удовольствие.
Год назад мы создали мастерскую Zanoza с большими планами. Я сделала растущий стульчик для моего ребёнка, и теперь мы производим и продаём эту модель по всей России. А также планируем выходить на мировой рынок. Это, конечно, повод для гордости. Ещё мне нравится делать социальные проекты. Например, я сделала садовую скульптуру в виде овечки с подсветкой и поставила её на нашей улице в деревне, чтобы все видели. Мне кажется, это улучшает среду жизни всех людей. Я надеюсь, что всем приятно. Ещё мы делали улиток для городского парка, где мы часто гуляем с сыном.
Что касается предвзятого отношения мужчин к моему увлечению, то поначалу приходилось немного сложно. Когда ты только начинаешь что-то делать, а на тебя уже сыпется куча критики — это не очень приятно. Но со временем доверие возрастает, как и мои навыки. Сейчас среди мужчин у меня много завистников, но с развитием ютьюб-канала я учусь фильтровать такие комментарии. Я считаю, что нужно отсеивать неадекватную, токсичную критику и принимать только полезные и конструктивные комментарии.
Если вы тоже хотите попробовать себя в столярке, то тут есть два пути. Либо пойти на курсы и освоить азы, либо как я — сразу перейти к делу: придумать проект и попытаться выполнить его любой ценой. Конечно, стоит оценить свои силы и поначалу браться за что-то попроще и в соответствии с имеющимся инструментом. Если нет ничего — то можно начать с лобзика и шуруповёрта. Нелишним будет знание геометрии и пространственное мышление. Нужно уметь хотя бы от руки сделать эскиз изделия с размерами.
Что до планов на будущее, то к лету мы хотим начать строительство мини-дома для нас и родителей на даче. Сейчас я проектирую домик, где при минимальной площади будет весь функционал полноценного дома, уют, комфорт и тепло.
Ксюша
художница по дереву
Мне всегда хотелось большое зеркало, чтобы танцевать, делать классные селфи и любоваться в нём собой. Конечно же, во время пандемии у меня появилось время, а с ним и возможность осуществить этот замысел. Так что я пришла в мастерскую к Пете, моему молодому человеку, который уже десять лет как занимается столярным искусством, и мы вместе выбрали доски, рассчитали размеры — и понеслась!
Большой плюс работы по дереву заключается в том, что я всё делаю своими руками и сразу же вижу результат. Это очень медитативное занятие, а ещё все формы зависят только от меня, они выражают моё внутреннее состояние, так что в этом деле я чувствую себя творцом. Первым созданным мной предметом было любимое зеркало — каждый день, проходя мимо, я вижу своё дитя, и благодаря результату этой работы мне хочется делать больше и больше новых изделий.
Во время карантина всё свободное время я проводила в мастерской и помогала Пете — таким образом, я моментально перешла к практике и набила руку для более профессионального воплощения собственных идей.
Я училась в политехническом университете, так что благодаря моему техническому образованию проектировать мебель оказалось не такой сложной задачей. И хотя технические навыки немаловажны в этой работе, я считаю, что в первую очередь необходима идея, которую невозможно держать в себе. Главное — не откладывать её на потом.
Самое сложное в этой работе — именно физическая часть, а также концентрация. Нужно поднимать брёвна, использовать специальные инструменты, станки — тут очень важна техника безопасности и навострённый ум. Но любая преодолённая сложность в будущем лишь даёт нам новые навыки. Приятнейшие моменты работы по дереву для меня — это тактильность, ощущение текстур, связь с природным материалом и наблюдение за тем, как дерево оживает в руках.
Вместе с Петей мы создали бренд @weico______, для которого мы делаем деревянные скульптуры, маски, тотемы, мебель, посуду и декоративные штучки, наполняющие дом уютом, — к каждому изделию мы относимся с любовью и трепетом. Наши источники вдохновения — слияние с природой, изгибы человеческих тел, языческие обряды и гармония стихий. Ещё мы стараемся давать дереву вторую жизнь — например, сейчас мы делаем проект из напольных досок 1870 года, найденых в старой квартире. Помимо этого, мы занимаемся реставрацией. А ещё сейчас я делаю сундук из лиственницы по мотивам бабушкиного сундука из деревни, чтобы дома со мной всегда были тёплые воспоминания из детства.
