ПрофессияБогиня лип-арта Влада Хаггерти о плагиате
и наследии Пэт Макграт
Сломанные кисточки, авторские права и та самая «капелька»
Интервью: Мур Соболева, автор телеграм-канала Fierce&Cute
Имя американки украинского происхождения Влады Хаггерти, она же Vladamua, известно большинству тех, кто в курсе, как обстоят дела в современном макияже. У Влады — одной из первых крупных визажисток, сделавших карьеру благодаря инстаграму — получилось занять узкую нишу между коммерческими макияжами и чистым искусством, в этом смысле она наследница, например, Пэт Макграт. Хаггерти прославилась своими лип-артами: на своих и чужих губах она рисует эшеровские кубики и капли воды, покрывает их жидким золотом и пайетками. Но слава отозвалась для Влады не только радужными перспективами. Несколько лет назад разгорелся скандал: сестра Ким Кардашьян Кайли Дженнер, запуская собственную косметическую линию, использовала в качестве логотипа работу Влады, переснятую с минимальным отступлением от оригинала. Профессиональное сообщество тогда встало на сторону визажистки, но менее неприятной история от этого не стала — особенно с учётом того, что идею одной из последних промокампаний Кайли снова позаимствовала у Хаггерти.
Популярность Влады в инстаграме естественным образом стала привлекать внимание брендов. На рекламные посты визажистка не разменивается — у неё есть куда более интересные варианты. В честь новой двойной коллекции жидких помад Smashbox Be Legendary — Lip Pigments и Liquid Metals — Влада создала лип-арты, обыгрывающие название каждого оттенка, и теперь ездит с мастер-классами по всему миру, выступая в интересном статусе «Smashbox Lip Editor-In-Chief». Перед московской презентацией Мур Соболева встретилась с Владой.
Команда Smashbox нашла меня в инстаграме примерно полтора года назад. Они пригласили меня к себе в офис в Лос-Анжелесе — дали попробовать сэмплы новинок, спрашивали, что я о них думаю. Так у них родилась идея, что я буду делать вижуалы для коллекции. Каждый лип-арт промокампании вдохновлён названием помады — например, в честь синего оттенка Iced Out я сделала лип-арт, где губы как будто покрыты кубиками льда, а для Bad B я сделала соты из крупного глиттера. Smashbox дали мне полную свободу, они не предлагали своё видение, а доверились моему — единственное их пожелание заключалось в том, чтобы концепция картинки обыгрывала название оттенка. Вообще, когда я ещё ходила в школу макияжа в Киеве, у нас был маленький стенд Smashbox. Мы красили всех моделей одной палеткой оттуда, передавали её друг другу, и я думала: «Вот однажды у меня будет такая собственная палетка». Домечталась!
Важный этап для любого визажиста или художника — штудии, изучение и копирование чужой работы. Всё что нужно, чтобы понять технику. Но потом, после этой фазы, нужно вырастить в себе что-то своё. Очень многие люди считают, что креатив — это необычные цвета или блёстки, но креатив — это новая идея, это попытка сделать что-то, чего никто не делал раньше. Для меня ужасно важно быть оригинальной. Я слежу за инстаграмом и визажистами, но именно для того, чтобы не повторить чью-то идею и иметь возможность придумать что-то новое. Я обожаю Алекс Бокс, у неё как-то фантастически работает мозг, она настолько другая и ей настолько плевать на всех, что это завораживает. Я люблю сюрреалистов, Дали и Эшера — тех, кто играет с формой. Мне кажется, у меня это из детства: мама всегда говорила, что не надо пытаться быть на всех похожей, и эта установка засела в моей голове навсегда.
Стараюсь использовать свою известность в благих целях — много говорю о копирайте, об авторских правах, об интеллектуальной собственности
Поэтому мне очень больно, когда мои работы воруют и копируют — потому что это моя идея, как можно просто так взять и забрать её? Мне это совсем не льстит — для меня это то же самое, что прийти к кому-то в гости, увидеть на стенке телевизор и забрать его. Это не лестно. Это неприятно. Поэтому я стараюсь использовать свою известность в благих целях — много говорю о копирайте, об авторских правах, об интеллектуальной собственности. Кстати, многие фотографы и художники писали мне благодарности, когда был скандал с Кайли. Потому что почти у каждого человека, занимающегося визуальным искусством, есть история о том, как его обворовали.
Конечно, каждый визажист мечтает о запуске своей линии косметики. Но мне кажется, что я пока что не раскрыла весь свой потенциал и все свои возможности как креативная визажистка. Я восхищаюсь Пэт Макграт и горжусь тем, что я с ней целый год сотрудничала. Мне кажется, у неё очень правильный для визажиста путь. В фэшн-индустрии она сейчас икона, все её знают. На данный момент она практически не красит, всё делает её огромная команда, их у неё человек пятьдесят. Она мозг, креативный директор, она придумывает концепцию. Кстати, я была у неё дома, очень волновалась, но она оказалась ужасно милой, такой плюшевой всеобщей мамочкой. Когда я к ней приехала, только и думала: «О боже, о боже, я дома у Пэт Макграт! Я в туалете у Пэт!» А она вышла ко мне и сразу обняла.
