Профессия«Согласовываю свои биоритмы с природой»:
Я делаю татуировки редких растений
Рита Золотухина о связи с природой и любви к джунглям
Художница Рита Золотухина переносит растения на тела без эскизов и рисунков, при помощи отпечатков. Такую технику она придумала сама — в результате работы выходят настолько реалистичными, что набирают десятки тысяч лайков, вдохновляют и заставляют захотеть сделать цветок и на собственном теле. Рита рассказала, как ждёт определённых фаз цветения, где ищет редкие растения и как находит клиентов.
Текст: Дарья Бигун
О детстве и связи с природой
Моё детство — это бабушка и мама. Они всегда знали, какое растение от чего помогает и чему способствует. Эти знания о целительстве остались со мной навсегда и сформировали любовь к природе. В семье считалось, что от простуды помогает сок каланхоэ. Перед сном в детстве нужны листья мяты и мелиссы, ромашка — для красоты волос, а герань или жасмин в комнате могут спровоцировать головную боль. В детстве я много играла с цветами, делала куклы из одуванчиков, а листья с дерева служили обменной валютой.
Я родилась в Донецке и прожила там до двадцати лет. Я всегда любила учиться, была круглой отличницей, ездила на разные олимпиады. И очень любила рисовать. Я решила поступать на архитектора — в нашем городе это был единственный вариант для тех, кто хотел бы продолжить заниматься рисованием. Когда я закончила учёбу, уехала в Киев с маленьким рюкзаком. Этот переезд стал для меня в какой-то степени обнулением. Я давно интересовалась татуировкой, но кроме эскизов, никакого опыта не было. Мне повезло: я пришла в одну студию и ребята, что там работали, согласились меня обучить и взяли в команду. Моими первыми татуировками были простые геометрические фигуры, но с самого начала было понимание, что я хочу делать что-то нестандартное. Я хотела работать с акварельными и растительными мотивами.
О собственной технике
Я придумала свою технику, для неё нужны живые растения или гербарий. Я не использую ни эскизы, ни рисунки. Сначала я подготавливаю кожу к переносу рисунка, потом прижимаю растение, на которое нанесён специальный краситель (его состав я придумала сама), а потом делаю тату прямо на месте отпечатка, повторяя форму и все малейшие детали, копируя цвет, оттенки и объём живого растения, на которое смотрю в процессе. Грубо говоря, я рисую портрет растения, поэтому татуировки выходят такими правдоподобными. Для своей техники я придумала тег #liveleaftattoo. Иногда клиенты говорят, чего примерно им хочется, в каких тонах, на каком месте, рассказывают о себе и делятся личными историями. Тогда я начинаю чувствовать, какое растение подойдёт этому человеку, и к сеансу приношу его — часто это прямое попадание.
Иногда люди сами приносят растение, которое для них важно. Однажды я делала потрясающую татуировку васильков вдоль всего тела. Для этой работы девушка приехала из Вильнюса в Киев спустя год после нашей первой переписки. Нам нужны были живые васильки, и мы ждали сезон цветения. Она подготовилась и вырастила часть цветков у себя на балконе, приехав с ними ко мне в гости.
Для другой татуировки клиентка привезла из Лондона в Бордо чемодан маленьких деревьев определённого вида — это была голубая ель. Или, например, девушке в Берлине нужна была сибирская роза, которую не найти в Европе, и её передали в виде гербария из архива биофака российского университета. Другая татуировка — гинкго билоба на всю спину: клиентка сорвала эти листья в Веймаре, где находятся аллея и музей этого растения, самое старое двухсотлетнее дерево, и даже Гёте посвятил там одну из своих поэм форме листа гинкго как символу дружбы.
Часто люди приносят мне растения из своих садов и с клумб, самостоятельно выращенные. Транспортируют и возят их с собой через страны и города, в самолётах в специальных боксах. Засушивают гербарий, ходят на охоту в ботанические и цветочные сады.
О поиске растений и путешествиях
Я очень много времени провожу на природе, с растениями, туда направлен большой поток моего внимания. Если я живу в какой-то местности хотя бы неделю, у меня в голове складывается своеобразная карта того, что где растёт, что я видела около дома, что в парке. Я общаюсь с цветочниками, держу в голове циклы цветения.
Раньше был стереотип, что татуировщик — мужская профессия, сейчас в сфере гораздо больше художниц, да и клиенток девушек очень много. Я считаю, что у любого дела нет пола. Ты либо делаешь что-то хорошо, профессионально, либо нет. Мне нравится, что мы все разные.
Я много путешествую и выработала иммунитет, который называется «мне везде хорошо». Я перемещаюсь, не убегая от чего-то, — я просто пробую себя в разных местах. Это открывает мне много знаний о новых растениях, новых видах, новой местности. У меня очень специфическая техника, и мне очень важно быть окружённой природой. Это делает меня счастливой. Есть гастрономический туризм, а у меня своего рода растительный туризм.
Например, когда я впервые попала в джунгли, в Бразилии, у меня два дня было помутнение сознания. Я не ожидала такой силы и такой красоты. Я очень люблю жить в природе, это огромная роскошь. Но люблю и города. В городе ты вдохновляешься другими вещами. Больше всего на земле сейчас я люблю три места: это Бразилия, Бали и Берлин. Клиенты сами меня находят, когда я нахожусь рядом. Сейчас я на какое-то время вернулась в Киев и тоже наслаждаюсь этим.
Я вижу и знаю, что уже есть татуировщики, которые используют мою технологию, но это совсем никак не влияет на то, что делаю я. Меня вдохновляет фидбэк, который я получаю после своих татуировок. Мне очень радостно слышать истории о том, как меняется жизнь у людей, после того как я им делаю тату.
Когда я придумала делать отпечатки, я знала, что до этого такой техники никто не использовал. Мой цикл жизни и мои биоритмы согласованы с растениями, поэтому ко мне сложно попасть на тату. Я не могу вести запись на год вперёд, потому что мне важно знать, смогу ли я найти определённый цветок в следующем месяце. Будет ли он цвести или нужно подождать. Я очень люблю то, чем занимаюсь, и благодарна за возможность жить и работать именно так.