Тем, кто только планирует заняться этим делом, я могу посоветовать в первую очередь не бояться. Постарайтесь не заказывать столик в «Икее», попробуйте сделать его сами — ведь эта вещь будет радовать вас всю жизнь и, возможно, послужит толчком для нового дела. Что касается специальных курсов, то мне ближе практический подход — я считаю, что главное сразу окунуться в дело и набираться знаний через собственный опыт.
Анастасия
декоратор
Я всегда увлекалась рисованием, в школе все мои тетради и иногда домашние задания были в набросках. Однажды учительница английского подняла мой изрисованный лист перед всем классом, заявив, что «это называется doodles» — но для меня эти «каракули» значили очень многое и интересовали больше учёбы. Это не помешало мне с отличием закончить два высших образования, но в итоге «каракули» всё равно победили — и я стала предпринимательницей в креативной сфере, работая над декорациями для мероприятий и телевидения. Всё началось с поиска интересных предметов на блошиных рынках и онлайн, которыми можно было бы оригинально дополнить декор или сделать акцент. Иногда мне попадалась старинная мебель в обветшавшем состоянии, где-то нужно было подкрасить, где-то подклеить — так моя студия стала заполняться красками, маслами, клеем, всевозможными дрелями, пилами, лобзиками и станками. Моё последнее приобретение — ЧПУ-роутер для фрезерования дерева.
Мои эксперименты с мебелью начались с подобранного на улице комода, который удалось затолкать в багажник очень маленькой машины, — я его отшлифовала и подкрасила, и он всё ещё украшает наш дом. Но первым предметом, полностью сделанным мной от начала до конца, стал наш обеденный стол. По сути, в работе не было ничего сложного, но я по наивности пропустила несколько важных шагов на первых этапах — так что стол вышел немного «ваби-саби», с трещинами, но я всё равно его очень люблю, так как считаю, что неидеальность лишь добавила ему характера.
Я самоучка — училась по ютьюб-тьюториалам, наблюдала за мастерами в социальных сетях, понемногу набираясь опыта и осваивая новые станки и техники. Сейчас я работаю с деревом, металлом и эпоксидной смолой, но очень хотела бы попасть на узкоспециализированные курсы — учиться разнообразным техникам, старинным и передовым, можно бесконечно. Меня очень интригуют пазы, японские техники — это настоящее искусство, так как балки соединяются без гвоздей или клея.
Мне нравится создавать вещи своими руками по собственным рисункам. Работать с деревом особенно приятно — это тёплый материал, поддающийся невероятному количеству экспериментов. Например, брашировать мягкие породы дерева — сплошное удовольствие, так как результат всегда разный. Я почти никогда не использую лак, предпочитая воск или масло — так дерево дышит и с изделием можно работать даже через много лет, дав ему несколько шансов на новую жизнь. Ну и в конце концов работа по дереву — это удобно, с этими навыками можно многие задумки воплотить самостоятельно. Каждый проект, доведённый до ума и законченный, безмерно радует — одними из последних стали компьютерный стол в индустриальном стиле из дуба и «подвешенная» консоль из тиса, покрытая эпоксидной смолой. В планах на ближайшее будущее — постройка винной комнаты для небольшого органического магазина. А ещё я бы хотела создать собственную коммерческую коллекцию мебели — это моя давняя мечта.
