СообщницыLips & Brain: Мы запустили бренд платков с историями сильных женщин
Анна Погосян и Светлана Попова рассказывают о своём деле
В РУБРИКЕ «СООБЩНИЦЫ» МЫ РАССКАЗЫВАЕМ О ДЕВУШКАХ, которые придумали общее дело и добились в нём успеха. А заодно разоблачаем миф о том, что женщины не способны на дружеские чувства, а могут лишь агрессивно конкурировать. На этот раз наши героини — Анна Погосян и Светлана Попова, запустившие бренд Lips & Brain. Они выпускают шёлковые платки, на которых картинами рассказывают истории знаменитых женщин.
Антон Данилов
Об идее проекта и сложностях на запуске
Светлана: Мы обе из рекламной индустрии, я креативный копирайтер. С Аней познакомились в агентстве, когда вместе делали кампании. А потом решили, что хотим сделать что-то своё; что-то, что интересует нас обеих. Остановились на проекте, который помогал бы женщинам. Встречались, периодически брейнштормили. Одновременно с этим я рисовала на футболках — и дарили их друзьям.
Идея бренда появилась три года назад, проект запустили через полгода. Однажды основательница кафе La Boule в парке Горького попросила меня сделать принт на платке. Каждый год они проводят соревнование и дарят мерч, которым и стал этот платок. Я нарисовала дизайн, он всем понравился. Как-то раз мы с Аней опять обсуждали, чего бы такого нам придумать. Разговор зашёл о платках, и мы решили, что эта вещь — прекрасный носитель, на котором можно рассказывать множество историй. Метафоричных, символичных, любых. Можно вложить любой смысл с помощью иллюстраций.
Анна: Со Светой у нас совпадают ценности и взгляды, это очень помогает и в общении, и в работе. Поняли, что женская повестка нам интересна, потому что она табуирована, её преследует много стереотипов. Когда Света показала свои платки, я сказала, что они как истории, их хочется рассматривать. Тогда что-то щёлкнуло. Сначала думали о социальном проекте, но потом решили, что это может быть бизнесом с красивой миссией. Наши знания из рекламного мира соединились с творческим началом.
Как маркетологи, мы понимали, что с неподготовленной идеей продукта мы не сможем выйти, это большой риск. Потом мы много раз собирали этот «конструктор», экспериментировали, пробовали. Проверяли гипотезы на друзьях. Когда поняли, что эта идея нравится людям, то решили делать бизнес. Мой знакомый порекомендовал мне пойти в кафе с ноутбуком и там спрашивать у девушек про проект. Подходить в кафе к незнакомым людям и спрашивать, что они думают о проекте, было сложно. Но также это был классный опыт, который помог нам что-то пересмотреть и доработать.
Светлана: Мы долго обсуждали название, у нас было много вариантов. Хотели что-то странное, что-то, что вызывает вопросы. И чтобы при этом отражало сочетание женственности с силой, интеллектом. В любом человеке, вне зависимости от гендера, есть очень много всего. Наши героини как раз такие — самобытные, яркие, талантливые. В названии мы смешали формальное и неформальное, так и получилось Lips & Brain.
Анна: Самым сложным после запуска стало продвижение. Запускать что-то в фэшн-направлении без опыта, связей и поддержки медиа очень трудно. Но в какой-то момент на нас обратили внимание крупные издания и абсолютно бесплатно рассказали о нашем проекте. Это не получилось за одну секунду — это ежедневная интенсивная работа.
О выборе тем
Светлана: Наша главная тема — женщины и вдохновение женщин. Мы все видим, как в современном мире к ним относятся, в России и других странах. Нас с детства преследуют стереотипы, которые мешают карьерному продвижению. И наша миссия — поддержать женщин в их пути. Каждый наш платок посвящён героиням разных эпох и стран, каждая из которых вопреки всем сложностям занималась тем, что ей интересно. Мы показываем, что преодолевать непросто, но если ты добиваешься успеха, то оно того стоит. Преграды никуда не исчезли, но если женщина из девятнадцатого века смогла что-то сделать, то почему не использовать её историю как вдохновение? А ещё мы рассказываем о женщинах, которые не на слуху, — например, об учёных.
Анна: По работе я провожу много времени в соцсетях. Когда наши звёзды старше сорока пяти лет выкладывают свои фотографии, у них в комментариях очень много негатива. И при этом много восхищения под фотографиями западных звёзд. Меня это всегда удивляло: ну как так? Человек стареет, его тело меняется, это нормально. Мы тоже все взрослеем и меняемся. Когда я начала спрашивать у коллег и знакомых более старшего поколения, каждая вторая сталкивалась с эйджизмом. Одну мою очень профессиональную знакомую с двадцатилетним опытом не взяли на работу, потому что ей сорок — ей об этом сказали в глаза. Когда проблема тебя не касается, то кажется, что её вовсе нет. Но эйджизм — серьёзный вопрос, который касается и молодых людей, и представителей старшего поколения. Мы сделали платок, чтобы показать: возраста бояться не нужно.
