ПрофессияДиректор Tallinn Music Week Хелен Силдна о роли музыки в имидже страны
«Всё, что происходит вокруг, зависит лишь от нашей инициативы или нашего же бездействия»
На минувших выходных в Таллине завершилась седьмая Tallinn Music Week — международный фестиваль, посвященный новой европейской музыке, в котором в этом году приняли участие 205 артистов из 26 стран, 853 делегата и 180 журналистов со всего мира, а на концерты пришли более 25 тысяч человек. Можно было послушать звезд разной величины и жанров — от британской фолк-легенды Вашти Баньян до талантливого российского дирижера Михаила Леонтьева и группы On-The-Go. Над фестивалем работает команда из 25 человек (плюс собака) и несколько десятков волонтеров. Wonderzine побеседовал с основательницей и директором TMW Хелен Силдной. В Эстонии Хелен — фигура, по роли сравнимая с Сергеем Капковым для Москвы: ее инициативы поддерживают и государство, и таллинцы; во время TMW ее портреты украшали каждую третью журнальную обложку; она дружит с президентом Эстонии, частым гостем ее мероприятий. Мы расспросили Хелен о гендерных стереотипах, роли женщины-руководителя, российской музыкальной сцене на международной арене и, конечно, о собаке Пипар.
Интервью: Маргарита Саяпина
Хелен Силдна
основательница и директор
Tallinn Music Week
Творчество — неотъемлемая часть и двигатель успешно развивающейся экономики
Я выросла в семье музыкантов: отец был трубачом в симфоническом оркестре, а мама — солисткой в национальном оперном театре, я пошла по их стопам и с детства играла на фортепиано. Я выросла настоящим музыкальным фанатом — постоянно искала и открывала для себя новые группы, читала музыкальные журналы, покупала тонны записей. В какой-то момент мое увлечение и страсть стали моей работой, так что я настоящий счастливчик. Я пришла в музыкальную индустрию в 1999 году: устроилась секретарем в самое большое концертное агентство в странах Балтии, затем стала ассистентом, а вскоре и руководителем собственных проектов. Я всегда мечтала промоутировать по-настоящему интересные проекты. Так через несколько лет появилась моя собственная компания Musiccase и началась работа над Tallinn Music Week.
Шесть лет спустя Tallinn Music Week отвечает за культурный имидж Эстонии на международном уровне. Это не только моя ответственность и заслуга — это работа всей команды. TMW начиналась с группы людей, которые мыслят, чувствуют и действуют в одном направлении, объединенные одной целью. До нас никто целенаправленно не работал с местными музыкантами. Мы устали от нытья вокруг и всякий раз, заглядывая в зеркало, понимали, что кто-то должен этим заняться — и мы взялись. С тех пор я четко уяснила: всё, что происходит или не происходит вокруг, зависит лишь от нашей собственной инициативы или нашего же бездействия. Вокруг было столько прекрасной, разной, интересной музыки, которая просто требовала внимания. Тогда, в 2009 году, международный музыкальный фестиваль показался нам самой очевидной возможностью что-то изменить — и мы сделали Tallinn Music Week. Мы начинали только с эстонской музыки, но сейчас фестиваль стал международным.
Я управляю большим коллективом, в составе которого много мужчин. Порой это непростая работа — и внутри команды, и со сторонними оппонентами. Я твердо верю, что общество нуждается в равноправии мужчин и женщин, если речь не идет о тяжелой физической работе — единственной сфере, в которой мужчины, благодаря природным данным, превосходят женщин. Если речь идет о работе в интеллектуальной, творческой сфере — различий быть не должно, и хватит это обсуждать.
Мои персональные герои в бизнесе, в жизни в основном женщины; они мудрые, они хорошие политики, переговорщики, но в то же время могут быть жесткими и принципиальными, если ситуация того требует. На мой взгляд, женщины хорошие стратеги — они лучше мужчин видят картину в целом и лучше работают с людьми. Правда, для достижения поставленных целей женщинам чаще приходится работать в два раза сильнее, чем мужчинам. Когда я в двадцать лет начинала карьеру в качестве международного концертного букера и вела сделки с большими агентами и мировыми звездами, в основном моими партнерами и контрагентами были мужчины за шестьдесят. Несмотря на то, что я была уже самостоятельным менеджером, первым делом они всегда спрашивали меня, чей я ассистент.