Что касается советов новичкам, то, безусловно, для крупных проектов необходимо место, но мастерская, если вы хотите делать что-то пару раз в год, не обязательна — вы можете работать в гараже, на даче, в саду или даже просто на улице, так как будет пыльно! Для небольших проектов, маленьких поделок или реставраций не нужно много места, вы можете заняться ими дома, но будьте аккуратны — стелите защитное покрытие, надевайте маску и проветривайте помещение, если того требуют материалы. Для небольших штук я бы рекомендовала купить ручную шлифовальную машинку и гвоздевой пистолет (лучше электрический) — и у вас сразу появится множество возможностей преобразить существующую мебель. Если у вас есть место, для начинающих хорошо подходит маленький фрезерный станок, на котором можно вырезать детали, — стол с ним вы не сделаете, но полку, подставку, игрушку, украшение и даже детали более крупного предмета, которые можно собрать, будут легко выполнимы. Главное — берегите пальцы.
Марина
продюсер
Незадолго до ковида я переехала в Берлин. 14 марта мы с моим другом Патриком (а он художник и работает с деревом) поехали отдыхать на несколько дней в деревню в Саксонию-Анхальт. Пока мы были там, в Германии объявили первый жёсткий локдаун, так что мы застряли в деревне без интернета на полтора месяца. Первые две недели я слонялась по дому и округе, хваталась то за вязание, то за чесание хвостов соседских лошадей и в какой-то момент почти отчаялась найти себя в идиллической пасторали. Но в один прекрасный день я зашла в мастерскую и решительно сказала: «Хочу сделать стол со звездой Давида» (я — еврейский иммигрант, мой друг — немец). Так я начала работать с деревом.
Пока больше всего в этом процессе мне нравится совершенно новое для меня осознание, что я могу что-то делать руками. Тридцать четыре года я думала, что даже ложку с супом до рта могу донести лишь через раз, а оказалось — я ого-го что могу! Пока не привыкла к этому новому чувству и радуюсь каждой фигне, которую делаю. Ещё дерево приятно трогать. Ну и конечно, радует быстрый результат — поскольку у меня нет вообще никаких ожиданий, мне почти всегда нравится то, что получается. И это тоже большой кайф.
Как я уже упомянула, моим первым проектом стал стол со звездой Давида. Я вырезала звезду, а потом стала подгонять и приклеивать к ней обрезки, которые находила в мастерской и даже в поленнице. Вырезала дырку для проводов ноутбука, приспособила кусок старой полки под углубление для книг и бумаг. Получился Франкенштейн произвольной формы — он вполне симпатичный и служит мне рабочим столом.
Мне повезло, так как меня учит друг в своей мастерской. Он бесконечно терпелив, идеально объясняет и говорит, что у меня хорошо получается. Это важно — думаю, с любым другим менее чутким и более грубым учителем у меня ничего бы не вышло в лучшем случае, а в худшем я бы случайно отрубила себе пару пальцев от злости и/или незнания техники безопасности. Возможно, есть супервнимательные и чёткие люди, которые сами могут всему научиться и разобраться в технике безопасности, но это точно не я. Я всё ещё боюсь работать с некоторыми инструментами — и для меня это сложный танец про страх и беспомощность. Как в любом другом деле, вся сложность — во внутренней борьбе с собственными тараканами. Ну и бывает физически тяжело, я некрупный и неспортивный человек и пока не всё могу поднять/притащить. Приходится просить помочь или что-то изобретать. Зато неожиданно решился вопрос с подарками — все рады самодельным разделочным доскам на кухню.
Моё отношение к дому начало меняться давно и со стройкой: всю жизнь я много переезжала и у меня долго не было особого «чувства дома». Потом я отремонтировала одну квартиру в Петербурге силами строителей, а затем и вторую — уже в Берлине своими с друзьями силами. Когда в доме буквально всё сделано своими руками или руками близких — это классное ощущение. Сейчас я делаю комод себе в спальню, тоже из обрезков. А ещё хотела бы сделать кровать.