Светлана: Мне нравится наш последний платок про космонавток и астронавток: когда я работала над ним, то экспериментировала с металлическими фломастерами. Ещё мне нравится история первой покорительницы Альп Люси Уокер. Она болела ревматизмом, и врач посоветовал ей больше ходить. Поскольку она жила неподалёку от гор, Уокер начала взбираться, всё дальше и дальше каждый раз. Как написано в её биографии, свои восхождения она отмечала бисквитами и шампанским. Поэтому у нас на платке есть маленькие кексики, а на всех горах расставлены маленькие бокалы с шампанским. Надо понимать, что это девятнадцатый век, а Уокер поднималась в женской одежде. Чтобы прийти в деревню во всей красе, ей необходимо было потом её чистить.
Анна: Мы стараемся делать рисунки не в лоб, а показывать какие-то нюансы. Клиенты всегда радуются и удивляются, когда узнают о сильных женщинах. Например, так было с платком, который посвящён первой в России докторке с дипломом. Ещё нам хочется, чтобы такая вещь вписывалась в гардероб. С одной стороны, делаем вещь универсальной, а с другой — зашифровываем разные моменты. Мы говорим про равноправие, уважение к себе. Это такие базовые вещи, которые иногда общество забывает. Мы ещё один канал, который говорит об этом — просто вот таким чуть более творческим способом.
О разделении обязанностей и создании платков
Светлана: На мне творческая часть, я иллюстратор и дизайнер самих платков. Также занимаюсь всем, что касается визуала: это материалы для продвижения, разработка сайта.
Анна: А я занимаюсь продвижением, PR, производством, логистикой. Такой продюсер, который отвечает за то, чтобы всё это вместе работало. Мы классно дополняем друг друга, советуемся по всем глобальным решениям. Бывает, что партнёры начинают работать вместе, а потом перетягивают одеяло, начинается недоверие. У нас такого нет, мы доверяем друг другу, помогаем.
Светлана: Работа над платком начинается с выбора истории. Много читаем, смотрим и ищем детали, визуальные ключи, которые смогут эту историю открыть. Например, изобретательница Хеди Ламарр, которая разработала технологию секретной передачи данных, сбежала от мужа: он производил оружие, которое поставлялось фашистам. Ламарр забрала все свои украшения, и поэтому на платке есть очень много драгоценностей: украшения — это часть её истории, практически голливудской.
Когда есть текстовый материал, я ищу референсы и цветовую гамму для композиционного скетча. Дальше мне нужно рисовать иллюстрации, собирать их вместе. Это сложно: на один платок у меня уходит примерно пятьдесят разных итераций и проб композиции, цвета, размера объектов. Конечно, мы смотрим, чтобы платок и в сложенном виде смотрелся красиво, чтобы его можно было носить и на шее, и на голове. Многие носят платки именно на шее, на разных углах у нас могут быть разные рисунки. Время изготовления всегда разное. Бывают очень быстрые платки, которые рождаются за две недели ежедневного труда. Но в среднем — от трёх недель.
Рисунок переносится на платок с помощью цифровой печати по шёлку, делаем это на фабрике. Я рисую красками, ручками, фломастерами. А потом обрабатываю и соединяю их в общий макет. Мне нравится, когда на платке удаётся сохранить текстуру — например, бумаги или красок. Получается немного наивный и живой стиль.
Анна: Сейчас у нас около пятнадцати платков в постоянной коллекции. Плюс к некоторым платкам делаем разные цветовые вариации. Мы сами устанавливаем дедлайны — и если понимаем, что платок требует доработки, работаем над ним столько, сколько нужно. Сейчас к нам обращается много крупных компаний, которые занимаются женской повесткой. Также бывают заказы на разработку платков с нуля, на это тоже уходит много времени. Балансируем между тем, что делаем для бренда и для коммерческих заказчиков.
О покупательницах и работе в пандемию
Анна: В целом наши платки покупают девушки в возрасте от двадцати семи до сорока пяти лет. Кроме Москвы заказывают и в регионы, и в другие страны — нас это очень радует. Иногда покупают и мужчины, обычно перед гендерными праздниками. Все очень вежливые, классные и приятные. Очень трепетно выбирают историю, советуются. Я обожаю наших клиентов, они вдохновляют, как бы банально это ни звучало. Если ты смог сделать счастливым одного человека — в Якутии, Англии, Москве, — это придаёт много сил. Когда нам пишут, что надевают наши платки на важные встречи, потому что они приносят удачу, то мы понимаем, что делаем всё правильно.
Светлана: В пандемию нам пришлось непросто, потому что платки — как и подарки, и аксессуары — отошли даже не на второй, а на десятый план. Мы это понимали и осознанно в начале прошлой весны договорились, что не будем пытаться продавать людям любой ценой, потому что сейчас у них другие приоритеты. У нас была возможность перетерпеть и переждать, поэтому мы переключились на контент.
Анна: Мы проводили прямые эфиры с разными интересными женщинами. Например, у нас выступала девушка Елена, которая бросила карьеру в Москве и переехала в Суздаль, где занимается росписью. Была женщина, которая переплыла Босфор и Ла-Манш, женщина-сомелье. Мы приглашали эксперток из разных областей, чтобы каждая зрительница нашла то, что ей будет интересно. Ещё мы до пандемии поддерживали благотворительность и переводили деньги организациям, которые занимаются проблемами женщин. Надеемся, что в следующем году сможем вернуть эту практику и помогать более системно.
ФОТОГРАФИИ: Lips & Brain