ПрофессияСолистка Morcheeba Скай Эдвардс о сольной карьере и опасностях белых ночей
«Говорила сыну, что музыкой он на жизнь не заработает. Теперь он играет в моей группе»
Дмитрий Куркин
В Москву на Bosco Fresh Fest приезжают Morcheeba, британские классики даунтемпо 90-х, в своё время пережившие куда более неспокойные времена, чем предполагает их музыка, почти неотделимая от голоса Скай Эдвардс. В преддверии концерта мы поговорили с ней о далёком прошлом Morcheeba, пути независимого музыканта и том, каково это, когда твой сын играет с тобой в одной группе.
О том, как Скай стала Скай
О карьере певицы поначалу я не думала, я собиралась стать модным дизайнером. И когда я познакомилась с Полом и Россом (братьями Годфри, основателями Morcheeba. — Прим. ред.), я скорее влилась в их мечту — это они видели меня певицей. Уже потом, когда она воплотилась в реальность, она стала и моей мечтой. В том смысле, что я поняла: «О, а из этого и правда может что-то получиться». Но моей первой страстью была мода.
Такого не было, чтобы я пела в ванной, держа зубную щётку вместо микрофона. Но я помню, что брала стихи и придумывала к ним мелодию, сочиняла гармонию. Просто развлекалась таким образом, никаких планов на что-то более серьёзное у меня не было.
Я начала называть себя Скай (SKYE — аббревиатура паспортного имени певицы, Ширли Кларисс Йонавив Эдвардс. — Прим. ред.), когда училась в фэшн-колледже. Хотелось придумать себе крутое имя, а Скай звучало лучше, чем просто Ширли.
Об отношениях с песнями Morcheeba и бунте
Первый раз мы услышали свою песню на радио, засидевшись в студии до ночи, это было году в 1994-м или 1995-м. В два часа ночи маленькая подпольная радиостанция поставила в эфир «Trigger Hippie» — и у нас было ощущение триумфа. Мы даже включили «We Are the Champions» Queen по такому случаю. Нелепость какая! Но тогда нам казалось, что мы стали звёздами.
Мы были сильно озабочены тем, чтобы продавить песню на радио, сделать хит. И мы постоянно спорили о том, что выстрелит, а что нет: «Вот! Вот попсовая песня! Её будут ставить везде!» Это повторялось раз за разом: тебе песня нравится, а остальные её ненавидят.
Я от неё плевалась, но всё-таки спела — и «Rome Wasn’t Built in a Day» попала в первую десятку чартов
Помню, что когда Пол и Росс принесли мне «Rome Wasn’t Built in a Day», она мне страшно не понравилась. Это теперь я люблю её исполнять, и слушатели на концертах всегда хорошо её принимают. Но тогда я вообще не поняла её — это, наверное, был первый раз, когда я жёстко сказала «нет», по-настоящему взбунтовалась. Мы долго препирались по поводу этой песни. Пол и Росс говорили: «Да ты что, это же отличная песня для радио». Я от неё плевалась, но всё-таки спела — и «Rome Wasn’t Built in a Day» попала в первую десятку чартов в десяти странах. Для нас это был хороший результат.
Но такое часто происходит с музыкантами и песнями. R.E.M. терпеть не могут «Shiny Happy People». Или «Another Brick in the Wall» Pink Floyd — явно не самая любимая их песня, и тем не менее она стала очень популярной.
О сольной карьере в эпоху интернета
Свой лейбл я запустила после того, как намучилась с первым сольным альбомом. Его выход постоянно откладывали. И тогда я решила, что свой второй, «Keeping Secrets», выпущу своими силами. Мне повезло в том смысле, что у меня было немножко денег от продажи дисков на концертах, и это позволило мне издаваться самостоятельно. И с тех пор все свои альбомы я выпускаю за свой счёт.
Интернет изменил музыку, изменил то, как мы её слушаем. И в этом есть свои плюсы. Кто-то подгрузил на ютьюб песню «Not Broken» из моего второго сольника, и сейчас у неё семь миллионов просмотров. Приятно знать, что эта песня так нравится людям. С другой стороны, мой первый альбом, загруженный кем-то в Сеть, скачали 120 тысяч раз или около того — и я не получила с этого ни пенни. И это настолько просто, что никто не считает это воровством. Дети, никогда так не делайте.
О детях и ютьюбе
Мой сын, ему девять лет, обожает трансляции видеоигр — когда кто-то из взрослых геймеров играет, а остальные смотрят. «Кем ты хочешь быть?» — «Мам, я хочу быть ютьюбером!» А дочь постоянно смотрит видеоблоги. Обзоры новых лаков для ногтей, помады, не знаю, новых блендеров! Потрясающе, насколько серьёзно люди к этому относятся. И им не нужно попадать в телевизор — у них своё телевидение.
Старший сын Джейга играл в группе на ударных. Я постоянно говорила ему: «Карьеру ты из этого не сделаешь, в музыкальной индустрии нужно вкалывать до седьмого пота, так что лучше найди себе нормальную работу». И не успела я заметить, как Росс пригласил его в Morcheeba — я узнала об этом уже постфактум. Конечно, я была в шоке от того, что сын теперь играет вместе со мной. Джейге сейчас 18 лет — и Россу тоже было 18, когда он создал Morcheeba, так что он-то как раз ничего удивительного в этом не видит: «Парень играет на ударных? Давай дадим ему шанс».
Забавно, что я говорила сыну, что музыкой нельзя заработать на жизнь, а теперь плачу ему как музыканту
Забавно, что я говорила сыну, что музыкой нельзя заработать на жизнь, а теперь плачу ему как музыканту.
О белых ночах и неудачных советах
Однажды мы были в Санкт-Петербурге, когда там были белые ночи. И в тот раз что-то сбилось. Потому что обычно, когда темнеет, я иду спать, а тут мы пьём один раунд за другим — и не темнеет. Опомнились мы, когда на часах было уже восемь утра и пора было ехать в отель забирать вещи. Чекин в аэропорту был кошмарным. Мне было так плохо, что наш гитарист решил помочь мне и посоветовал мне выпить ещё. Я выпила пива — лучше не стало, так что я выпила ещё... В общем, нам повезло, что двери автобуса были открыты, потому что тошнило меня совершенно чудовищно.
О статусе Morcheeba и ярлыках
Мы с Россом не планировали записываться и выступать как Morcheeba, поэтому и альбом прошлогодний выпустили как Skye & Ross. Дело в том, что его старший брат Пол ушёл из музыки, но формально за ним сохранялись права на название группы. Ситуация была патовой, и, честно говоря, мы были уверены, что Morcheeba пришёл конец. Но сейчас нам удалось прийти к соглашению, так что теперь снова можем выступать как Morcheeba, осталось уладить последние детали. И новый альбом будем выпускать уже как Morcheeba.
Я знаю, что это прилипчивый ярлык — «Скай из „Морчибы“» (в одном из ранних релизов певица так и обозначена. — Прим. ред.) — но ведь так и есть. Я — Скай из «Морчибы». Мне понадобилось время, чтобы осознать это, но в том, как звучит группа, есть и моя заслуга, зачем же от неё отказываться. Когда я пишу сольные альбомы, я не хочу, чтобы они были похожи на Morcheeba — хотя обычно меня убеждают в обратном.
Обложка: Morcheeba