Гала Кононенко
столяр
Моё увлечение созданием мебели началось десять лет назад, когда мы с папой взялись за ремонт на даче. Тогда меня очень заинтриговала работа со столярными электроинструментами — меня завораживал процесс того, как подпиливаются, шлифуются деревяшки. После этого начались мои попытки реставрации старинной мебели и создания каких-то небольших проектов. С каждым разом изделия приобретали более сложную форму. Уже тогда мне показалось заманчивым связать свою жизнь со столяркой — но в голове кружились стереотипы о том, что это сугубо мужское занятие и мне оно не по силам. Примерно в то же время у нас в городе открылся столярный коворкинг, и одним из организаторов была девушка. Она вдохновила меня попробовать свои силы. Я подумала — а чего ждать? Я уже долгое время смотрела видео на ютьюбе, пинтерест, инстаграм и всё сильнее жаждала создавать предметы своими руками. Меня интриговал не столько конечный продукт, сколько сам процесс — я кайфовала от одного вида столяров за работой.
Конечно, поначалу было очень страшно, ведь я знала, как работать с деревом, лишь в рамках каких-то дачных проектов — но всё равно понимала, что это моё и нужно с чего-то начинать. В коворкинге работали люди с большим опытом (конечно, мужчины), и первое время было неловко делать что-либо перед ними. Помню, как я в первый раз пришла с сосновой палкой — лишь по прошествии времени могу сказать, что этот материал хорош не для всех проектов: например, для задуманного мной светильника он совсем не годился из-за своей мягкости. Но все отнеслись ко мне с теплом, и один из моих первых коворкинг-товарищей, ставший также моим наставником, вручил мне палку из ясеня. Когда я увидела его красивую текстуру, сразу влюбилась — а светильник до сих пор украшает мой дом как тотем, напоминание о моих начинаниях в столярном мастерстве. С Никитой — так звали моего товарища — мы до сих пор в хороших отношениях. Он подсказывал мне на первых порах, как работать с инструментами и, главное, соблюдать технику безопасности и беречь пальцы. Это одна из самых распространённых профессиональных проблем в столярке. После коворкинга у меня появилась своя небольшая студия, а сейчас у меня уже много клиентов и я вышла на большое производство — так что со мной работает целая команда.
По образованию я архитектор, и мне всегда нравилось составлять проекты, чертить, создавать модели. Мебель — это та же архитектура в объёме. Мне нравится, когда всё сходится и изделие получается идеальным. Люблю процесс обработки древесины, мне нравится снимать неровный слой, строгать доску на фуганке, чтобы даже самая грязная доска получалась идеально гладкой и с красивой текстурой. Такие магические превращения меня завораживают. Я кайфую от эмоций заказчиков, которым нравится то, что я для них создаю. Это не разовая радость от обладания чем-то — ты контактируешь с изделием ежедневно многие годы. Единственное, от чего я устаю, — это монотонность, например от многоразовой шлифовки какой-нибудь гигантской столешницы из эпоксидной смолы. Ещё мне нравятся вызовы — я люблю нестандартные проекты, берусь за них из спортивного интереса. Такие изделия создавать интереснее всего.
Новичкам я могу посоветовать в первую очередь обеспечить себя каким-то пространством для работы — как минимум балконом. Столярка — это пыль, на одежде, лице и всем вокруг. Важно носить какую-то защитную форму, не пренебрегать маской и перчатками (если речь идёт о работе с эпоксидной смолой, при работе со многими инструментами перчатки не рекомендуются), изучать технику безопасности. Ну и конечно, необходимо обзавестись собственным минимумом инструментов. Что касается курсов — мне кажется, что это скорее долгая история, которая отдаляет твою цель. Лучше практиковаться, и много.
Сейчас 90 % моей работы — это столешницы: я нашла свою нишу, мне нравится ими заниматься. В последние несколько месяцев перед Новым годом у меня был шквал масштабных проектов — в основном это были огромные столы из эпоксидной смолы. Также в конце 2020 года я заключила несколько договоров на создание более простых столешниц из слэбов для кафе и для дома. Сейчас занимаюсь ими. В планах у меня грандиозные проекты: я переехала в новую мастерскую и мне хочется развиваться в производстве столешниц, выводить их в серийное производство. Хочу быть самой крутой по слэбам в России.
обложка: Гала Кононенко / Instagram