ДелоGrandmama’s print: Как я создала некоммерческий журнал о современной фотографии
Мария Ермоленко и её команда
Художница Мария Ермоленко и её команда выпускают второй номер независимого журнала о фотографии Grandmama’s print. Мы расспросили нашу героиню — основательницу и главного редактора журнала — о том, как обстоят дела с популяризацией современной фотографии в России и как делать печатный журнал в наше время.
екатерина рыбалко
Название Grandmama’s Print родилось спонтанно. Мы не хотели называть журнал как-то скучно и пафосно, очень долго сидели в зуме на собрании и думали над вариантами, но все звучали однообразно. И тут одна девочка предложила название Grandmama’s Print: оно сразу выделилось на фоне остальных, потому что есть в нем немного самоиронии, и мы решили остановиться на этом варианте.
Ещё до создания журнала я училась в «Фотографике», изучала разные иностранные онлайн- и офлайн-издания, специализирующиеся на фотографии: Foam, Aperture, GUP, YET, Phases Magazine и многие другие. Оказалось, что в мире таких изданий много, а в России нет. После долгой моральной подготовки (случилось это на карантине, в марте 2020 года) я решила собрать команду для работы над собственным изданием. Было страшно и непонятно, как делать журнал, имея только огромное желание.
Идея для первого номера с символичным названием «Начало» пришла сразу — ведь это наше первое печатное издание. Проекты и материалы мы подбирали соответственно под тему. Фактически мы начали наше дело с нуля и вот уже полтора года набиваем шишки и совершаем ошибки — отсюда и тема для второго номера. Лично для меня самым сложным было найти нужный ритм в работе и научиться взаимодействовать с командой. Раньше я никогда не была на руководящей должности и сначала долго боролась с синдромом самозванца. Главное — не поддаваться ему. Не только я страдала от этого, почти все это чувствовали — мы поддерживали друг друга и верили, что всё получится и что это по-настоящему. И так до сих пор: мы верим и поддерживаем.
Вторая большая проблема — это рассчитать время и уложиться в дедлайн. Перед выпуском первого номера мы ничего не успевали: очень нервничали, всплывало множество всяких «недоделок». Наша дизайнер сдала номер в печать в шесть утра, а на работу при этом вставать в семь. Сейчас об этом весело вспоминать, но тогда было тяжело. После этого я сразу составила расписание дедлайнов на второй выпуск, и мы теперь стараемся ему следовать. Понятно, что снова будет много забытых деталей, но расписание хоть как-то помогает.
Мне кажется, главное для команды — это держаться вместе, всё-таки «один в поле не воин», особенно в таком большом деле. Иногда это сложно и мы ругаемся, но быстро миримся и пытаемся отрефлексировать конфликт: понять, что произошло, и как не допустить этого снова.
Наш читатель — это в первую очередь интересующийся человек. Это необязательно фотограф, но человек, которому не всё равно, что его окружает, какую информацию он впитывает. Мы хотим рассказать и показать, какой бывает фотография, что авторы снимают сейчас, о чём размышляют в своих проектах. Многие люди мало знают о современной фотографии, а про проектную вовсе не слышали, и мы хотим поделиться своим интересом. Мы же не просто так это начали! Идея журнала родилась от любви к изображению — это одержимость, которая перетекла в печатный вариант. Хотелось бы заразить этим всех вокруг.
Сейчас мы ничего не берём себе с продажи журналов, все деньги идут на дело. Мы рассчитываемся за первый номер, так как часть денег на печать пришлось занять. А сборы на второй номер мы делаем на краудфандинговой платформе «Планета» — там уже можно его купить и поддержать нас. Для первого номера пришлось потрудиться, чтобы найти деньги: часть мы собрали на «Планете», часть нам подарил спонсор и коллекционер современного искусства Сергей Лимонов, за что ему большое спасибо, а часть мы заняли. Скажем так, сбор средств на никому не известный журнал — это долгий и мучительный процесс, но мы справились.
