ПрофессияСварщица Александра Ивлева о возможностях металла и своем призвании
«Мне бы очень хотелось, чтобы работа сварщика считалась престижной»
В РУБРИКЕ «ДЕЛО» мы знакомим читателей с женщинами разных профессий и увлечений, которые нравятся нам или просто интересны. В этом выпуске мы поговорили со сварщицей и дизайнером по металлу Александрой Ивлевой, которая сделала скульптуру гигантского медитирующего кота для Московского международного фестиваля цветов и садов Moscow Flower Show. Нам Саша рассказала о реакции окружающих на ее выбор профессии, участии в конкурсе «Мисс сварка», многогранности металла, а также объяснила, почему для скульптора важна продуктивность.
Катя Биргер
Александра Ивлева
дизайнер по металлу
Когда занимаешься любимым делом,
не возникает вопроса — тяжело это или нет
↑ Скульптура медитирующего кота «Тихвами»
Я начала заниматься сваркой семь лет назад. Просто поняла, что мне нравится металл. У меня папа — инженер-конструктор, всю жизнь профессионально занимается сваркой и работает с металлом. Делал множество сложных конструкций — от лестниц до автомобилей. Меня всегда восхищала его работа, я видела, что для него металл — как пластилин и любую конструкцию он может за три секунды развернуть в другую сторону. Когда я к нему пришла в сознательном возрасте и сказала: слушай, пап, я тут хочу светильники сделать, научи, — он улыбнулся: «Ну, конечно, Саш!» Он был очень рад и научил меня работать с электроинструментами, полуавтоматической и газовой сваркой, самому принципу сварки. Свои первые работы я делала под папиным началом, и до сих пор он меня консультирует.
Я дипломированный электрогазосварщик третьего разряда, три года отучилась в московском Политехническом колледже № 31. Пришла к директору со словами «хочу у вас учиться», рассказала, чем занимаюсь, и меня сразу приняли. Училась с 16-летними пацанами, они сначала вообще не понимали, что я тут делаю. Называли меня Александрой. Потом с кем-то даже подружились. Подход в колледже ко всем был одинаковый. Я вообще считаю, что в любой специальности всё зависит только от тебя самого. Я пришла не стул протирать, а заниматься. Когда ты интересуешься предметом, преподаватель сам тебе открывается и отдает все свои знания. Потом мне предлагали получить высшее образование и сразу поступить на третий курс, но я пока не вижу в этом необходимости. Мне хочется заниматься творческим трудом, и того уровня сварки, которым я владею, для этого достаточно. Высшее образование пригодилось бы, если б я хотела работать технологом сварочного производства на каком-то заводе.
Мне всегда хотелось создавать что-то своими руками — арт-объекты и утилитарные вещи — и выражать через них свое мироощущение. Я не художник, у меня нет соответствующего образования, что не мешало мне три года писать маслом. У меня первое образование вообще товароведение и коммерческая деятельность, я несколько лет работала завскладом и с тех пор очень хорошо разбираюсь в светотехнике и электричестве. Мои первые работы — светильники — оттуда и пошли, я хорошо знала эту область и мне было интересно сделать их самой. До сих пор считаю, что подсвечивать металл — это круто. Медитирующий кот Тихвами, которого я сделала для фестиваля Moscow Flower Show, обязательно будет подсвечен изнутри.
Мужчины, которые считают, что я какая-то странная, что женщина должна быть утонченной
— это просто не мои мужчины
На Moscow Flower Show меня позвали весной, и я решила сделать скульптуру, которая бы отражала мое внутреннее состояние. Я не медитирую, но мне нравится индуизм и то, как он описывает мироустройство. Тихвами пришел ко мне сам как готовая идея. Я не могла уснуть, в какой-то момент села на кровати в позу лотоса и сразу поняла — это будет большой медитирующий кот, а в это пространство, что у фигуры между руками, сможет сесть или лечь человек. Спустя два месяца кот стоял в парке и радовал посетителей. Я считаю себя его мамой, Тихвами — самостоятельная личность.
Сварка есть сварка, просто кто-то варит трубы, а кто-то медитирующих котов. Кто-то делает это по необходимости, а кто-то потому, что это ему нравится. Металл — такой материал, с помощью которого можно много чего выразить. Когда скульптура кота Тихвами стояла в парке Музеон, рядом был расположен планшет, на котором можно было увидеть, как я его создавала. Люди смотрели на кота — на меня, на кота — на меня, а потом комментировали: «Ну надо же, вы женщина и смогли сделать такое одухотворенное существо. Мы и не думали, что через металл, прутья и сварку можно всё это передать». Силу Тихвами все чувствуют.
Меня всегда все поддерживали, говорили: класс, Саша, ты молодец. Мужчины обычно удивляются и восхищаются, когда узнают, что я сварщик, но для некоторых это оказывается чересчур. Я такой реакции даже рада: это значит, что они не мои люди. Мне 29 лет, я не замужем, у меня нет детей и я никуда не спешу. Мужчины, которые считают, что я какая-то странная, что женщина должна быть утонченной, быть украшением жизни — ну отлично, это просто не мои мужчины.