У меня, тем не менее, ещё есть визажистский запал: мне хочется снимать, придумывать, красить. У меня есть несколько друзей, которые запустили свои линии, и я вижу, как быстро упала их продуктивность как визажистов. Это сложно, особенно если у тебя маленький инди-бренд, в рамках которого ты и пиар-менеджер, и создатель формулы, и закупщик. Просто нет сил и времени что-то ещё придумывать, а мне пока что очень хочется. Может быть, когда выйду на пенсию, тогда подумаю об этом.
Я начала делать лип-арты, чтобы отвлечься. Мы с мужем переехали в Лос-Анджелес, у меня не сложилось с работой в Sephora, и я оказалась в чужом городе без работы, без друзей и в лёгкой панике. Я рисовала на себе каждый день по несколько часов: это настолько скрупулёзная работа, что трудно страдать, когда ею занимаешься, мозг полностью погружён в этот процесс. Я начала делать губы, потому что их мне красить проще, чем глаза: ничего не надо закрывать, изворачиваться, чтобы увидеть, что ты там нарисовала. Со временем у меня появились свои техники и приспособления: купила сильное увеличительное зеркало, стала обламывать кисточки, чтобы максимально близко подойти к зеркалу (первый раз я это сделала от раздражения, а потом оказалось, что так намного удобнее). На моделях я не могу рисовать настолько миниатюрные рисунки, как на себе, потому что я просто не могу подойти к другому человеку настолько близко — это будет некомфортно и для меня, и для модели. Снимаю себя я тоже сама — на камеру с макрообъективом, к которой подключается монитор.
Та самая капелька у меня получилась случайно. У меня тогда ещё не было никакого монитора, я снимала губы — и случайно нанесла перед съёмкой слишком много блеска. Почувствовала, пока снимала, что он капнул с губы на футболку, расстроилась, что испортила одежду. А потом увидела на одной из фотографий, как «заморозилась» эта капелька, и мне настолько это понравилось! Я подобный макияж видела и раньше, но у меня получилось создать его в собственном стиле — моя сделана из прозрачного блеска, очень тягучая, и больше всего я люблю делать капельки с помощью металлических текстур.
Я обожаю магазины для рукоделия, для меня они — как кондитерские для ребёнка. Именно там я закупаю блёстки, стразы, цепочки и всякие штуки для своей работы. Сейчас у меня есть дома комната-студия, я туда всё тащу, как белка в норку. Ещё я часто использую материалы для нейл-арта: они достаточно мелкие, их удобно использовать не только для ногтей, но и для лица. Вообще, я думаю, что мои идеи берут корни именно в нейл-арте: лет в шестнадцать-семнадцать я всё время разрисовывала себе ногти, рисовала на них всякие цветочки и грибочки. Сейчас, поскольку я работаю с людьми и всё время обрабатываю руки санитайзером, лак слетает очень быстро и ногти я почти не крашу. Видимо, моё желание продолжать рисовать на себе и превратилось в рисунки на губах.
Та самая капелька получилась случайно — увидела на одной из фотографий, как она «заморозилась», и мне очень это понравилось
Раньше я делала на себе арты каждый день — конечно, сейчас, когда у нас идёт кампания, так не получается. В поездке я зарисовываю идеи в блокнот — для того чтобы рисовать на себе, мне нужна моя студия, мои кисточки, моё зеркало. Я иду к себе, закрываю дверь, включаю «Друзей» на телефоне, и для меня это — как в спа сходить. И у меня, конечно, было много неудачных попыток. Даже когда я доделала, сняла и отредактировала работу, я всё равно могу решить её не выкладывать. Поэтому я больше всего люблю рисовать сама на себе: мне нужна свобода решать, что мне делать с этой работой. Самые долгие работы я рисую около трёх часов. Вот тут, например, каждый ромбик отдельно выложен блёстками. У меня дико свело шею, самое сложное — сидеть три часа с открытым ртом! Но удовлетворение от проделанной работы, от того, что я молодец, стоит того. Ну а потом сквозь слёзы приходится смывать макияж, конечно.
Лип-арт интересен, в частности, тем, что он живёт совсем недолго — буквально час-два. Если говорить о лип-арте в повседневной жизни, то самый носибельный вариант — это блёстки: если их правильно нанести, они держатся несколько часов. Главное — не наносить глиттер на слизистую, прижимать его пальцем и использовать в качестве подложки достаточно густую и липкую помаду. Вообще, мне кажется, что лип-арты — это тренд будущего: ещё пара лет — и все будут так ходить. Начнём с глиттера на губах, который уже многие носят.