Первый выпуск стоит 1500 рублей, и его можно купить у нас на сайте или в книжных магазинах, список которых мы постепенно расширяем. Вообще, вопрос цены журнала в России довольно сложный, так как люди всегда будут хотеть купить продукт дешевле. Возможно, чтобы общество не так резко реагировало на стоимость, стоит больше рассказывать про внутреннюю работу над изданием, оглашать стоимость печати и материалов, показывать, какой это сложный и трудоёмкий процесс. Нужно в целом больше рассказывать про журнальную культуру и создавать места, где продаются классные издания. Я бы с удовольствием делала журнал дешевле, но 1500 рублей — это самый низкий порог, увы. Кто очень хочет, тот купит, я в этом уверена.
Сейчас наша команда — это четыре девушки: я, основательница журнала и главный редактор, дизайнер Влада Ворожцова, редактор и специалист по социальным сетям и связям с общественностью Лейла Богданова-Бабакулова, визуальный и пишущий редактор Кристина Сергеева. С Лейлой и Кристиной мы вместе учились в «Фотографике», а с Владой давно дружим. Изначально у нас не было чёткой установки, что в команде будут только девушки: мы это не решали, просто так получилось. У меня не было никаких предубеждений по этому поводу, но с мальчиками в команде у нас как-то не складывается. Сейчас нам очень комфортно, у всех есть свои обязанности, а для меня очень важно, чтобы каждый ощущал свой вес в работе над журналом — с этим весом приходит ответственность перед делом.
Что касается поиска авторов для журнала — мы проводим ресёрч, смотрим конкурсы, другие издания, социальные сети. Для первого и второго номеров мы проводили опен-колл на печать в журнале. Мы открыты к сотрудничеству, публикуем проекты не только в печати, но и онлайн и всегда рады, если нам присылают свои работы. У нас нет самоцензуры, нет вообще никаких рамок, кроме «вкусовых». А так как у всех членов нашей команды примерно одинаковый визуальный вкус, разногласий по поводу выбора проектов не возникает. Конечно, если нам пришлют проект из ряда вон выходящий и неэтичный, мы его, скорее всего, не возьмём. Но таких случаев пока не было, наш радар настроен на другие волны, поэтому мы даже не ставили никаких ограничений.
Однажды мы обсуждали, что в нашей стране мало популяризируется современная фотография. Думаю, мало делается, потому что ещё некому. Сейчас мы наблюдаем новую волну современной фотографии в России: появляются новые авторы, а с ними выставки и другие инициативы, фотографы начинают делать и продавать принты и фотокниги, а чем больше авторов, тем больше идёт молва. Уже лет через пять у нас будет совершенно другая ситуация в сфере современной фотографии, я в этом уверена.
Я бы хотела, чтобы до создания журнала мне сказали, что придётся очень много работать, чтобы что-то получилось. И что в итоге это принесёт плоды. Но это не только про работу в журнале, а вообще: город сам себя не построит. Если у вас есть желание создать собственный журнал или какой-либо проект, то за время работы над изданием я поняла несколько вещей. Во-первых, что бы ни случилось, без паники, всё можно решить. Во-вторых, найти своих и успокоиться — это не просто присказка, это очень важно. Наша команда формировалась полтора года, сейчас нас четверо, и на каждого человека я могу положиться, я знаю, что девочкам не всё равно, и мы вместе растим наш журнал. Хорошая команда — это полдела.
И в-третьих, если много делать, то рано или поздно результат появится. Человеку под силу сдвинуть целый самолёт, но если он остановится, то придётся начинать всё сначала, так что сдаваться нельзя. Можно взять паузу и отдохнуть недельку, но не бросать начатое — нужно выжать из себя всё, иначе зачем начинать. Мы делаем забег на длинную дистанцию, а это значит, что нужно запастись терпением и умело рассчитывать силы.