↑ Скульптура «Технология»
Работа сварщика действительно физически непростая. Видите мой бицепс? Я не качаю руки в спортзале, я там только бегаю на тренажерах. Со сваркой поработаешь — и руки сами накачиваются. Бывает, мне мужчины говорят, ничего себе у тебя бицепс. Взять ту же болгарку и ею полчаса что-нибудь почистить: держать ее непросто, она хорошо вибрирует и весит соответствующе. Для среднестатистической женщины, работа которой не связана с физическим трудом, это было бы сложно. Для меня — нормально: я могу взять железку и понести ее, если она для меня подъемная, набрать железо и сама потащить. Ведь когда ты занимаешься любимым делом, не возникает вопроса — тяжело это или нет.
Сегодня не модно быть токарем, сварщиком, сантехником — людьми, которые делают что-то руками. Вокруг сплошные менеджеры и управляющие: круто сидеть в чистом пиджаке на красивом стуле. Думаю, через какое-то время это изменится. Я считаю, каждый человек находится на своем месте, быть может, я своим примером смогу улучшить имидж этой профессии. Очень бы хотелось, чтобы работа сварщика считалась престижной. Притом что в нашей сфере есть своя элита — те, кто занимается аргоновой сваркой: сваривают автомобили, самолеты и всякие суперответственные конструкции. Такие специалисты хорошо зарабатывают.
Я бы хотела стать лицом бренда, производящего сварочное оборудование. В профильной рекламе регулярно снимают женщин, на них надевают сварочные костюмы, но сами они, естественно, сваркой не занимаются — так, обычные модели. Почему бы не сфотографировать меня, я ведь настоящая сварщица. Я знаю очень мало девушек, работающих со сваркой. Недавно нашла во «ВКонтакте» женщину лет пятидесяти пяти, она скупает всякие кованые элементы и сваривает из них розочки, цветочки, лебедей. Изучила ее страницу, там дети пишут: «Вот мама дает! На старости лет решила сваркой заняться». А женщине ведь просто интересно. Знаю еще, что в США есть художница, которая ваяет огромные скульптуры из металлического мусора. Но вообще я больше сварщиц не встречала.
Каждый год я хожу на Международную выставку сварочного оборудования Weldex, несколько раз даже участвовала в их конкурсе «Мисс сварка», там дают одноименный титул. Так вот, из всех участниц я всегда была единственной, кто так много варит. Обычно девушки занимаются ювелиркой, кто-то работает технологом сварочного производства, а другие просто менеджеры в сварочной компании.
Мне нравится, когда люди вступают в контакт с моими работами, могут их потрогать, покрутить
или сфотографироваться
Свой первый светильник я сделала и продала клубу «40-я миля», когда еще жила в Севастополе. Потом делала летающих птиц из металла по заказу одного ресторана. Несколько светильников у меня купили друзья, а в Москве я их сдавала в магазин, где продавали товары ручной работы. Помимо этого я делала столы по технологии, имитирующей виноградную лозу и древесную кору, — ее придумал и разработал папа. Ну и всякие конфетницы и скульптуры с подсветкой. В прошлом году на выставку «Сады и люди» я сделала трон — ландшафтную скульптуру, которую частично покрывали трава с цветами. Садишься на трон, а над головой получается корона, в которую можно вставить голову и сфотографироваться. Мне нравится делать вещи, одновременно утилитарные и несущие некую идею. Нравится, когда люди вступают в контакт с моими работами, могут их потрогать, покрутить или сфотографироваться. Я хотела бы сделать целую серию таких медитирующих животных, как Тихвами. Пока мне всё это в удовольствие и я знаю, что всё делаю правильно и это должно принести мне что-то в ответ.
На данный момент сваркой на жизнь я не зарабатываю, наоборот, трачу на это свои личные деньги. У меня есть основная работа, которая меня кормит. Я директор по развитию на производстве кованых изделий, веду направление садовых товаров. Моя цель — стать популярным художником и скульптором по металлу, развивать свою собственную стилистку, которую сейчас только создаю, и выражать через работы свои идеи и мысли. Хочу выставляться и продавать скульптуры.
Ориентироваться на других художников — значит загонять себя в рамки, оценивать через другого человека, «хочу как он или круче, чем он». У меня есть свой личный путь, что не мешает мне восхищаться другими людьми. Например, есть такой английский скульптор Энтони Гормли. Он создал огромную скульптуру человека с руками-крыльями, которая стояла на холме. Вообще мне нравятся продуктивные художники, у того же Гормли очень много скульптур. Понятно, что для этого у него есть мастерская и люди, которые ему помогают. Это здорово, когда художник не всё делает сам, а может собрать и организовать целую команду, а потом сделать с ней целую армию скульптур. В этом смысле я восхищаюсь Церетели, которого часто упрекают в том, что у него много подмастерьев. Почему нет? Если у тебя есть силы, желание и возможности делать скульптуры километрами — делай. Продуктивные художники — это здорово.
Фотографии: Павел Крюков, www.alexandra.guru