Когда я в двадцать лет начинала карьеру, моими партнерами были мужчины за шестьдесят. Первым делом они всегда спрашивали меня, чей я ассистент
В профессиональном плане я никогда не оцениваю людей по гендерному принципу, я оцениваю профессионализм. Женщины в моей команде суперпрофессиональны, но также я работаю с прекрасными мужчинами. Среди мужчин встречаются шовинисты, сверхуверенные в своем положении, что порой не совпадает с их навыками и знаниями. Но на самом деле я рада, что сегодня бизнес-среда настолько динамична, что в ней выживают и выигрывают наиболее умные и талантливые участники рынка — пол больше не имеет принципиального значения. И если некоторым женщинам приходится работать вдвое больше, чтобы занять положение в бизнесе и обществе наравне с мужчинами, это значит, что они в два раза умнее.
С гордостью могу сказать, что TMW открыла миру многих артистов. Например, Maria Minerva, которая сейчас выпускается на лос-анджелесском лейбле Not Not Fun. Эстонский продюсер Syn Cole — одна из звезд международной EDM-сцены; вы можете узнать его фирменный звук в хите Avicii «Hey Brother». Молодая талантливая скрипачка и певица Maarja Nuut — первая эстонская артистка в истории, попавшая в лайнап важнейшего фестиваля мировой музыки WOMEX. Эстонские фолк-металл-гиганты Metsatöll. Я могу еще долго перечислять.
За шесть лет TMW выросла до масштабов всеобъемлющего городского события с кучей самых разных концертных поп-ап-площадок, круглых столов, конференций и даже мини-фестиваля кулинарии и искусства. Мы доказываем, что творчество — неотъемлемая часть и двигатель успешно развивающейся экономики, благодаря этому города, страны, частные компании и индустрии расцветают. Мы также заявляем, что в основе творчества лежат такие ценности, как равноправие и свобода слова — основные права человека. В этом году мы приняли еще одно важное решение и посвятили одну из лекционных панелей фестиваля лучшим женщинам-менеджерам. Казалось бы, такое возможно только в Швеции? Но нет, шведский опыт не имеет территориальных границ. Мы постарались раскрыть потенциал женщин в обществе. Согласитесь, глупо не использовать ради успеха дела навыки и таланты половины населения земли.
TMW активно поддерживает правительство Эстонии, в особенности министерство культуры и фонд содействия развитию предпринимательства Enterprise Estonia. В целом государство берет на себя около 35 % расходов фестиваля — это часть нашего бюджета, без них мы бы не справились. Со своей стороны мы развиваем международный туризм и способствуем росту культурной и бизнес-индустрии Эстонии.
В своем вступительном слове на церемонии открытия TMW президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес — большой поклонник рок-музыки — затрагивал тему неотрывной связи искусства и политики в современном мире и приводил в пример, в частности, Pussy Riot. Отрицать это — значит лгать. Российская независимая сцена уникальна и сильна в своем векторе развития. Лекционная панель, спикерами которой были российские промоутеры и менеджеры, собрала полный зал, слушатели долго расспрашивали экспертов о том, как строится гастрольный и музыкальный бизнес в России, какие есть сложности — и все без исключения были впечатлены профессионализмом и уверенностью россиян.
Я верю, что российская музыка тесно связана с жизнью общества, но в то же время она сделана с чистым вдохновением. В России есть большая сцена электронной лаундж-музыки, со времен группы «Кино» в России прижилась линия романтичного пост-панка, андеграундная электронная сцена гораздо круче и интереснее, чем кто-то в мире может себе представить. К тому же у вас мощно развита сеть комьюнити вокруг инди-рок-групп, и есть отличные коллективы, которые творят за пределами всех субкультурных ниш, как, например, Tinavie. Одна из главных групп в России, Motorama, подписала контракт с французским лейблом Talitres после выступления именно на TMW — и я верю, что такие интересные опыты в нашей практике будут еще не раз.
Наш опыт работы с российскими артистами становится плодотворнее год от года. Чтобы проиллюстрировать положительные изменения на российском музыкальном рынке, одну из лекционных панелей TMW мы назвали «Hope for Russia», куда в качестве спикеров пригласили российских промоутеров. Акцент был сделан в основном на том, что за последние годы в России появляется больше и больше заметных на международном уровне артистов, для которых важны гастроли за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Целью панели было поощрение международного сотрудничества с российскими артистами и промоутерами и привлечение обратного внимания к гастролям европейцев по России. Идея этой панели кажется мне очень логичной для TMW, страны-соседи должны особенно поддерживать друг друга. Одна из основных целей TMW — развивать и поддерживать культурное международное партнерство в общих интересах.
В этом году на TMW было представлено рекордное количество российских артистов, в их числе On-The-Go, Nina Karlsson, «Сансара», Neon Lights, Noid, «Ойме», молодой талантливый дирижер Михаил Леонтьев и другие. Блестящий брасс-бэнд ½ Orchestra объединился с эстонской командой Gorõ Lana уже во второй раз — первое их совместное выступление с успехом состоялось в Москве в декабре. Neon Lights представили видеосингл «Heaven», переработав композицию эстонского фолктроник-проекта Jagaspace; Nina Karlsson просто мультиталантливая артистка, а On-The-Go продемонстрировали качество международного уровня, их сложно переоценить. Все эти выступления не прошли незамеченными — и я уверена, что эти артисты могут добиться признания в любой стране.
Неважно, насколько ты талантлив, все равно нужно работать над собой
Самое сложное в работе с артистами — необоснованные требования и надежды. Чтобы понять, чего ожидать и требовать от организаторов, музыкант должен осознавать свое место, понимать контекст и общую картину мероприятия. Поэтому так важно как можно больше путешествовать, сотрудничать с самыми разными людьми и выходить за рамки собственного кругозора. Это дает понять, какое место в глобальном контексте ты занимаешь. Чем больше ты узнаёшь, тем лучше понимаешь, как мало знаешь на самом деле. Неважно, насколько ты талантлив, все равно нужно работать над собой. Я высоко ценю творческих людей, которые знают, что нет предела совершенству, нет предела тому, скольким новым вещам ты можешь учиться каждый день своей жизни. Возможность постоянного развития — самая бесценная возможность, которая есть у человека.
Будучи эмоциональным человеком, я приучила себя к тому, что лишние эмоции слишком энергоемки — они сжирают ценную энергию. В самые напряженные периоды ты вынужден поддерживать собственную энергию и не тратить ее на бессмысленные вещи. Быть слишком эмоциональным — значит просто тратить время окружающих зря. Я научилась сосредотачиваться на вещах, которые имеют для меня смысл в перспективе и двигают вперед. Есть такой термин — эмоциональный интеллект, его я выделяю больше всего, и среди женщин, и среди мужчин.
Я работаю в режиме 24/7, но расслабиться помогает моя собака породы бигль, ее зовут Пипар. Долгая прогулка с Пипар является лучшей частью моего дня. Она мой тренер и учитель, который заставляет оторваться от дел и заняться ею и собой. Особенным временем для меня являются субботы — дни, когда я неторопливо завтракаю и долго гуляю в парке с собакой. В праздники я стараюсь уехать подальше из города — в противном случае меня снова настигает работа. Как говорится, выходной — это день, когда можно поработать, чтобы никто тебя не отвлекал. Пипар всюду следует за мной — в офис, в ресторан, на встречу, — она настоящий друг и компаньон, и да, она — часть команды TMW. У нее даже есть свой собственный адрес pipar@tmw.ee — вы можете написать ей письмо, посмотрим, что она ответит.
фотограф: Laura Kallasvee